Мир времени Наш новый проект | 2012 год в России объявлен годом истории
Тема этого года Наше издание мы называем общественно-экологическим. Поэтому мы не ограничиваемся пониманием экологии в узком значении этого слова. Ведь «экология» сегодня – это социальное явление. И нравственное. В нашем понимании – это и понятие культуры в широком значении. Именно поэтому мы и пишем на темы при поверхностном взгляде несколько удаленные от экологии. А если посмотреть глубже, то история – одно из главных составляющих экологического мировоззрения. Сегодня мы открываем новую тему на страницах нашей газеты, посвященную истории Алтайского края. Она не случайна, ведь 2012 год по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева объявлен годом российской истории. Эту инициативу на краевом уровне поддержал губернатор Алтайского края Александр Карлин. Газета «Природа Алтая» не могла остаться в стороне от этого события. Год Российской истории обязательно должен найти свое отражение на страницах издания – такое решение приняла редакция. Но каким образом это сделать лучше? Традиционные подходы – публикации научных статей и исторических справок, – показались нам слишком обычными и немного скучноватыми. Хотелось показать живую историю во всем ее разнообразии, окунуться в мир вещей, присущих той или иной эпохе, почувствовать ее атмосферу, заглянуть в прошлое. Вывод напрашивался сам собой – необходимо обратиться за содействием в музеи края. Где еще по крупицам собирают и бережно хранят все вещественные свидетельства и письменные источники, относящиеся к прошлому нашей страны, края, города? Именно здесь можно отыскать неизвестные ранее страницы истории, узнать, чем жили люди сто, двести, триста лет назад. Как они относились к природе? И мы решили публиковать материалы из музеев Алтайского края. Мы понимаем: они не должны быть обзорными и скучными. Это должны быть рассказы об интересных музейных экспозициях, а также неизвестных ранее документах и экспонатах, хранящихся в их фондах. В ходе дискуссии редакция «Природы Алтая» пришла к выводу, что и этого недостаточно. Нужна еще одна «музейная» рубрика. В крае много музеев и каждый из них по-своему интересен. Есть не только исторические, художественные и краеведческие музеи. Есть и необычные, например, «Мир времени», Музей истории Православия на Алтае, Музей истории дорог Алтая, Музей истории локомотивного депо, музей Чуйского тракта… На мысль о том, что интересно было бы рассказать об этих необычных музеях, нас навело знакомство с одним из самых удивительных музеев Алтайского края, а быть может и России, – Музеем камня и его директором Сергеем Бергером. Об этом удивительном человеке и музее мы рассказывали в прошлом выпуске «Природы Алтая». Было решено такие публикации продолжить материалами о других необычных музеях. Следующий «кандидат» на публикацию нашелся сразу – музей «Мир времени», который в какой-то степени и «подарил» нам название темы этого года. Во время прошлогодней детской экологической экспедиции «Начни с дома своего» мы побывали в нескольких районных краеведческих музеях и пришли к выводу – двух одинаковых музеев не бывает. Вроде бы, край один, одна страна, один народ и одна на всех история. А вот и нет! В каждом музее мы узнавали что-то новое, сотрудники удивляли нас редкими экспонатами, открывали неизвестные ранее страницы истории. То же самое можно сказать и о музеях городов Алтайского края. Стараясь заинтересовать посетителей, они ищут новые формы работы. Например, в краеведческом музее Кулундинского района разрешается брать в руки любые экспонаты. То же самое и в музее «Мир времени», но там пошли дальше и всем посетителям вручают сертификаты о посещении музея – на память. А в Алтайском государственном краеведческом музее периодически проводятся мастер-классы мастеров прикладного творчества. …И мы уверены, что это далеко не все. В течение этого года мы вместе с вами, дорогие читатели, будем знакомиться с необычными музеями и рассказывать вам о них со страниц нашей газеты. А может быть, вы хотели бы подсказать нам, о каком необычном музее мы могли бы рассказать в следующем выпуске? Ждем ваших пожеланий по электронному адресу prirodaaltai@mail.ru
Колывань камнерезная К 210-летию Колыванского камнерезного завода В Алтайском государственном краеведческом музее работает экспозиция «Колывань камнерезная», рассказывающая об истории обработки камня на Алтае и уникальных изделиях алтайских камнерезов. Здесь можно увидеть образцы поделочных камней, которыми богат наш край, уникальные изделия из них, а на отдельной витрине выставлен автограф первого алтайского мастера-камнереза Филиппа Стрижкова. Подлинник музейные работники выставить не решились – поберегли ветхую бумагу и оставили бесценный документ в архиве. В стеклянной витрине помещена копия. Об этом уникальном экспонате, а также о славной истории Колыванского камнерезного завода корреспонденту газеты «Природа Алтая» рассказала старший научный сотрудник отдела природы алтайского государственного краеведческого музея Татьяна Николаевна Букина.
– В VIII веке минералогия была самой «модной» наукой, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Многие тогда даже называли ее «всеобщей болезнью». Камнями тогда интересовались практически все. Многие ученые собирали образцы и составляли коллекции. И когда в 1785 году чиновник Кабинета ее императорского величества Екатерины II Петр Соймонов прибыл на Алтай в поисках новых камней, ему привезли множество красивых разноцветных камушков из предгорий, собранных на берегах горных рек. Самые удачные, на его взгляд, образцы Петр Соймонов увез в Петербург, где показал императрице. Екатерина II была восхищена их красотой настолько, что приказала построить на Алтае третий в стране центр камнерезного искусства. Такие центры в то время уже существовали. В Петергофе один работал на строительство Петербурга, второй был открыт в Екатеринбурге.
«Всеобщая болезнь» Поскольку на Алтае в то время своих мастеров-камнерезов еще не было, для создания нового камнерезного центра в 1786 году на Алтай из Петергофа был направлен «каменодельный мастер» Петр Бакланов. Именно ему предстояло поставить точку отсчета истории камнерезного дела на Алтае. А для начала – обучить местных мастеров искусству обработки камня. Так уж случилось, что первые опыты обработки самоцветов наши мастера начали не в Колывани, а на Локтевском заводе. Именно там Петр Бакланов давал алтайским мастерам первые уроки обращения с твердым камнем. Ранее они об этом ремесле не имели ни малейшего представления. Самым талантливым из них оказался 15-летний Филипп Стрижков. В то же время из Барнаула в горные районы было направлено девять поисковых отрядов, перед которыми стояла задача – разведать месторождения ценных поделочных камней. – Больше всего повезло экспедиции под руководством местного исследователя и путешественника Петра Шангина – именно он открыл в долине реки Коргон крупное месторождение порфира, ставшее потом знаменитым на весь мир, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Уже позднее было открыто белорецкое месторождение кварцитов, а в 1807 году разведано месторождение знаменитой ревневской яшмы, из которой и была изготовлена знаменитая на весь мир Царица ваз. Позднее Филипп Стрижков стал управляющим Колыванской камнерезной фабрикой. Но как новатор производства того времени он впервые проявил себя именно на Локтевском заводе. В 1794 году он изобрел сверлильный станок. Благодаря этому изобретению появилась возможность изготавливать круглые вазы и небольшие колонны в десятки раз быстрее. Если раньше на одно изделие уходил год, а то и полтора, то с помощью машин мастера справлялись с этой работой за полтора-три месяца. Модель этого станка заняла свое место в экспозиции. Также в фондах музея сохранился альбом уникальных чертежей изделий Локтевской шлифовальной мельницы за 1791-1796 годы, где есть автограф Филиппа Стрижкова под чертежами этих ваз.
Расцвет Колывани Колыванская камнерезная фабрика, построенная под руководством Филиппа Стрижкова, начала работать на полную мощность в 1802 году. Её производственный корпус был возведен из гранита. Это двухэтажное здание сохранилось до сих пор. – По сравнению с другими камнерезными центрами, Колыванская фабрика была довольно крупным и динамично развивающимся предприятием, – рассказывает Татьяна Букина. – Специализировалось она исключительно на крупных изделиях. И в этом деле колыванские камнерезы преуспели. На слайдах, представленных в экспозиции музея, отображена эволюция колыванских ваз. Первые изделия из красно-фиолетового коргонского порфира были яйцевидной формы, эти вазы были настолько просты, что в Петергофе их украшали бронзовой инкрустацией. А к 1810 году колыванские мастера отправляли в Петербург уже более легкие и изящные вазы, полые внутри, причем выточены они были из очень капризного материала – ревневской яшмы. В залах Государственного Эрмитажа находится 89 изделий колыванских мастеров. Под многими вазами и чашами стоит табличка с фамилией Стрижкова. Однако до нашего времен, к сожалению, не дошло ни одного портрета этого мастера. Сам Филипп Васильевич прожил недолгую жизнь – он скончался в 1811 году в возрасте 42-х лет от профессиональной болезни мастеров-камнерезов – силикоза, возникающей из-за того, что в легких скапливается мельчайшая каменная пыль.
Подарок для Наполеона XIX век стал расцветом для колыванских мастеров. Множество их изделий разошлось по миру, некоторые попали в Европу в качестве дипломатических подарков. Одна из ваз, изготовленная при Филиппе Стрижкове в 1807 году, была подарена самому Наполеону во время подписания Тильзитского мира. Это была квадратная чаша из коргонского порфира. В Петербург ее сопровождал отдельщик Яков Протопопов. В столицу чашу везли почти полгода.
Окончание на странице 14 |