Мне хотелось бы, затронуть вопрос обеспечение безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений (ГТС).
СТАЛИ НЕ НУЖНЫ Состояние большинства ГТС, прудов и водохранилищ, построенных преимущественно в 70-е – 80-е годы, – пока удовлетворительное. Однако следует отметить, что с разрушением системы орошаемого земледелия многие водоемы хозяйствам стали не нужны, и внимание к ним снизилось. Многие ГТС не эксплуатируются и требуют реконструкции и ремонта, из них треть находятся в аварийном и предаварийном состоянии. На сооружениях отсутствует служба эксплуатации, роль эксплуатационного персонала выполняют зачастую случайные люди.
БЕСХОЗЯЙНЫЕ ГТС Особую актуальность имеет вопрос о наличии бесхозяйных ГТС (не имеющих собственника). В связи со многочисленными причинами: отсутствием собственника, службы технической эксплуатации, неудовлетворительным техническим состоянием, сложностью осуществления надзора за безопасностью бесхозяйные ГТС являются сооружениями, представляющими опасность для жизни и здоровья населения, хозяйственных объектов и окружающей природной среды, особенно в экстремальных условиях пропуска половодий и возникновения техногенных аварий и катастроф.
БЕЗОПАСНОСТЬ – ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ В условиях рыночно ориентированной экономики возникает множество объективных трудностей по содержанию и эксплуатации экологических объектов. За многие десятилетия проблемы безопасности гидротехнических сооружений оставались и остаются на втором плане, такие ГТС финансируются по остаточному принципу или вообще не финансируются. Такие подходы настолько глубоко вошли в хозяйственную практику, что сегодня трудно представить руководителя предприятия, который в ущерб чисто экономическим интересам стал бы в полной мере осуществлять мероприятия экологически безопасной эксплуатации объектов. В крайних случаях работы в основном сводятся к пропуску паводка. В этих условиях Правительство Российской Федерации политику обеспечения безопасной эксплуатации таких объектов возлагает на администрации областей, краев, республик и муниципальных образований, т.е. на нас с вами.
РАБОТА С МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды в этом плане, в рамках своих полномочий, ведет работу с муниципальными образованиями. Направлены письма на глав администраций районов и городов о необходимости представления сведений о всех имеющихся гидротехнических сооружениях на территории муниципального образования, в том числе о бесхозяйных гидротехнических сооружениях, с краткой характеристикой каждого объекта (с указанием собственника и/или эксплуатирующей организации), а также предоставления информации о возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера на территории муниципальных образований после прохождения паводка.
ОСОБАЯ ТРЕВОГА Особую тревогу вызывают пруды, построенные хозяйственным способом самовольно, плотины которых возведены без проектов и без соблюдения необходимых технических требований. Такого рода плотины, обычно глухие, не имеющие водосбросных сооружений, ежегодно разрушаются, нанося вред рекам и озерам. Подобных примеров очень много. Приведу несколько. Верх-Катунская дамба Бийского района, построенная в 1989 году. В течение 20 лет дамба не ремонтировалась и в настоящее время представляет угрозу для населенного пункта. Долгие годы не решается вопрос по восстановлению Кирилловской дамбы в Бурлинском и Хабарском районах. Административная неразбериха ставит вопрос вообще о существовании озера Малое Топольное, которое является одним из звеньев реки Бурлы и системы Бурлинских озер. В условиях высокого паводка такого рода плотины могут стать источником чрезвычайных ситуаций. Расположенные каскадом, эти плотины могут стать причиной возникновения мощной гидродинамической волны, что может привести к разрушению нижележащих сооружений, дорог, объектов.
РАБОЧАЯ ГРУППА Важным шагом в решении вопросов безопасности гидротехнических сооружений стало создание межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители нашего управления, Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю и Верхне-Обского бассейнового водного управления. Основными задачами данной группы стали: - разработка предложений, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; - разделение гидротехнических сооружений по классу опасности; - выработка предложений по восстановлению водохозяйственных систем и рациональному использованию водных ресурсов, по обеспечению защиты населения и территорий от негативного воздействия вод; - разработка рекомендаций собственникам гидротехнических сооружений и эксплуатирующим организациям по прохождению паводка; - выявление бесхозяйных гидротехнических сооружений и сооружений, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии, и принятие соответствующих решений для определения собственников бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также ликвидации, либо консервации гидротехнических сооружений, утративших свое хозяйственное значение.
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ Управлением разработан план мероприятий по обследованию бесхозяйных гидротехнических сооружений, включенный в ведомственную целевую программу «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы. Основной целью данного плана станет повышение безопасности гидротехнических сооружений и предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с их разрушением.
ЭТО ПОМОЖЕТ… Реализация основной цели поможет установить дефекты и повреждения гидротехнических сооружений; очередность выполнения мероприятий, своевременная реализация которых позволит обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, предотвратить нарушение или прекращение работы крупных предприятий; количество гидротехнических сооружений, оказывающих негативное воздействие на жизнедеятельность населения, инфраструктуру и т.д.; а также количество гидротехнических сооружений, техническое состояние которых не позволяет использовать их по назначению; Реализация данных мероприятий позволит: осуществить защиту населения и объектов экономики от вредного воздействия вод в паводкоопасных зонах, обеспечить развитие системы государственного водного контроля и контроля за безопасностью гидротехнических сооружений. Хотелось бы надеяться, что совместная работа экологических служб разных уровней стабилизирует обстановку в данной сфере.
Материалы полосы подготовил работник управления природных ресурсов и ООС Алтайского края В. БРОТЦМАН
ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ В соответствии с Постановлением Администрации края от 12.03.2008 № 94 управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края определено органом исполнительной власти края по использованию субсидий из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Алтайского края, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории края. Информация по капитальному ремонту земляной дамбы Склюихинского водохранилища в Рубцовском районе. Финансирование мероприятий по капитальному ремонту гидротехнических сооружений осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений», разработанной Федеральным агентством водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В настоящее время за счет средств федерального бюджета и долевого финансирования из краевого бюджета и бюджета муниципального образования городского округа «Город Рубцовск Алтайского края» выполняется капитальный ремонт земляной дамбы Склюихинского водохранилища в Рубцовском районе. Данное водохранилище является резервным источником водоснабжения города Рубцовска. Состояние крепления верхового откоса не вызывает опасения лишь в центральной части плотины (западный берег водохранилища). В связи со значительными разрушениями верхового откоса в зоне максимального ветрового воздействия создается угроза прорыва дамбы. Возможный ущерб, причиненный разрушением дамбы, составит более 60 млн. руб., без учета восстановления водохранилища. Основным условием безопасной и надежной эксплуатации Склюихинского водохранилища является капитальный ремонт крепления верхового откоса дамбы, исключающий ее прорыв. Начиная с 2008 года работы по данному объекту производит ЗАО «Строитель» (о ходе работ какое-то представление дает снимок в соседнем материале). Общая стоимость строительно-монтажных работ составляет 69 058,35 тыс. руб. В 2008 году были выполнены следующие работы: устройство подстилающего слоя в откосах из песчано-гравийной смеси и крепление откосов камнем. За первое полугодие 2009 года выполнены работы по дроблению железобетонного крепления верхового откоса дамбы и устройству крепления из бутового камня. Общий объем инвестиций в капитальный ремонт дамбы в 2009 году составит 13 миллионов 350 тысяч рублей. Работы по капитальному ремонту земляной дамбы Склюихинского водохранилища не окажут отрицательного влияния на окружающую природную среду. Реализация проекта обеспечит работу водохранилища в проектном режиме. |