Представляем места, где пройдет 9-я летняя экспедиция «Начни с дома своего»
Лагерь «Черёмушки» – открыт С июня начали работу оздоровительные пришкольные лагеря с дневным пребыванием во всех школах района (кроме Первомайской). 581 ребенок на первом и 65 – на втором (Новоалейской и Плосковской СШ) сезонах с пользой для себя проведут летние каникулы. Запланированы поездки наших ребят на краевую смену музейного актива - 4; археологическую экспедицию на Чемал - 12; журналистский пленэр, г. Бийск, - 3; в Международную летнюю деревню «Алтай-2006», в «лагерь Крылатых» - 7 человек. 26 июня начала работу первая смена оздоровительного лагеря «Черёмушки». 21 июня члены комиссии по приёмке лагеря Л. Трунова, главный врач ЦРБ; А. Прудников, помощник главного государственного санитарного врача; В. Луницин, дознаватель госпожнадзора; Е. Каверзова, уполномоченный Фонда социального страхования; С. Шадрин, заместитель начальника ОВД; И. Мелиев, заместитель главы администрации района, председатель комиссии, поставили свои подписи в акте – лагерь принят, лагерь готов встретить детей. 23 июня 9 студентов ВУЗов края, члены педагогического отряда «Ювента», заехали в лагерь, чтобы подготовиться к приёму детей. Возглавляет уже не первый год отряд вожатых Юлия Размыслова, старшая вожатая лагеря. 100 детей района проведут незабываемые, сытые, интересные дни в уютном лагере.
село родное - горжусь тобой Помните начальную строчку известного стихотворения: «Я поведу тебя в музей...». Речь шла об одном из столичных музеев, куда сейчас жителю сибирской глубинки и не добраться. К счастью, во многих сёлах есть свои музейные уголки, посетив которые, можно прикоснуться к страницам истории, вдохнуть её вековой запах. Староалейцам повезло: уголок, где разместился кусочек истории, есть и в их родном селе. Это музей, созданный при школе № 1. С его руководителем М. В. Тарасовой и побеседовала наша корреспондент 3. Терёхина в канун 240-летнего сельского юбилея. - Мария Владимировна, напомним читателю дату рождения школьного исторического музея. - 25 апреля 1979 года. А спустя 21 год музею было выдано свидетельство о присвоении ему названия «Деревня русская». В стиле старинной избы и оформлена главная музейная комната. Здесь - большая русская печь, которая всегда имела особое значение в жизни наших людей. В ней варили еду, обогревались, а также на ней и спали. По диагонали от печи находился красный уголок, где располагаются стол, лавки и иконостас. Из мебели, кроме стола, двух лавок и сундука, ничего не было. Посуда хранилась на полках. Около печки, в теплом углу, подвешивали люльку для младенца. - Это у нас уже началась маленькая экскурсия по русской избе. Вот, вижу, ещё одна экспозиция... - Да, она называется «Предметы быта русских крестьян конца 19 - начала 20 веков». Основными материалами изготовления домашней утвари были тогда глина, дерево и железо. Всё делалось вручную, за исключением предметов заводского производства, которые привозились из городов. Самовары, например, утюги. Среди экспонатов этого стенда - лапти, колодки для изготовления обуви; весы амбарные, рубель, с помощью которого стирали белье; гребень для расчесывания шерсти; дета- - Любопытные какие вещи! О, а вот деревянная ручка с перышком - словно привет из недалекого совсем прошлого. Не одно ведь поколение староалейцев овладевало правилами чистописания с помощью такой ручки и чернильницы-неволяшки. - А для школьников теперь это - интересный экспонат. Как, впрочем, и многие другие. - Мария Владимировна, часто ли ребята приходят в музей? - Часто. Да вот сами посудите, мы с вами ещё и часа не разговариваем, а музейный порог уже переступили несколько посетителей. - Причем, все - мальчишки. - Да, я заметила нынче такую особенность: поисковой работой с удовольствием занимаются четыре мальчика-семиклассника. Они ходили к ветеранам войны, брали у них интервью, фотографировали на память. Особенно покорил их Михаил Иванович Смолянкин, поразил своей памятью и физической закалкой. Они долго восхищались ветераном, что он в свои 80 с лишним лет на велосипеде совершает многокилометровые поездки. - Поисковая работа, как я поняла, - одно из направлении деятельности вашего музея. А ещё какие есть? - Второй год наша школа работает в рамках поисковой экспедиции «Село родное - горжусь тобою!». А направления следующие: «Возвращение к истокам» (из истории с. Староалейского); «Знаменитые люди села», в частности, собрали материал о спортивной юности Л. П. Калиниченко; «Жизнь ЦРТДЮ - вчера и сегодня». А также продолжаем собирать материалы военно-патриотической тематики «Непрочитанные страницы истории» - из воспоминаний участников Великой Отечественной войны. - Наверное, много школьников привлечено к музейной деятельности? - Да, у нас существует совет музея, в состав которого входят по два представителя из каждого класса – с 5-го по 10-й. Работает лекторская группа, с экспонатами музея знакомят экскурсоводы Наташа Минина, Алена Шевцова, Ксения Моргачева, Лена Малыхина. Оформление, учет и хранение музейных ценностей осуществляют Аня Бессарабова, Юля Васильева, Инна Жабина. Работы у девочек очень много... - ...Хотя в вашем музее всего лишь две комнатки - «Русская изба», упомянутая выше, и спортивная комната, где собраны материалы о достижениях не только староалейских мастеров спорта, но и всего района. - А посмотрите, сколько альбомов хранится в этом шкафу! И сколько ещё материалов в наших запасниках - их просто негде разместить. В идеале, конечно, надо бы иметь отдельное музейное помещение с несколькими залами - у села богатая история, и её страницы достаточно заполнены наглядным материалом. - И продолжают пополняться? - Да! И это очень радует. - Мария Владимировна давайте помечтаем, что к 250-летию села в райцентре откроется большое просторное здание музея. А основу его составят, конечно, экспонаты вашей «Деревни русской»... - Очень бы хотелось в это верить. Наше село, богатое историческими событиями, замечательными людьми, вполне заслуживает этого.
ЗДЕСЬ – ЗЕМЛЯ ПРОПИТАННАЯ ПОТОМ НАШИХ СЛАВНЫХ ДЕДОВ И ОТЦОВ Из поисково-исследовательской работы на тему: «Возвращение к истокам», выполненной ученицей 8-а класса Е. Потаповой под руководством Л. А. Толстых. «Где прежде бывал форпост, ныне же заведена деревня...» ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ Мне всегда было интересно, почему же село Староалейское называется именно так, а не иначе? В документах архивного фонда горной экспедиции Колыванской губернии имелись ревизские сказки. И в одной из них, датированной 21 октября 1782 года, сказано, что «деревня Староалейская, Колыванской области, Барнаульского уезда, Бобровской слободы... была заселена в 1766 году вывезенными из Польши белороссийскими, оставшимися от выбора формирования вновь в Сибири пехотных Томского, Сележчинского и Карабинерских полков, не способных за старостью и болезнями людьми». Вполне возможно, что отсюда родилось и название села - старые люди поселились на реке Алей. Заселено было сразу 252 мужчины и 226 женщин. Первыми жителями деревни были Михаил Иванович Будаевский - 69 лет, Аксентий Тихонов - 75 лет, Сидор Авдеев - 60 лет и др. К первым жителям, появившимся на берегу Алея, летом 1766 г. и позднее присоединились переселенцы из России - крепостные графа Скворовского из города Алтыря. Старожилы, проживающие на староалейской земле, рассказывают, что наравне с вышеназванными фамилиями в селе проживали Тарасовы - Максим, Герасим, Терентий, Аким; братья Шапоревы. Очень распространенными были фамилии Климовых, Егоровых, Владимировых, Васильевых, Тарасовых, Чесноковых. ЗАНЯТИЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ Основными занятиями местных жителей были земледелие и животноводство. Около Мохнатой сопки располагались пашни местных крестьян: Климова Михаила Григорьевича, Петрова Егора Лизвовича и Шапорева Григория Симоновича - по 8-15 десятин. Самые предприимчивые жители занимались кустарным производством. Например, Давыдов Петракей Иванович, сам выделывал кожи, а его сын Федор заведовал лавкой, где реализовывались кожи и кожевенные изделия. А часть продукции вывозили на обмен в соседние и дальние регионы, делая бартер на другие необходимые товары: мануфактуру, обувь, посуду и т.п. Другой сын, Яков Петракеевич, имел молоканку (т.е. маслозавод). У Каверзина Василия Ивановича была шерстобитка, которая приводилась в движение лошадьми. Морозов Тимофей и Тарасов Федосий владели сортировкой, сортировавшей зерно. Егоров Евтей Михеевич имел кожевенный завод, а Тарасов Егор - мельницу. Имелся в селе и водочный магазин -»Питейная», которой заведовал некий Трофимов, репрессированный в 1938 году. Жители с. Староалейское всегда жили дружно, помогали друг другу. Те, кто был побогаче, нанимали себе подсобных рабочих на сезон, за что очень хорошо платили и кормили. РАЗВИТИЕ СЕЛА В начале 80-х годов XIX века в селе была построена церковь. По словам очевидцев, здание очень красивое: окрашено было в светло-зеленый цвет, ближе к бирюзовому, с тремя золочеными куполами, на которых крепились такие же золоченые кресты. Колокола церкви сзывали прихожан к утрене и вечерне. К сожалению, ее разрушили в 1938 году. Последними священниками были поп Игнатий и дьяк Егоров Иван Сидорович. Кроме православного, была в селе еще и другая вера - астрицкая (или австрийская), точное название неизвестно. Последним священником этой веры был Тарасов Евтей Герасимович. Здесь же, в центре села, находилась волость – размещение местной власти. Это было здание, в котором сейчас располагается музыкальная школа. Там был подвал, в котором периодически сидели наказываемые селяне. Последним старостой был Выдрин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная тема охватила узкий круг вопросов, касающихся возникновения и развития села. Хотелось бы подробнее рассказать о людях села, о таких исторических периодах, как гражданская война, коллективизация, период Великой Отечественной войны, поднятие целины. Но это уже – темы других работ.
СЛЕД ВАРВАРОВ Далеко не радостной оказалась наша командировка по заданию редактора во Всемирный день охраны окружающей среды. В этот день нам было поручено побывать в районе оздоровительного лагеря «Черёмушки» и снять на фотокамеру факты парубки деревьев. Уже на подъезде к лагерю, с соседствующих сопок, отметил массу сухостойного леса. Он резко контрастирует своей желтизной на фоне окружающей зелени. Когда же подъехали ближе, а затем прошлись по роще и вышли к месту отдыха молодёжи конца 70-х и начала 80-х годов, увидели черный след прошлогоднего пожара. Стволы деревьев снизу пламя бушующего огня не щадило. Обгорели и кустарник, и вековые тополя. Отмечаем несколько мест, где повалены дерева и где идёт распиловка их на чурки. Право, не жалко. Здесь явно требуется санитарная очистка рощи. Однако «пираты от леса» действовали по другому принципу. Они валили дерево, выпиливали из него лучшие части, оставляя сучковатые места, толстые ветви дерева, которые могли бы еще сослужить «теплую» службу зимой. Словом, заготовка велась без последующей рекультивации местности. Выезжая с погорелого места, замечаем пастуха Ивана Васильева, который указывает нам место, где хищнически вырублены здоровые, зелёные деревья. Принцип порубки тот же – воровской, хищнический. Рядом - мощные ветви с ещё зелёной листвой и пикник, где отмечен «казашкой» удачный выезд и шелестящие в кармане крупные купюры. Поблизости - ни экологов-любителей, ни экологов-профессионалов, ни тех, кто болеет за природу душой, ни тех, кто за это получает от государства зарплату. А. СТЕПАНОВ |