Составление экологического паспорта местности Мы продолжаем анализировать итоги летней работы и, в частности, палаточного лагеря «Чистый Чарыш». Сегодня о том, что она изучала с детьми, рассказывает педагог Людмила Георгиевна Резникова. А нас во время лагеря радовало то, что абсолютно все дети получили возможность пройти обучение по всем направлениям нашего проекта. Занятия Людмилы Георгиевны детям нравились. Для кого-то, возможно, эти дни определяют жизненный путь. Изучение природы в полевых условиях – одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе лекции, экскурсии, наблюдения, исследования, практическую деятельность в природе. Цель – формирование научно-познавательного интереса к природе. Занятия по оценке экологического состояния Чарышского района способствовали формированию у участников палаточного лагеря «Чистый Чарыш» практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Членам экспедиции был предложен план исследования, по которому составляется экологический паспорт местности.
Прежде всего, были предложены доступные в полевых условиях методы биоиндикации: - оценка состояния леса по сосне; - метод лихеноиндикации (определение состояния воздуха по лишайникам); - метод эвтофирование водоемов. Исследуя биоценозы данной местности, особое внимание мы обратили на адаптацию растений и животных и пришли к выводу, как антропогенное влияние оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду в конкретном случае на территории нашего лагеря. Нарушение естественных ландшафтов приводит к разрушению привычной среды обитания. Иногда благие намерения человека не дают должного результата, так как не учитываются закономерности адаптации. Так, исследуемый объект – лес получил средний бал. Посадки оказались искусственными, но место для сосны выбрано не очень благоприятное. Воды Чарыша загрязнены незначительно только в окрестностях села Чарышское, но берега реки завалены бытовым мусором и тем, что оставляют отдыхающие. Поэтому была проведена акция «Чистый Чарыш». Воздух здесь чистый, так как нет крупных загрязняющих предприятий. Зимой воздух загрязняют котельни, а из-за особенностей рельефа и частых туманов, низко опущенных облаков, на исследуемой территории часто образуется смог. Дети сделали вывод, что нужно использовать альтернативные виды топлива: воду, солнце, ветер. В районе они не используются. За короткий срок учащиеся получили базовый минимум знаний и умений для проведения самостоятельных научно-исследовательских работ по оценке экологического состояния местности. Занятия проходили в естественных условиях, где все комментарии сопровождались наглядной демонстрацией, так достигалось. оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий, что вызвало интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблемам ее охраны. Такие занятия способствуют формированию у учащихся активной гражданской позиции, создают мотивацию для положительного поведения в природе. В экспедиции участвовали дети из нескольких районов края, поэтому одновременно анализировались экологические проблемы и других населенных мест. В результате мы пришли к выводу, что природа края уникальна и необыкновенна, и от нас самих зависит, сумеем мы ее сохранить или нет. Занятия не оставили равнодушными членов палаточные лагеря. Они загорелись желанием участвовать в природно-охранных акциях, таких как: - «Чистый берег»; - «Чистое село»; - «Лес без пожаров»; - «Турист, сохрани красоту» и т.д. В заключение хочу сказать, что такая форма работы, как палаточный лагерь, убедила меня в ее эффективности и необходимости. Думаю, что для целей движения «Начни с дома своего» такие формы воспитания детей на основе единой методики следует развивать в нашем крае. Людмила РЕЗНИКОВА, преподаватель Барнаульского государственного педагогического колледжа
|