Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№2-3 (146-147) 2008 год / 14-15 страница
Основные показатели работы инспекции Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды за 2007 год
Представляется целесообразным, или размышление о совершенствовании структуры органов исполнительной власти Состояние системы государственного регулирования, контроля и надзора в природоохранной сфере, а также нормативно-правовое обеспечение этой деятельности в Алтайском крае типично для большинства регионов России. Множественность органов, осуществляющих контрольно-надзорные, разрешительные и другие функции в сфере охраны окружающей среды исключает единство в осуществлении государственной экологической политики. Должная координация и взаимодействие между ними не налажены, по некоторым вопросам они дублируют функции. Для организации эффективного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды принципиальным является вопрос совершенствования структуры органов исполнительной власти. ДОКУМЕНТЫ ОТСУТСТВУЮТ Отсутствие необходимых нормативно-методических документов по расчету ущерба от загрязнения природных объектов в результате недобросовестного природопользования не позволяет контролирующим органам принимать исчерпывающие меры по пресечению экологических правонарушений и преступлений. Действующие в этой сфере нормативные документы в большинстве своем устарели и не отвечают требованиям федерального законодательства. Их отсутствие не позволяет оперативно применять методы экономического воздействия к природопользователям, допустившим загрязнение окружающей среды. БЕЗХОЗНЫЕ ГТС Одной из наиболее распространенных причин нарушений законодательства по охране водных объектов и безопасности гидротехнических сооружений является большое число бесхозных гидротехнических сооружений (ГТС). Такая ситуация влечёт существенные негативные последствия для водных объектов, а также создаёт угрозу здоровью и жизни людей. Основная причина сложившейся ситуации - недостаточно чёткое правовое обеспечение системы управления охраной и использованием водных объектов и гидротехнических сооружений, позволяющее уклоняться от исполнения возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ НЕТ До настоящего времени не создана система природоохранного (экологического) нормирования. Кроме того, не определены полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области нормирования негативного воздействия оказываемого объектами, не подлежащими федеральному государственному экологическому контролю. Таким образом, огромное количество предприятий, которые в совокупности оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, выпадает из системы нормирования. При этом установление порядка разработки и утверждения разрешительной документации относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В настоящее время природоохранное законодательство Российской Федерации не обеспечивает регулирования правового поля по осуществлению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, до сих пор законодательно не закреплены многие, уже реально сложившиеся, экономические механизмы управления окружающей природной средой. Не приняты федеральные законы «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «Об экологическом аудите», «Об экологическом страховании», «Об оценке воздействия на окружающую среду», «О зонах экологического бедствия», и другие жизненно необходимые законы. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ УПРАЗДНЕН Полностью упразднен муниципальный экологический контроль и не предусмотрена возможность осуществления органами местного самоуправления контроля за своевременным внесением хозяйствующими субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо отметить, что предоставление органам местного самоуправления полномочий по осуществлению экологического контроля является мерой оправданной и необходимой, но для становления полноценного муниципального контроля требуется время, соответствующая законодательная база, подготовка инспекторского состава. НЕ В СОСТОЯНИИ По-прежнему полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду закреплены за Ростехнадзором. Малочисленные территориальные органы Ростехнадзора не в состоянии в полном объеме и на надлежащем уровне обеспечить администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, поскольку требуется постоянное ведение учета платежей десятков тысяч природопользователей. УСКОРИТЬ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ Представляется целесообразным, используя все возможные рычаги, ускорить на уровне Правительства Российской Федерации решение следующих вопросов: - ускорить принятие Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»; - восстановить полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды в части осуществления в пределах своей компетенции контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и государственному экологическому контролю субъекта; - конкретизировать полномочия субъектов РФ по вопросам нормирования воздействия на окружающую среду, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; - утвердить методики, регламентирующие определение ущерба, нанесенного окружающей среде и ее компонентам в результате неправомерных действий природопользователей.
В течение 2007 года проведена работа по следующим направлениям. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ По краю за 2007 год: - проведено 1809 проверок соблюдения природоохранного законодательства; - выявлено 1486 нарушений; - рассмотрено 1178 административных дел; - наложено административных штрафов на сумму 4 млн. 128 тыс. руб. По результатам рассмотренных административных дел было привлечено к административной ответственности 1146 лиц, в том числе: - юридических лиц – 48; - должностных – 1066; - физических – 32. Результаты работы инспекторов приведены в отдельной таблице. За 2007 года инспекторами в районах края рассмотрено более 100 обращений и жалоб жителей края. ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ За отчетный период в сфере геологического контроля инспекцией проведено 23 проверки, в результате которых выявлено 14 нарушений пользования недрами без разрешений (лицензий) на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Материалы по результатам проверок переданы в органы прокуратуры Алтайского края. ( ДСУ – 1 Тальменского района, ДСУ – 9 г. Бийск, ОАО «Новообинцевское» Шелаболихинского района и другие). Проведено 4 проверки выполнения условий лицензионных соглашений, из них 3 совместно с Алтайским Управлением Ростехнадзора: 1. ОАО «Ремовский ДСК». По итогам проверки Ростехнадзором привлечено к административной ответственности должностное лицо, инспекцией предприятию направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Согласно законодательства по истечению 3 месяцев был рассмотрен ход устранения нарушений. Распоряжением Администрации Алтайского края от 17.08.2007 № 388-р досрочно прекращено право пользования недрами ОАО «Ремовский ДСК» по лицензии БАР 00534 ТЭ – добыча строительного камня Ремовского месторождения. 2. ООО «Масальская ДСФ». По итогам проверки Ростехнадзором привлечены к административной ответственности должностные лица, инспекцией предприятию направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. 3. ГУП «Троицкое ДРСУ». По итогам проверки Ростехнадзором привлечено к административной ответственности должностное лицо. 4. ООО «Карьер». По итогам проверки инспекцией предприятию направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. КОНТРОЛЬ РЕЖИМА особой охраны государственных природных заказников краевого значения Проведен 81 рейд по проверке режима охраны заказников: Мамонтовский, Бобровский, Егорьевский, Кулундинский, Кислухинский, Усть-Чумышский, Касмалинский, Благовещенский. Выявлено 43 нарушения (ст. 8.39 КоАП РФ), наложено штрафов на общую сумму 72 400 руб., взыскано – 27 400 руб., одно дело – в производстве, возбуждено одно уголовное дело. ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ водных объектов За 2007 год выдано и зарегистрировано в государственном водном реестре 15 решений о предоставлении водного объекта в пользование. Проведено 57 мероприятий по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Согласно графика предпаводкового обследования проведена плановая проверка 13 гидротехнических сооружений. ПЛАТА за негативное воздействие на окружающую среду За 2007 год при осуществлении контрольных проверок выявлено 292 нарушения по ст.8.41 КоАП РФ. Наложено штрафов на сумму около 1 млн. рублей. Совместно со службой Ростехнадзора – администратором данного вида платежей - инспекция вела работу по взиманию платежей за загрязнение окружающей среды. В целом по Алтайскому краю на 1 января 2008 г. при плане 52 млн.рублей, поступило в бюджеты всех уровней 62,8 млн. руб, что почти на 20 млн.руб. больше, чем в прошлом году. РАБОТА с органами прокуратуры По запросам прокуратуры и других ведомств проведено 295 проверок. По выявленным нарушениям к административной ответственности привлечены юридические и должностные лица. За 2007 год в Благовещенском, Целинном, Бийском и других районах, городах Рубцовске, Бийске проведено около 80 проверок соблюдения закона «Об отходах производства и потребления». Работники инспекции приняли участие в 60 заседаниях судов различных инстанций в качестве заинтересованных и третьих лиц. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ в области охраны окружающей среды (целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края») Краевая целевая программа (КЦП) «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007 – 2009 годы разработана, согласована в установленном порядке и утверждена законом Алтайского края от 9 марта 2007 года № 18-ЗС с объемом финансирования 56150 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2007 – 15000 тыс. рублей; - 2008 – 18770 тыс. рублей; - 2009 – 22380 тыс. рублей. Подробный перечень реализованных в 2007 году мероприятий приводится в отдельной таблице. РЕАЛИЗАЦИЯ отдельных полномочий в сфере водных отношений (субвенции из Федерального бюжета) В Федеральном агентстве водных ресурсов согласован перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2007 год по Алтайскому краю на сумму 14510,4 тыс. рублей: За 2007 г. фактически освоено средств из федерального бюджета в объеме 13480,4тыс. рублей. В Федеральном агентстве водных ресурсов согласованы обосновывающие материалы по формированию бюджетных проектировок на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы, перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений с объемом финансирования 203093,0 тыс. рублей, в том числе на 2008 год - 56866,0 тыс. рублей. МЕРОПРИЯТИЯ в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (субвенции из федерального бюджета) Проводились мероприятия по регулированию численности волка путем премирования охотников за отстрел. Отстреляно взрослых волков – 60, волчат – 30 особей. На основании трех контрактов проводилась работа по охране объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты: - Третьяковская РОООиР, сумма контракта – 35 000 руб. Проведено 60 рейдов, составлено 25 протоколов об административных правонарушениях; - Славгородская РОООиР, сумма контракта – 45 500 руб. Проведено 58 рейдов, составлен 21 протокол об административных правонарушениях; - Бурлинская РОООиР, сумма контракта – 45 200 руб. Проведено 42 рейда, составлено 7 протоколов об административных правонарушениях. Изготовлены именные разовые лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. РЕАЛИИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ в области организации, регулирования и охраны водных биоресурсов (субвенции из федерального бюджета) Работа проводилась по 8 контрактам на проведение рейдов по водоемам со следующими организациями: Каменским рыбозаводом на сумму (60 тыс. руб.), Лебяжинским лесхозом на сумму (50 тыс. руб.), Бобровским лесхозом (60 тыс. руб.), ФГУП ГНПЦРХ «Алтайский НИИ водных биоресурсов и аквакультуры» - (120 тыс. руб), ООО «Рыбовод Алтая» (45 тыс. руб.), Бурлинской РОООиР – (38,2 тыс. руб.), Славгородской РОООиР (41,6 тыс. руб.), Шелаболихинской РОООиР (41,6 тыс. руб.). Всего в 2007 г. на водоемах проведено 204 рейда, выявлено 170 нарушений природоохранного законодательства в области рыболовства. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ права пользования недрами общераспро-страненных полезных ископаемых Подготовлены и подписаны 5 распоряжений Администрации края на предоставления права пользования недрами: От 10.07.2007 № 313-р о выдаче лицензии на право пользования недрами ООО «Алтайкоксохимстрой-Инвест» для добычи строительного камня Кокорского месторождения в Заринском районе; От 13.07.2007 № 320-р о выдаче лицензии на право пользования недрами ОАО «Строитель» для добычи суглинков Ребрихинского месторождения в Ребрихинском районе; От 16.07.2007 № 325-р о выдаче лицензии на право пользования недрами ООО «Кирпичный завод № 2» для добычи суглинков Чемровского месторождения в Бийском районе; От 24.11.2007 № 547-р о выдаче лицензии на право пользования недрами ООО «Цебар» для геологического изучения участка Барнаульский в пос. Центральный г. Барнаула и добычи суглинков на данном участке; От 30.11.2007 № 574-р о выдаче лицензии на право пользования недрами ОАО «Масальский завод железобетонных изделий» для геологического изучения участка Каменский в Локтевском районе и добычи строительного камня на данном участке. Право пользования недрами ГУП «Новоалтайское ДСУ-7» предоставлено приказом инспекции от 23.11.2007 № 60 «О предоставлении лицензии». Согласно выше упомянутым нормативным документам оформлено и выдано 6 лицензий на право пользования недрами и заключены лицензионные соглашения об условиях их пользования. В бюджет Алтайского края перечислено платежей по лицензионной деятельности на сумму 60 тыс. рублей. ЭКСПЕРТИЗА запасов общераспро-страненных полезных ископаемых В 2007 году организовано и проведено 4 экспертизы материалов по подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых. Решением экспертной комиссии утверждены запасы: - строительного песка, в количестве 822,4 тыс. м3; - строительного камня, в количестве 908,3 тыс. м3. В бюджет Алтайского края перечислена плата за проведение государственной экспертизы на сумму 100 тыс. рублей. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Подготовлен и отправлен в ЦИАЦ отчет о радиоактивных веществах и радиоактивных отходах в учреждениях и предприятиях расположенных на территории Алтайского края в соответствии с формами федерального государственного статистического наблюдения 2-тп (радиоактивность) и 2-тп (радиоактивные вещества), утвержденными постановлением Госкомстата России от 02.10.02 № 189. Составлен реестр предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Алтайского края и осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиационных отходов. Обновлена база данных радиационно-гигиенических паспортов Алтайского края. А. ДУБРОВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Эта информация необходима не только официальным лицам, но и студентам, учителям, школьникам, экологам, общественникам, тем читателям, которые интересуются вопросами экологии
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Начальником недавно созданного в регионе управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края стал Алексей Дубров. КРАТКАЯ СПРАВКА Дубров Алексей Николаевич родился 20 июля 1958 года в г. Томске. В Барнауле проживает с 1962 года. В 1975 году закончил барнаульскую школу и поступил в Алтайский политехнический институт им. И.И. Ползунова по специальности «технология рекуперации вторичных материалов промышленности». В 1980 г. после окончания института начал работать в проектом институте «Сибгипросельхозмаш». С 1982 г. по 1985 г. работал мастером в цехе на заводе РТИ. С 1985 г. по 1989 г. - госинспектор краевой госинспекции по охране атмосферного воздуха. В 1989 г. перешёл на службу в Алтайский краевой комитет по охране природы, где работал до 2000 г. В 2000 г. возглавил краевой внебюджетный экологический фонд, далее краевое государственное учреждение по охране окружающей среды. Последнее было ликвидировано в 2003 г. и на его основе создан департамент по охране окружающей среды администрации края. В 2004 г. получил второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление» в Алтайском филиале Сибирской академии государственной службы.
Наименование
Плата
% вып.
Алейский р-н
194 910,08
67,2
Алтайский р-н
486 645,68
202,8
Баевский р-н
112 700,42
62,6
Бийский р-н
590 087,70
109,3
Благовещенский р-н
1 718 207,46
89,5
Бурлинский р-н
246 361,85
94,8
Быстроистокский р-н
52 519,50
58,4
Волчихинский р-н
245 560,94
188,9
Егорьевский р-н
218 764,45
218,8
Ельцовский р-н
71 848,80
75,6
Завьяловский р-н
175 424,32
121
Залесовский р-н
65 430,69
109,1
Заринский р-н
105 179,09
43,8
Змеиногорский р-н
215 440,00
165,7
Зональный р-н
212 875,45
163,8
Калманский р-н
95 426,37
36,7
Каменский р-н
238 071,55
132,3
Ключевский р-н
450 331,99
117
Косихинский р-н
380 840,72
117,2
Красногорский р-н
42 444,52
70,7
Краснощековский р-н
269 211,52
112,2
Крутихинский р-н
77 249,52
128,7
Кулундинский р-н
755 648,84
118,1
Курьинский р-н
849 676,14
354
Кытмановский р-н
161 454,41
134,5
Локтевский р-н
256 731,45
111,6
Мамонтовский р-н
137 176,46
76,2
Михайловский р-н
534 695,99
411,3
Немецкий Национальный р-н
528 124,08
137,2
Новичихинский р-н
109 220,81
84
Павловский р-н
935 150,71
233,8
Панкрушихинский р-н
220 532,35
91,9
Первомайский р-н
570 047,28
237,5
Петропавловский р-н
181 214,88
139,4
Поспелихинский р-н
988 330,05
205,9
Ребрихинский р-н
283 354,59
157,4
Родинский р-н
263 060,60
202,4
Романовский р-н
106 638,00
59,2
Рубцовский р-н
533 587,93
280,8
Славгородский р-н
58 996,27
49,2
Смоленский р-н
280 363,20
147,6
Советский р-н
145 762,52
112,1
Солонешенский р-н
135 865,68
104,5
Солтонский р-н
41 029,93
51,3
Суетский р-н
261 691,92
218,1
Табунский р-н
242 490,15
80,8
Тальменский р-н
720 681,58
109,2
Тогульский р-н
108 250,19
98,4
Топчихинский р-н
145 094,63
120,9
Третьяковский р-н
212 035,96
111,6
Троицкий р-н
124 621,10
95,9
Тюменцевский р-н
251 316,42
139,6
Угловский р-н
128 381,65
214
Усть-Калманский р-н
258 217,98
107,6
Усть-Пристанский р-н
395 876,80
94,3
Хабарский р-н
318 522,82
144,8
Целинный р-н
337 503,35
140,6
Чарышский р-н
84 107,50
88,5
Шелаболихинский р-н
369 178,46
205,1
Шипуновский р-н
145 840,75
40,5
г Алейск
486 670,21
101,4
г Барнаул
25 508 028,79
129,6
г Белокуриха
1 354 393,56
188,1
г Бийск
6 624 982,41
69
г Заринск
2 570 983,02
164,8
г Змеиногорск
326 459,44
90,7
г Камень-на-Оби
544 632,57
85,1
г Новоалтайск
1 339 927,66
55,8
г Рубцовск
3 759 034,20
223,8
г Славгород
953 748,32
183,4
г Яровое
790 316,56
131,7
пгт Сибирский
60 868,82
Итого
62 766 051,61
118,9
КОРОТКО О ГЛАВНОМ Сегодняшний разворот интересен несколькими моментами. Во-первых, здесь дана в очень концентрированном виде официальная информация об итогах ушедшего 2007 года. Можно сказать, что эта информация никогда не устареет. Во-вторых, сегодня впервые в новой должности - начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды - выступает в нашей газете Алексей Николаевич Дубров. Его материал мы назвали размышлениями, так как это действительно размышления о сегодняшнем дне экологической службы, ее проблемах и возможных путях их решения.