Летняя лесная школа-2011 В селе Волчно-Бурлинское Крутихинского района Алтайского края завершила свою работу VI межрегиональная Летняя лесная школа – 2011. В мероприятии приняли участие 130 человек – школьники и учителя из Алтайского края, Новосибирской, Томской и Омской областей. Проведение Летней лесной школы в 2011 году стало возможным благодаря поддержке Фонда инновационных научно-образовательных программ «Современное Естествознание» и Фонда «Global Greengrants». Организаторы Летней лесной школы – Геблеровское экологическое общество, Тигирекский заповедник и Сибирский экологический центр.
«Усыновленных» территорий станет больше! Палаточный городок на берегу озера Большое на границе Алеусского заказника собрал 130 человек, в числе которых школьники и педагоги из четырех регионов: Алтайского края, Новосибирской, Томской и Омской областей. Специалисты из Алтайского госуниверситета, сотрудники Тигирекского заповедника, КГУ «Алтайприрода», представители общественных организаций поделились своими знаниями и навыками по полевой биологии, экологии и мониторингу животного и растительного мира. Они научили юных экологов, на что следует обращать особое внимание при выборе природной территории для последующего ее изучения и охраны. Ребята и взрослые получили навыки, необходимые для практической природоохранной работы. Помимо теоретических и практических занятий ежедневно проводились мастер-классы по самым разным темам: изготовление искусственных гнездовий; работа с GPS-навигатором, противопожарным оборудованием; использование туристического снаряжения, мастерство натуралистической фотографии и др. Участники Лесной школы были разделены на три группы: исследователи, природоохранники-практики и экопросветители. Все они изучали состояние и проблемы экосистемы Алеусского ленточного бора и предлагали пути их решения с позиций этих направлений. На практических занятиях ребята воплощали свои варианты решения существующих проблем: изучали и картировали места произрастания редких и исчезающих видов растений для последующего выделения особо защитных участков заказника, изготавливали и устанавливали искусственные гнездовья, информационные и предупреждающие аншлаги, проводили социологическое исследование среди жителей села Волчно-Бурлинское. По итогам теоретических и практических занятий Лесной школы прошла конференция, на которой участники представили результаты работы по трем направлениям: исследования, практическая охрана природы, экологическое просвещение. Оценивали выступления организаторы и приглашенные специалисты. При этом они отмечали не только глубину изучения теоретического материала, но и сплоченность, и творческий подход ребят при подготовке к выступлению. Юные исследователи природы нашли шесть мест произрастания в окрестностях села Волчно-Бурлинское гнездоцветки клобучковой – вида, внесенного в Красную книгу Алтайского края и ранее для этой территории не отмеченного. «Просветители» нарисовали три информационных аншлага об Алеусском заказнике и три противопожарных; провели социологическое исследование среди местного населения; подготовили праздник для жителей деревни. Этот праздник стал одним из ярких событий в жизни лагеря: на мероприятии ребята выступили с агитбригадой, провели фестиваль «Родная природа», а организаторы показали для всех желающих в сельском клубе фильм «НОМЕ». Школьники из группы «Практиков» изготовили и развесили на территории Алеусского заказника шесть искусственных домиков для птиц: гоголятник, синичники и совятники для разных видов сов, а также разместили в заказнике и селе аншлаги, изготовленные «Просветителями». По результатам отчетной конференции были выявлены 13 победителей в трех номинациях. Все они получили в награду дипломы, полевые определители, научно-популярную литературу, справочники о природе. Закончилась Летняя лесная школа – 2011, но работа по сохранению природы для групп-участников продолжается. По возвращении домой каждая из школьных организаций выберет себе подшефную территорию – «усыновит» расположенный по соседству заказник, памятник природы или другой ценный природный объект, где и будет проводить комплекс природоохранных мероприятий. Используя полученные в Летней лесной школе знания и навыки, ребята под руководством педагогов будут выявлять участки с высоким биологическим разнообразием, находить и наносить на карты места обитания редких видов растений и животных, проводить биотехнические мероприятия, заниматься просвещением односельчан и гостей районов.
Отдельную благодарность и признательность за содействие в подготовке и проведении Летней лесной школы – 2011 организаторы выражают главам администрации сел Волчно-Бурлинское (В.Н. Коврижкину) и Маловолчанка (М.М. Новикову), руководителю детского объединения «Умелые руки» А.П. Дягилеву, учителю географии МОУ Волчно-Бурлинская СОШ М.Г. Ягунову, предпринимателям села Волчно-Бурлинское Ю.А. Юрганову и А.Г. Морковину, а также егерю Алеусского заказника Клементьеву А.Н.
Из истории Первая школа была проведена в 2006 году по инициативе МБОО «Сибэкоцентр» в Новосибирской области. Она имела цель – собрать все коллективы, занимающиеся проблемами охраны лесной природы в одном месте и привлечь новичков. В дальнейшем участников движения стало настолько много, что принять участие в Летней лесной школе стало своего рода поощрением для самых активных ребят, занимающихся охраной родной природы. Менялись и образовательные цели Лесной школы. Если изначально важно было познакомить ребят с различными экосистемами, дать необходимые навыки работы с населением, то в дальнейшем появилось направление практической природоохранной работы на подшефной территории. Неизменной, однако, осталась главная цель Лесной школы – вовлечение школьников и активных педагогов в работу по изучению и сохранению дикой природы Южной Сибири. С 2007 года к новосибирским школьникам присоединились ребята из Алтайского края.
Здесь классно! Начнём с того, что меня зовут Роман Фирсов. Я расскажу вам о «Летней лесной школе-2011». Я в эту школу хотел попасть ещё в прошлом году. И вот наступило лето. Звонит мне мой учитель и говорит: «Роман, Летняя лесная школа будет проходить с 30 июля по 7 августа в селе Волчно-Бурлинское». Спустя две недели, наступило 30 июля. Я пришёл на место, начали съезжаться ребята, было сначала неловко. Но прошло два часа, я осмелел и начал знакомиться с новыми для меня людьми. У нас в школе обалденная программа. Мы занимаемся экологическими проблемами окрестностей озера Большого, отрабатываем туристические навыки, учимся тушить лесные пожары, узнавать птиц по внешнему виду и по голосам, занимаемся многими другими вопросами, касающимся природы. Мне нравится то, что подъём здесь не ранний, а отбой поздний. В первые дни мы узнали что такое «Большой круг», где мы делаем выводы о прошедшем дне и планируем задачи на предстоящий день. Ещё мы делаем необычную утреннюю зарядку, используя много новых для нас движений. Вечером мы собираемся в отрядные круги и делимся впечатлениями о прошедшем дне. Очень интересно пообщаться новыми людьми. В общем, здесь очень классно! Материалы полосы подготовила Людмила ПОЖИДАЕВА, координатор проекта «Усынови заказник», Геблеровское экологическое общество; методист по экологическому просвещению Тигирекского заповедника., фото А. ГРИБКОВА |