Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
2008 год №11-12 (155-156) 2008 год / 12-13 страница
Посвящается 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования в России
Любой юбилей – это повод осмыслить сделанное, подвести итоги, наметить дальнейшие пути. Не является исключением и дополнительное образование. Именно оно создаёт новое воспитательное пространство – среду развития индивидуальности ребёнка, самореализации интересов, возможностей, желаний. Но что же это такое - дополнительное образование? Что оно дополняет? И какое пространство, может быть воспитывающим? Дать ответ на эти вопросы старшее поколение может, вспомнив, сколько было кружков, клубов, дворцов пионеров, других объединений; пионерскую организацию. Сказать, что все это в прошлом нельзя. Критический анализ опыта предшественников и необходимость взять из него всё, что может работать в современных условиях, взаимодействие и координация между различными организациями и, наконец, собственные поиски педагогов привели к тому, что внешкольное образование, занимающееся организацией полезного досуга, переросло в дополнительное, развивающее личность, дающее толчок к творчеству.
РАСТЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ Одно из первых Одним первых из внешкольных учреждений была Краевая станция юных натуралистов, организованная в 1937 году. Сельскохозяйственные опыты, организация ученических производственных бригад и школьных лесничеств, экспедиции в природу – вот не полный список начинаний КСЮН. У истоков юннатского движения стояли замечательные люди. Среди них нельзя не назвать бывших директоров Р.П. Кудрявцеву и А.Д. Савиных, методистов Н.И. Сомину, В.Е. Шацких, А.Т. Копылову, Н.И. Сапегину, Г.Н. Белякову, В.В. Цуканову и других. У истоков юннатского движения стоял замечательный педагог Ксения Борисовна Бегечева, проработавшая на станции юннатов почти 40 лет. Её воспитанница – Светлана Фёдоровна Спицина, ныне профессор Алтайского аграрного университета, вспоминала, с какой радостью после школы они спешили на станцию, и возможно в то время профессия учёного-агронома не представлялась будущим, но любовь к растениям, земле покорила сердце и стала делом всей жизни. За семидесятилетнюю историю учреждения из его стен вышли профессора, доктора и кандидаты наук, высококвалифицированные специалисты отраслей народного хозяйства. Среди них известный почвовед, профессор Л.М. Бурлакова, известный садовод, кандидат наук О.А. Баранова и многие другие.
Ресурсный центр Имея таких выпускников, учреждение переросло свои рамки внешкольного. Сегодня Алтайский краевой детский экологический центр является ресурсным центром экологического и сельскохозяйственного образования учащихся в Алтайском крае. Руководит учреждением заслуженный учитель РФ А.Н. Половников. Из 43 педагогических работников 24 имеют высшую квалификационную категорию, 39 – высшее образование, в том числе один доктор и три кандидата наук, 17 человек работают здесь более 10 лет…
Несколько цифр и имен Сегодня образовательной деятельностью ежегодно охвачено 1600 человек. Занятия проводятся по 59 программам в очной и заочной форме. Гордостью АКДЭЦ является заочная агро-экологическая школа, которая действует с 1993 года. В ней обучаются школьники практически из всех территорий края. Уникальный опыт заочной школы замечен на уровне России: программа «Общая экология» авторов–составителей Л.И. Патрушевой и О.В. Земляновой стала победителем Российского конкурса авторских образовательных программ в 2008 году. В АКДЭЦ есть всё необходимое для проведения занятий - типовые лаборатории, учебно-опытный участок площадью 3,7 га, две зимние и три плёночные теплицы, 50 аквариумов в лаборатории аквариумистики, 60 видов животных содержится в живом уголке, есть актовый зал для проведения массовых мероприятий на 200 мест; полноценная работа двух компьютерных классов увеличивает роль современных ИТК в образовательном процессе. Краевые программы Для эффективной и планомерной работы Центра разработаны краевые программы по направлениям: «Молодые хозяева Земли», «Подрост», «Алтай - сердце Евразии», «Живые воды Алтая», «Одарённые дети», «Каникулы». Центр реализует уникальные на уровне России проекты. В 2003 году принята Программа «Школьные сады» и сделаны первые шаги по её реализации. Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов она является частью краевой целевой программы «Сады Алтая». Ежегодно 50 школ получают комплекты саженцев плодово-ягодных и декоративных растений, выращенных в АКДЭЦ. Сегодня своими воспитанниками АКДЭЦ считает тысячи девчонок и мальчишек из разных уголков края, которые выполняют задания заочной школы, участвуют в интеллектуальном марафоне «Сохраним биосферу», приезжают на слёты, практикумы, олимпиады; рисуют и сочиняют стихи о природе, занимаются исследовательской работой. Стартовая площадка В современных условиях сотрудничество ученика и педагога - это один из принципов организации образовательного процесса. В исследовательской деятельности это сотрудничество становиться залогом успеха серьезной научной работы. Организованная и результативная исследовательская деятельность даёт подростку дорогу в профессиональную жизнь, формирует активную жизненную позицию, личность человека в целом. Для многих детей Экологический центр стал стартовой площадкой, с которой начинается путь к открытиям и достижениям. Связали с экологией свои профессии В.А. Сомин, преподаватель кафедры экологии технического университета, Ю.И. Вдовин, учёный – эколог и другие. Творческое сотрудничество АКДЭЦ с природоохранными, сельскохозяйственными учреждениями, ВУЗами и НИИ; открытие на базе центра региональных представительств Российских организаций по работе с талантливой молодёжью – всё это позволяет выявлять таланты и оказывать педагогическую поддержку юным исследователям. Уровень детских работ в настоящее время настолько высок, что они достойно представляли край на пяти Всероссийских научных конференциях, а результаты имеют реально практическое значение. всероссийская и КраевыЕ ЭКСПЕДИЦИИ В 1951 году на Алтай была организована Всероссийская экспедиция юннатов под руководством Сергея Васильевича Щукина. Интерес к флоре и фауне Алтая в то время был огромен, не ослабевает он и сейчас. Ежегодно, в рамках реализации Программы по изучению особо охраняемых природных территорий, совершается краевая экспедиция школьников в один из заказников края; в сезон 2008 года их было совершено четыре. В одну из охраняемых территорий с учебно-методическими целями выезжает экспедиция педагогов. ЭвоЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ Вглядываясь в прошлое и заглядывая в будущее мы видим эволюцию общественного сознания. Когда зарождалось юннатское движение, на повестке дня стоял Мичуринский лозунг «Не надо ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Оказалось, не всё можно брать, а то потомкам ничего не останется. Потому и говорим сейчас об охране окружающей природной среды, ведь так важно воспитание экологической культуры подрастающего поколения. В крае в настоящее время практически нет школ, которые бы не занимались экологической работой. Трудно определить лучших. Прекрасно организована работа в школах Косихинского района. Загайновскую СОШ Троицкого района давно знают в Москве и Обнинске по серьёзным экологическим исследованиям и природоохранной работе. Верх-Марушинскую СОШ Целинного района сделали известной уникальные исследования по изучению разных видов башмачков и мероприятия по их охране… Школьниками создаются на основе исследований своей местности Красные книги своего села, своего района. Пионерами в этом начинании были учащиеся Гришинской СОШ Мамонтовского района во главе с замечательным учителем Юрием Павловичем Бирюковым. И не случайно краевое общественное экологическое движение носит название «Сохраним биосферу».
О дополнительном образовании один педагогический деятель сказал, что это «праздное время, в пользу употреблённое». Именно особенность дополнительного образования – получать удовольствие от работы, учения, творчества и даёт детям путёвку в будущую профессию, формирует активную жизненную позицию. Трудовое обучение Алтайский край остаётся аграрным, Экологический центр не забывает своих истоков и считает трудовое образование одним из приоритетов. Первые ученические производственные бригады были организованы в 1956 году, в 1967 – первые школьные лесничества, 1970 – первые «Малые Тимирязевки». Основная цель данных объединений – трудовое образование школьников. Трудовые объединения переживали взлёты, были и трудные времена. И всё-таки удалось не только сохранить систему трудового образования, адаптировав её к рыночной экономике, но и совершенствовать работу. Двадцать тысяч школьников на Алтае сегодня занято производительным сельскохозяйственным трудом. В настоящее время в крае работает более 400 ученических производственных бригад. Заслуживают добрых слов бригады Брусенцевской СОШ Усть-Пристанского района, Павловской СОШ Угловского района, Светловской СОШ Завьяловского района и другие. Лучшая из лучших Смотр трудовых объединений школьников показывает, что лучшей среди лучших является бригада «Росток» Новороссийской СОШ Рубцовского района. Школой руководит заслуженный учитель РФ С.Н. Свиридова, заместитель директора по учебно-производственной работе М.Д. Свиридов. В настоящее время в бессрочном пользовании школы 400 гектаров пашни, два зерновых комбайна и техника. Начиная с 5 класса в школе проводится допрофессиональная и начальная профессиональная сельскохозяйственная подготовка. Многие выпускники школы поступают в сельскохозяйственные учебные заведения или остаются работать в селе. Финансовые результаты производственной деятельности бригады обеспечивают возможность участия школьников за счёт этих средств в краевых и российских массовых мероприятиях. Учащиеся школы не раз становились их победителями и призёрами. Школьные леснИЧЕСТВА Около тысячи учащихся трудятся в школьных лесничествах. За ними закреплено 7000 гектаров леса и около 50 - питомника. Кроме работы на закреплённых участках леса и питомника юные лесники помогают лесхозам в сборе семян лесных культур, пропалывают новые посадки леса, занимаются природоохранной деятельностью. Далеко за пределами края известны школьные лесничества Ракитовской СОШ Рубцовского района, Ребрихинской РМООШ №2 Ребрихинского района, Мельниковской СОШ Новичихинского района. Опытные участки Все сельские школы имеют учебно-опытные участки. Среди лучших можно назвать Арбузовскую СОШ Павловского района, Казанцевскую СОШ Курьинского района, Веселоярскую СОШ Рубцовского района, Корболихинскую СОШ Третьяковского района и многие другие. Образцом творчества и зелёным оазисом в городе Рубцовске является чудо-сад Центра внешкольной работы «Малая Академия». Уникален учебно-опытный участок экологического центра в городе Бийске. Коллекции сортов винограда, которая произрастает на участке, может позавидовать серьёзное научное учреждение. В режиме развития АКДЭЦ в 2007 году отметил своё семидесятилетие и сегодня работает в режиме развития. Работоспособный, профессиональный, многопрофильный коллектив решает самые сложные задачи. Надеемся, что в ближайшие годы на территории Центра будет построено общежитие и работа с детьми и педагогами края выйдет на новый, качественно более высокий уровень. Мы надеемся, что дополнительное образование будет продолжено ещё не одним поколением талантливых педагогов, а поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Н. Батлук, зам. директора АКДЭЦ, Л. Патрушева, зав. отделом АКДЭЦ
ДЕТИ АЛТАЯ ИССЛЕДУЮТ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Решение оргкомитета краевого конкурса учебно-исследовательских работ школьников «Дети Алтая исследуют окружающую среду». Конкурс проведен по трем номинациям: «Экология», «Биология», «Краеведение». Жюри отметило высокий уровень оформления работ, чёткость постановки цели и задач, соответствие их выводам, разнообразие тематики, применение технических средств во время доклада. Из недостатков, для некоторых работ, выявлено преобладание литературного обзора над собственными исследованиями. Высокий уровень активности и результативность проявили учащиеся из Косихинского (МОУ «Овчинниковская ООШ»), Троицкого (МОУ «Загайновская СОШ»), Баевского (МОУ «Плотавская СОШ»), Курьинского (МОУ «Трусовская СОШ») районов, города Барнаула (АКДЭЦ, ГСЮН, МОУ «Гимназия № 27»). 1. Присудить 1 место, вручить Диплом I степени управления Алтайского края по образованию и делам молодежи и памятный приз управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по номинациям: «Биология» Кнаубу Владимиру, учащемуся 10 класса МОУ ДОД «Городская станция юных натуралистов» г. Барнаул. «Экология» Племянникову Денису, учащемуся 9 класса МОУ «Плотавская СОШ» Баевского района. «Краеведение» Лапову Артему, учащемуся 10 класса МОУ «Казанцевская СОШ» Курьинского района. 2. Присудить 2 место, вручить Диплом II степени управления Алтайского края по образованию и делам молодежи и памятный приз управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по номинациям: «Биология» Лобовой Анастасии, учащейся 9 класса МОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района; Евдокимову Ивану, учащемуся 10 класса МОУ «Ребрихинская СОШ» Ребрихинского района; Пяткову Алексею, учащемуся 11 класса КГОУ ДОД «Алтайский краевой детский экологический центр». «Экология» Ивониной Марии, учащейся 8 класса МОУ «Овчинниковская ООШ» Косихинского района; Жабиной Екатерине, учащейся 10 класса МОУ «Загайновская СОШ» Троицкого района. «Краеведение» Илаевой Луизе, учащейся 10 класса МОУ «Гимназия № 27» г. Барнаул. 3. Присудить 3 место, вручить Диплом III степени управления Алтайского края по образованию и делам молодежи и памятный приз управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по номинациям: «Биология» Сенченко Станиславу, учащемуся 11 класса МОУ «Ельцовская СОШ» Троицкого района; Рахмановой Елене, учащейся 11 класса МОУ ДОД ЭБС г.Камень-на-Оби; Лубниной Наталье, учащейся 9 класса МОУ «Мельниковская СОШ» Новичихинского района. «Экология» Сусоевой Дарье, учащейся 7 класса МОУ «Трусовская СОШ» Курьинского района; Березникову Илье, учащемуся 11 класса МОУ «Загайновская СОШ» Троицкого района; Сазину Владимиру, учащемуся 9 класса МОУ «Овчинниковская ООШ» Косихинского района. «Краеведение» Шадриной Ирине, учащейся 4 класса МОУ «Овчинниковская ООШ» Косихинского района. 4. За активное участие в конкурсе и достигнутые высокие результаты объявить благодарность КГОУ ДОД «Алтайский краевой детский экологический центр» и наградить памятными подарками: Омельяченко Татьяну, учащуюся 5 класса МОУ ДОД СЮН г. Заринск; Ярмонову Кристину, учащуюся 11 класса МОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района; Волчек Андрея, учащегося 9 класса МОУ «Загайновская СОШ» Троицкого района; Клесова Артема, учащегося 8 класса МОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района; Гурц Ольгу, учащуюся 9 класса МОУ «Новороссийская СОШ» Рубцовского района; Вожакову Наталью, учащуюся 10 класса МОУ «Красногорская СОШ» Красногорского района; Мурзиной Светлане, учащуюся 8 класса МОУ ДОД СЮН г. Заринск; Запорожец Анну, учащуюся 10 класса МОУ «Беловская СОШ» Ребрихинского района; Панова Романа, учащегося 10 класса МОУ «Новиковская СОШ» Бийского района.
ВОПЛОЩЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ!
Дорогие друзья! Время неумолимо. Пришёл к завершению 2008 год. Каким он был? Для нас сотрудников экологического центра, как всегда – наполненным детским смехом, серьёзными спорами, трудом на учебно-опытном участке и многим другим. Год стал удачным для наших педагогов, которые стали призёрами Всероссийского конкурса с программой «Общая экология». 50 школ края в этом году получили от экологического центра комплекты школьных садов. Обо всём не расскажешь. Для нас педагогов-экологов работы всегда много. Наверное, это хорошо. В новом году желаем всем творчества, энергии, здоровья для воплощения желаний, замыслов, новых идей! Гармонии с природой, близкими людьми, самим собой! С Новым годом!
"ОАЗИС В ПУСТЫНЕ"
Учреждения дополнительного образования – детские экологические центры и станции юннатов играют большую роль в экологическом воспитании и образовании детей. Координатором эколого-образовательной работы с детьми в крае является Алтайский краевой детский экологический центр. Его цель – обеспечение научных, методических, организационных, информационных, кадровых условий для совершенствования форм и методов экологического и трудового образования детей. С этим АКДЭЦ справляется успешно. В городах края расположены Детский эколого-биологический центр (г. Бийск), Центр внешкольной работы «Малая Академия» (г. Рубцовск), Станции юных натуралистов в Барнауле и Заринске, Детско-юношеский центр (г. Змеиногорск). Центры работают по нескольким направлениям: эколого–биологическое, туристско–краеведческое, художественно–эстетическое, естественно–научное, социально–педагогическое. В профильных объединениях детских центров, в студиях и кружках занимается около 10 тысяч детей из школ городов и районов края. Мероприятиями и проектами по экологическому воспитанию, которые финансируются управлением природных ресурсов в рамках КЦП «Охрана окружающей среды», занимаются также комитеты по образованию администраций Третьяковского, Краснощёковского, Кулундинского и некоторых других районов. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды поздравляет руководителей Центров Анатолия Николаевича Половникова, Аллу Ивановну Бересневу, Татьяну Павловну Чанцову, Евгению Петровну Астафьеву, Валентину Васильевну Прохорову, Лидию Петровну Другову, а также всех сотрудников и педагогов учреждений дополнительного образования с юбилеем! Желаем здоровья и благополучия, новых интересных проектов и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! Коллектив управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
МОЛОДЫЕ ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ
С 3 по 7 ноября 2008 года в городе Бийске состоялся XVIII краевой слёт-конкурс трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли». Учредитель слёта - управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Организовал и провёл слёт-конкурс Алтайский краевой детский экологический центр. В мероприятиях приняли участие школьники в возрасте от 14 до 18 лет, занимающиеся в объединениях сельскохозяйственной направленности, члены ученических производственных бригад, трудовых звеньев, «Малых Тимирязевок». Всего 48 школьников из 12 территорий края. Программа слёта: 1. Индивидуальный конкурс «Я – профессионал» по номинациям: бригадиры; овощеводы; полеводы; цветоводы-декораторы. 2. Командный конкурс «Мы – хозяева Земли»: презентация команды (театрализованное представление, отражающее результативность деятельности трудового объединения; защита проекта фермерского хозяйства для своей зоны. В слёте победителями стали: в командном зачёте 1 место - команда Кытмановской СОШ Кытмановского района; 2 место - команда Новороссийской СОШ Рубцовского района; 3 место - команда Тогульской СОШ Тогульского района; в личном первенстве Накрайников Олег, ученик - Тогульской СОШ Тогульского района в номинации «цветовод-декоратор»; Столбырев Александр, ученик Новороссийской СОШ Рубцовского района в номинации «полеводство»; Параскун Мария, ученица Кытмановской СОШ Кытмановского района в номинации «овощеводство». Лобов Антон, ученик Новороссийской СОШ Рубцовского района в номинации «бригадир». Он же стал абсолютным победителем слёта по итогам финального тура. Дети исследуют природу Краевой конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Дети Алтая исследуют окружающую среду» состоялся с 3 по 7 ноября 2008 года на базе МОУ ДОД «Оздоровительно-образовательный центр «Алтай» города Бийска. Конкурс организован управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи, КГУДОД «Алтайский краевой детский экологический центр» при поддержке Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Основная цель конкурса - привлечение учащихся образовательных учреждений всех типов к изучению экологического состояния окружающей среды, природного и культурного наследия своей местности, опытнической работе в сельском хозяйстве; поиск и поддержка одаренных детей. На конкурс было представлено 56 исследовательских работ из 38 образовательных учреждений 12 районов и 6 городов края. Результаты помещены рядом.