Начни с дома своего
25 апреля на Неделе туризма на Алтае в Институте водных и экологических проблем СО РАН состоялась встреча с заслуженным путешественником России, первым заместителем председателя Томского отделения РГО Евгением Ковалевским. Евгений – профессор географии, дважды чемпион по экстремальным сплавам, обладатель семи мировых рекордов и достижений в области экстремальных экспедиций, один из первопроходцев северной реки Эвереста Арун. Не имеет аналогов и кругосветное плавание на надувном парусном катамаране по океанам Земли. На встречу к коллегам в Барнаул Евгений приезжает уже не в первый раз. В апреле он привёз рассказ об этнографической экспедиции «Королевство Бутан. В поисках формулы счастья», которая состоялась в январе 2016 года. Об этом и других своих путешествиях Евгений и рассказал гостям встречи.
Встречи в пути По морям, по делам, нынче здесь, завтра там
Реки и океаны – Более 33 лет я сплавлялся по горным рекам. В том числе это были самые сложные реки мира – в Королевстве Непал. Для того чтобы остаться в живых во время такого сплава, мы использовали плот «бублик», придуманный томским студентом политехнического университета. Бублик выполнен из двух надувных вертикально расположенных тороидов (проще сравнить с огромным надувным колесом), скреплённых между собой рамой. Все члены экипажа размещаются внутри тороидов, пристёгнутые ремнями безопасности. За десять лет мы прошли все самые сложные реки Непала. – Пять раз я сплавлялся по рекам Эвереста. Никто до нас в верхних каньонах на границе Непала и Тибета не был. Мы шли вслепую. Река Арун лежит в глубоком каньоне, высота стен которого более километра. Если путь был перегорожен скалами, нужно было разбирать плот и выходить из каньона. Если выпадешь за борт, то вероятность гибели почти 100%, как и если вдруг лопнет колесо плота. За несколько этапов мы проходили каждую реку, – рассказывает Евгений Ковалевский. Параллельно на экране шли ролики, снятые при сплавах. – Поскольку все реки впадают в океан, совершенно закономерно было на каком-то этапе и мне обратиться к нему, – продолжает путешественник. – В течение семи лет шёл океанский проект–путешествие на плоту, сконструированном новосибирским капитаном Анатолием Куликом. Начиная с 2006 года, мы планомерно пытались представить жизнь «на океане», возможность преодоления океанских просторов на плоту. В 2006 году команда из пяти человек «прошла» Индийский океан. Перед этим целый год готовились. Наш транспорт – небольшой катамаран – имел восемь метров в длину и три в ширину. Спали в маленькой палатке, ни душа, ни прочих удобств. Мы просто жили на поверхности океана два с половиной месяца. Затем последовал Атлантический этап. Здесь даже в штиль волны достигают двух-трёх метров. Опасность была и другая. Акулы несколько раз нападали на наш плот, пробивали его, приходилось прыгать в воду и заделывать дыры. Последний этап – по Тихому океану – длился более года. Нас было четверо, мы чередовали трёхчасовые вахты днём и ночью. При этом так утомлялись, что, если было свободное время, просто ложились спать. Через полгода засыпали даже на вахте, обвязываясь верёвками, чтобы не выпасть за борт. Бывало, пели под гитару, если стоял штиль. Но большую часть времени отнимал ремонт. Катамаран экспериментальный, собрали его на берегу океана. Несколько месяцев по ночам я лежал и смотрел на бескрайнее звёздное небо. Дельфины стаями резвились вокруг нас, зелёным светом искрился планктон. Мы запланировали идти от острова до острова. Рассчитывали маршрут так, чтобы от острова до другого плыть не больше месяца. Основной провизией был питательный порошок от спонсора. Смешиваешь его с водой и ешь. Наш капитан запасал на островах рис, лапшу, капусту... Бывало так, что пресной воды не хватало. Мы запасались на две недели. Но если начинался шторм, то следовать курсу было трудно. Мы собирали дождевые капли. Прямо ставили вёдра к парусу, с него стекала вода. В день нужно два с половиной литра воды на человека.
Начало. Окончание на стр. 12
|