Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№3 (231) 2015 год / 10 страница
Страница Алексея Эбеля
Алексей Эбель – известный в Алтайском крае и в Сибири фотохудожник. Его «зона интересов» – дикая природа Алтая. В прошлом году наше сотрудничество вышло на новый уровень: в «Природе Алтая» он начал вести свою страницу. За год он рассказал о бёрдвотчинге и бёрдвотчерах, нестбоксинге и многом другом. Алексея как в фотографиях, так, в печатных материалах отличает нестандартность мышления и необычность взгляда. Что, впрочем, совершенно объяснимо, ведь эти слова можно, наверно, считать синонимами творчества. А ещё – любовь ко всему живому. А всё живое – красиво и прекрасно. Вот и сегодняшняя публикация интересна и необычна. Впрочем, читайте.
С. МАЛЫХИН
Что такое познавательный природный туризм?
Знаете ли вы… Кстати, а вы знаете, что автор «Агента 007» Иен Флеминг попросил своего друга – орнитолога Джеймса Бонда, автора книги о птицах Карибского региона, – использовать его имя-фамилию для своего главного героя? А то, что бёрдвотчингом увлекались и увлекаются Джемс Уотсон (один из авторов открытия модели ДНК), Кэмерон Диас, Джимми Картер (один из президентов США), Мик Джаггер, Стив Мартин и ещё многие известные личности?
В начале обсуждения любой темы стоит определиться в терминах, тем более что у нас наблюдается большая путаница с их применением. Во-первых, в этой своей статье я хотел бы дистанцироваться от термина «экологический туризм», который активно эксплуатируется всеми кому не лень, без какого-то понимания о сути этого словосочетания. Если совсем просто, то экологический туризм – это туризм, оказывающий минимальное воздействие на окружающую среду. Путешествуя, например, на велосипеде в пригороде, вы уже занимаетесь экологическим туризмом.
О терминах Познавательный туризм – это весьма распространённый вид туризма, когда в ходе посещения каких-то мест вы получаете ещё и какие-то новые знания. Это направление – очень важная часть внутреннего туризма по двум важнейшим аспектам. Во-первых, познавательный более финансово ёмкий, приносящий в экономику региона дополнительный, я бы сказал – премиальный доход, так как этот вид туризма влечёт за собой развитие дополнительных квалифицированных сервисных услуг, базирующихся на местных ресурсах. Это и экскурсионное сопровождение, и подготовка гидов, транспортное обслуживание, издание специальной литературы и т. д. В этом познавательный туризм в некоторой степени похож на активный туризм, но значительно расширяет его границы, в том числе и возрастные. Несомненно, одним из основных видов познавательного туризма в Алтайском крае, обладающем богатыми и разнообразными природными ресурсами, должен стать природный туризм. Что же это такое – природный туризм? Это не просто пребывание на природе. К сожалению, мы пока не имеем полноценного термина на родном языке тому, что называется по-английски wildlife viewing – так этот вид туризма называют за рубежом. Дословно – наблюдение за живой природой, её рассматривание.
Как у них? А между тем за прошедшие годы природный туризм стал одним из основных в странах с развитой туристической инфраструктурой. Вдумайтесь: в США в 2006 году только в одно (хоть и популярное) направление wildlife viewing – наблюдение за птицами (бёрдвотчинг) – было вовлечено 48 миллионов (!) человек, а совокупный оборот отрасли, связанный с этим видом туризма, составил 82 млрд. долларов! При этом в отрасли была создана 671 тысяча рабочих мест. Бёрдвочинг – самый популярный и самый быстрорастущий сегмент в туризме, связанный с активным отдыхом на природе. Эти данные приводит государственная служба Fish&Wildlife. И ещё цифры: в 2006/2007 годах 30,7% канадцев хотя бы однажды за год посетили внегородские объекты wildlife viewing (да, а есть ещё и городские!), проведя там одну или более ночей. Wildlife viewing – второй по массовости вид туризма в Канаде, при этом предпочтение отдаётся экскурсиям в национальные парки (22,8 %), наблюдениям за дикими зверями (10,4 %), за флорой (7,7 %), птицами (7,5 %). Для возрастной группы 25-44 года это самый популярный вид туризма. Ещё в 1996 году канадской провинции Альберта познавательный природный туризм приносил дополнительно 171,6 млн. долларов (к сумме туристических доходов в 901,1 млн. долларов), при этом на размещение, питание и транспорт туристы тратили около 32 миллиона из этой суммы, а остальная сумма в 140 миллионов – это как раз та премиальная добавка за использование дополнительных услуг. Собственно говоря, цифр можно приводить много и не только по Североамериканскому континенту: тот же бёрдвотчинг является чрезвычайно популярным в европейских странах (например, в Великобритании только в Королевском обществе защиты птиц имеется более миллиона членов), активно развивается в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
А как у нас? А что же мы? Мы пока очень сильно отстаём в развитии этого сектора. Причём отстаём не только от далёких стран, но и от наших соседей: Белоруссии, Казахстана и Монголии, где развитием этого вида туризма активно занимаются уже 10-15 лет. Причём, как ни парадоксально, занимаются извечные оппоненты экологов и зелёных – охотники. Пока в наших краях продолжаются споры о степени использования охотничьих ресурсов, соседи уже поняли, что охотничьи ресурсы можно использовать не только и не столько для отстрела, но и для организации различных туров: познавательных и фотоанималистических. Это позволяет более полно и круглогодично привлекать и материальные, и человеческие ресурсы Хотя один яркий пример у нас уже есть – это заказник «Лебединый»: информирование населения и создание минимального сервиса в разы увеличили посещаемость этого места, показали неподдельный интерес жителей края и его гостей к дикой природе.
Что предстоит? Предстоит большая работа по интеграции имеющихся разрозненных ресурсов – егерей и охотхозяйств, биологов, экологов-общественников и сотрудников особо охраняемых природных территорий (ООПТ), фирм, занимающихся активным и зелёным туризмом. Кого-то необходимо убеждать, кого-то нужно обучать, получать новые навыки. Егерям – от туристов, туристам – от биологов. Нужно будет ещё и переоснащать материальную базу. Дел очень много, но направление развития уже понятно, и движение в этом направлении неизбежно. Вопрос только в темпах. А вот это уже зависит от нас. Напоследок хотелось бы акцентировать внимание ещё на следующем: занимаясь познавательным туризмом на природе ли, в историческом ли или ещё каком месте, мы больше узнаём о Родине, понимаем, насколько она богата и многогранна, узнаём её прошлое и настоящее, задумываемся о будущем. Не это ли истинная цель туризма – дать понять, насколько мы любим и ценим Родину?
Алексей ЭБЕЛЬ
Немного истории Скажу немного об истории. Считается, что основоположниками природного познавательного туризма в 30-40-х годах прошлого века стали два американца: Олдо Леопольд (Aldo Leopold) – страстный охотник, разработавший основные идеи экологической этики и создавший первую «территорию дикой природы», а также Роджер Тори Петерсон (Roger Tory Peterson), выпустивший в 1934 году первый полевой определитель птиц с цветными рисунками «Птицы Северной Америки». Эти события способствовали небывалому росту интереса на Североамериканском континенте к дикой природе и превращению природного туризма в гигантскую по финансовым оборотам отрасль. Но на самом деле это не вся правда. В нашей стране распространением знаний о природе, а также популяризацией познавательных экскурсий на свежем воздухе начали заниматься ещё несколько ранее, в том числе и в Сибири, и на Алтае. Этим занимались как известные учёные, так и общественные деятели. Вслушайтесь только в эти фамилии: Виталий Валентинович Бианки (в начале 20-х годов XX века активный член Бийского общества любителей природы, организатор лекций о природе Алтая и экскурсий для желающих больше знать о природе родного края), Андрей Петрович Велижанин (не являясь профессиональным орнитологом, создал отдел орнитологии в Алтайском краеведческом музее, один из организаторов первой губернской краеведческой конференции в 1925 году, активно выступал за сохранение памятников природы), Виктор Иванович Верещагин (активный член Общества любителей исследования Алтая, организатор 17 крупных экскурсий старшеклассников по Алтайскому краю и Горному Алтаю, автор справочника «Алтай как район образовательных экскурсий»), Герман Эдуардович Иоганзен (один из инициаторов и авторов Сибирского орнитологического журнала «Урагус», популяризатор орнитологии). Этот список можно было бы продолжать и далее, но ситуация в стране начала развиваться таким образом, что о познавательном природном туризме мы забыли на многие десятилетия.
Общая информация
Экопроект
Охотничьи ресурсы можно использовать не для отстрела, а для организации различных туров: познавательных и фотоанималистических
Заметки
в Великобритании в Королевском обществе защиты птиц имеется более миллиона членов
Интересно
В наблюдение за птицами (бёрдвотчинг) было вовлечено 48 миллионов человек. Оборот отрасли – 82 млрд. долларов!
Словарь
Wildlife viewing – вид туризма, дословно – наблюдение за живой природой, её рассматривание