Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9-10 2007 г. (сентябрь-октябрь 2007)


А вы знаете, что....
Почти половина всех костей человека находятся в запястьях и ступнях



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9-10 (141-142) 2007 год / 16-17 страница

Добрый доктор Айболит
В помощь воспитателю



Вот и осень пришла, вот и первое сентября наступило… Кто в школу пошел, кто – в детский сад. И мы, как обычно, начинаем публиковать материалы в помощь воспитателям. Дело в том, что экологическое образование должно быть непрерывным. Не всегда работники детских садов могут найти соответствующую литературу, особенно, если живут в селе. Кроме того, в последние годы широко стали применяться игровые методы обучения. Они наиболее эффективны как раз для самых маленьких. Поэтому мы и стараемся для своих публикаций выбирать такие материалы, которые были бы и интересны, и с методической точки зрения современны. Кстати, если у вас есть интересные наработки, которыми вы хотите поделиться с коллегами, пишите нам, мы вам поможем.

АЙБОЛИТ ОСМАТРИВАЕТ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
(для детей среднего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
учить детей внимательно осматривать растения и находить признаки их нездорового состояния; показать, как можно помочь комнатным растениям, т. е. улучшить среду обитания; воспитывать бережное отношение ко всему живому; объяснить, что для живых существ необходимы хорошие условия жизни.
Ход игры.

Воспитатель просит отгадать загадку про гостя:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
- Добрый доктор...

(Айболит).
Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения. Предлагает убрать игрушки, навести порядок, чтобы достойно встретить гостя.
Айболит въезжает на машине, здоровается с детьми, говорит, что он считает своим долгом помочь растениям, хочет посоветовать ребятам, как лучше за ними ухаживать.
Доктор внимательно осматривает каждое растение, оценивает почву, степень освещенности, указывает на признаки неблагополучия. Может достать растение из горшка, осмотреть корневую систему, отметить, что цветы слишком часто (или редко) поливают, сделать вывод, что их не опрыскивают, а землю не рыхлят. Айболит обращается к малышам: «Ваша традесканция плохо себя чувствует. Посмотрите, как вытянулись ее стебли, листочки находятся на большом расстоянии друг от друга. Это потому, что здесь мало света. Рецепт такой: нужно обрезать вытянутые стебли и оставить на них несколько листочков (срезает один-два стебля под углом). Черенки поставьте в вазу с водой. Когда появятся корни, посадите их в новый горшочек. Традесканцию нужно поставить ближе к свету и хорошо поливать.
Зефирантес выглядит лучше. Листочков много, они длинные, темно-зеленого цвета. Однако растение не цветет, потому что зимой его слишком часто поливали. Советую осмотреть корневую систему. Нужно досадить луковицы в хорошую почву в два-три горшка, сажайте неглубоко. Помните, что это растение любит свет.
Бальзамин очень плохо себя чувствует: стебли голые, листочков мало, они желтоватого цвета. Это растение нужно отправить в лечебницу. Там я послежу за ним. А вот рядом с ним еще одно растение. Оно чувствует себя лучше. Листочки зеленые, есть цветы. Бальзамин не любит, когда его окружают другие растения. Его нужно подкормить удобрениями, чтобы он лучше цвел».
На прощание Айболит дарит воспитателю пакетик с удобрениями, объясняет, как правильно подкармливать растения. Напоминает, что посетит ребят через две-три недели, чтобы посмотреть на зеленых пациентов и проверить, как выполнены его рекомендации.
АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОЛЬЗЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
рассказать детям о благотворном влиянии комнатных растений на здоровье человека (очищают воздух от пыли, выделяют нужный для организма человека кислород, поглощают вредные вещества, увлажняют воздух, украшают быт человека, улучшают настроение); закрепить навыки по уходу за комнатными растениями.
Ход игры.

Доктор Айболит приходит к дошкольникам, интересуется их здоровьем, спрашивает, как чувствуют себя комнатные растения, выполнили ли дети после осмотра те рекомендации, которые он дал в прошлый раз.
Айболит спрашивает: «Зачем нужны комнатные растения? Могут ли они расти на улице? Как нужно ухаживать за ними?» Затем говорит: «Ребята, комнатные растения поселились в домах людей очень давно. Вначале люди украшали ими свои жилища. Эти растения попали к нам из Африки, Индии, Южной Америки (показывает на глобусе или карте эти места). Комнатные растения привозили из дальних странствий путешественники.
Люди давно поняли, что комнатные растения можно использовать и в лечебных целях. Многие из них называют «докторами». Например, вот это знаменитое растение (показывает алоэ) люди называют столетником. Оно помогает прожить долгую жизнь, если люди им лечатся. Соком его мясистых листьев можно лечить раны на теле, нос (насморк), горло и желудок, когда они болят. Другое комнатное растение - хлорофитум (показывает) очищает воздух в помещении от разных вредных веществ.
Часто в помещении воздух сухой, а это очень вредно для здоровья. Такое комнатное растение, как папоротник (показывает), является хорошим увлажнителем воздуха.
Красивые комнатные растения с большими разноцветными или резными листьями, крупными, яркими цветами (показывает и называет растения) создают красоту, улучшают настроение. Вот какую пользу приносят людям комнатные растения!»
АЙБОЛИТ ОСМАТРИВАЕТ ЖИВОТНЫХ - ОБИТАТЕЛЕЙ УГОЛКА ПРИРОДЫ
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
учить детей осматривать животных из уголка природы, замечать признаки их плохого самочувствия; показать, как можно помочь животным; воспитать доброе, заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры.

Игровая ситуация аналогична предыдущим. Необходимо правильно провести осмотр животных и дать рекомендации по уходу за ними.
Осматривая черепаху, Айболит обращает внимание на то, что она сидит неподвижно; спрашивает детей, хорошо ли она ест, ползает ли в террариуме, просит воспитателя взвесить ее на руке. Затем делает заключение: «Ваша черепаха слишком легкая, она плохо себя чувствует. Наверное, мало ест. Ей не хватает тепла. Необходимо включать рефлектор на весь день: черепаха под лампой разогреется, начнет ползать, у нее появится аппетит и она поправится. Рекомендую давать животному зелень овса. В моей машине есть коробочка с травой. Захватите пузырек с подсолнечным маслом. Ватным тампоном нужно протирать панцирь, кожу шеи и лап черепахи - кожа станет мягче, а панцирь будет блестящий и красивый».
Осматривая морскую свинку, хомяка и кролика, доктор Айболит просит детей обращать внимание на когти животных (может быть, они слишком длинные, их нужно подрезать), а также на состояние шерсти. Дарит ветки, чтобы зверьки их грызли и стачивали зубы, и зелень - витаминную подкормку для грызунов в зимнее время. Рекомендует чаще общаться со зверьками: называть их по имени, ласково разговаривать с ними, кормить с руки, гладить.
Затем доктор оценивает состояние здоровья рыб (рассматривает чешую, плавники, жабры, как они плавают - ровно, прямо или заваливаются на бок). Осматривает дно в аквариуме, дает рекомендации, благодаря которым можно поправить здоровье рыб (нужно долить в аквариум воды, рыбкам будет легче плавать и дышать).
Айболит рекомендует увеличить или уменьшить подсветку в зависимости от состояния и количества растений, дарит ребятам корм для рыб. Заметив толстенькую самочку гуппи или меченосца, советует поместить ее в большую банку для выведения потомства.
Дает рекомендации по содержанию декоративных птиц, кур, водяной черепахи и других обитателей живого уголка.
АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
уточнить представление о знакомых лекарственных растениях, дать детям знания о новых, произрастающих на территории или вблизи детского сада (например, познакомить с ромашкой лекарственной, душицей обыкновенной, подорожником, пустырником, крапивой); рассказать о том, какую пользу лекарственные растения приносят человеку; как их надо собирать, сушить и хранить.
Ход игры.

В летнее время Айболит приглашает детей на прогулку в лес (на луг, в цветник и др. ), сообщает о том, что дети будут отыскивать и собирать лекарственные растения. На Айболите через плечо надета сумочка, в которой лежат цветные картинки с изображением тех новых растений, которые воспитатель наметил для показа.
По просьбе Айболита дети называют и отыскивают знакомые лекарственные растения, рассказывают об их лечебных свойствах.
В нужном месте воспитатель достает карточку, показывает ее детям, называет новое растение, просит их отыскать в траве такое же. Выясняет, знают ли ребята, какую пользу оно приносит. От имени доктора воспитатель рассказывает о нем.
Айболит предлагает познакомиться с ценными лекарственными растениями - ромашкой лекарственной и душицей обыкновенной. Задает вопросы: «Какое соцветие у ромашки? Какой формы лепестки, листья? Имеет ли это растение запах? Чем отличается ромашка лекарственная от других видов ромашки? Знаете ли вы, для чего собирают ромашку?» Рассказывает, что из нее готовят настои, которыми лечат горло при ангине, промывают раны и др. Собирают ромашку, отрывая цветки. Нужно помнить о том, что в одном месте нельзя срывать много цветков, так как не останется семян и на следующий год ромашка не вырастет. Айболит показывает детям, как правильно собирать это растение.
Затем доктор знакомит детей с душицей, из которой готовят ароматный чай. Его пьют при простуде, кашле, ангине. Собирая это лекарственное растение, нельзя срывать весь кустик. Сушить траву нужно в темном, сухом хорошо проветриваемом (без сквозняков) месте. Айболит показывает детям крапиву, выясняет, знают ли они это жгучее растение. Затем сообщает, что крапива очень быстро останавливает кровь: если случился порез, к ранке надо приложить комочек из листа крапивы или выжать из него капельку сока - кровь мгновенно остановится. Дети по картинкам и под руководством доктора Айболита находят цикорий, подорожник и другие лекарственные растения, и он рассказывает об их целебных свойствах.
В конце прогулки Айболит предлагает детям собрать несколько видов лекарственных растений и высушить их дома, а в детском саду организовать фитоуголок.
АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
дать детям представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, значении активных физических упражнений и труда, положительного эмоционального состояния.
Ход игры.
В чемоданчике Айболита, который «приходит» к детям, лежат «витамины». Это могут быть фрукты (яблоки, апельсины, лимон), плоды шиповника для заваривания или черная смородина в любом виде.
Может быть также и бутыль с готовым витаминным напитком. В чемоданчике есть несколько головок лука для посадки.
Айболит здоровается с детьми и предлагает поговорить о здоровье. Объясняет, что означает приветствие «здравствуйте». (Мы приветствуем человека и желаем ему крепкого здоровья) Сначала он осматривает детей: отмечает, кто бледный, а у кого румяные щечки, трогает мышцы рук и ног, выясняет, крепкие они или слабые. Спрашивает у детей, часто ли они болеют.
Что нужно делать, чтобы меньше болеть? Затем объясняет, что люди часто болеют потому, что не заботятся о своем здоровье (одеваются слишком тепло, боятся выходить на улицу в плохую погоду). Напоминает, что солнце, воздух и вода - большие помощники и друзья не только животных и растений, но и человека. С ними необходимо подружиться. Человек должен закаляться и заниматься физкультурой. Доктор просит ребят показать, как они делают зарядку (воспитатель сажает куклу и выполняет вместе с детьми несколько упражнений на разные группы мышц).
Айболит спрашивает детей о том, как они питаются. Рассказывает о пользе витаминов, которые содержатся в овощах и фруктах. Говорит, что нужно перед едой тщательно мыть руки, чтобы в организм не попали болезнетворные микробы. Предлагает есть меньше конфет и сладостей, так как они портят зубы и снижают аппетит. Достает из своего чемоданчика «витамины», угощает ребят. Затем достает луковицы лука, просит воспитателя вместе с ребятами посадить их, чтобы выросла зелень, которая очень полезна для здоровья, т. к. в ней много витаминов.
Доктор дарит ребятам также «Дневник здоровья», который будет напоминать им о необходимости соблюдать основные правила здорового образа жизни.

ЭТОТ ОБРАЗ ЛЮБЯТ ДЕТИ
С образом доктора Айболита у дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду есть кукла Айболит.
Этот персонаж можно включать в игровые обучающие ситуации для работы с детьми разного возраста. В рамках игровых действий Айболит может выполнять роль, важную для экологического воспитания детей.
Он показывает, как нужно осматривать пациентов (обитателей живого уголка), как ставить диагноз (т. е. определять состояние объекта по внешним признакам), устанавливать причину отклонения от нормы (т. е. выявлять нехватку тех или других компонентов среды обитания), определять способы лечения.
АТРИБУТИКА
Большую роль в развертывании игры с Айболитом выполняет атрибутика. Кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпаке. Желательны очки и борода, символизирующие ученость и доброту.
В этой игровой ситуации можно использовать куклу би-ба-бо, которой воспитатель может легко управлять и совершать разные «врачебные» (игровые) действия. В чемоданчике Айболита, кроме традиционного набора, есть рецепты (листки бумаги небольшого размера), ручка.
В зависимости от того, к кому едет доктор (растениям, животным), в его чемоданчике может быть настоящие предметы ухода за обитателями уголка природы: палочка для рыхления почвы, термометр для воды, вата, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др.
ПРОЯВИТЕ ФАНТАЗИЮ
Айболит нередко приезжает к больным на машине скорой помощи (нужна грузовая машина с кузовом). Он берет в дорогу не только чемоданчик, но также предметы, которые могут пригодиться для лечения зеленых пациентов (проявите фантазию. Это могут быть пакетик с удобрениями для комнатных растений, мешочек с черноземом и золой, опрыскиватель, пузырек с подсолнечным маслом для смазывания кожи и панциря черепахи, коробочка с кормом для аквариумных рыбок и др.). На машине доктор увозит больных в лечебницу (например, пораженные тлей растения).
РЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Важно иметь в виду следующее - в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и их средой обитания. Это настоящая обязанность врача - выяснить состояние пациента, условия, при которых возникло заболевание, дать соответствующие оценку и рекомендации.
Авторитет врача для детей (в силу их частых болезней) очень велик, поэтому игра, в которой участвует Айболит, производит на них сильное эмоциональное впечатление.

ИГРА – МЕТОД ТВОРЧЕСКИЙ
Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты.
Непрерывное экологическое образование - это необходимость, которую осознали не только специалисты, но и значительная часть населения земли. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.
ИДЕТ ПОИСК
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики.
К числу таких методов можно отнести игру, в которой будут заняты и взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки, родственники и соседи), экологическая культура которых также будет совершенствоваться, если в детских учреждениях, которые посещают их дети, проводится эколого-педагогическая работа.
СОВРЕМЕННО И ИНТЕРЕСНО
Самыми различными играми (спортивными, компьютерными, телевизионными) увлекаются сейчас многие. В системе профессиональной подготовки (повышения квалификации, обучения студентов) нередко используются деловые игры. Игровыми приемами оснащены многие радио- и телепередачи для взрослых (примером может служить программа для взрослых «Тушите свет» - аналог «Спокойной ночи, малыши»).
Игра привлекает всех - она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания - ведь она является основой любой деятельности ребенка этого периода жизни.
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ
Мы продолжаем представлять игровые обучающие ситуации, которые могут быть использованы в детском саду. Здесь и игры-занятия с игрушками-аналогами, и игры-занятия с использованием сказочных персонажей, которые направлены на ознакомление детей с окружающей природой - растительным и животным миром. Цель занятий - научить дошкольников бережному отношению к природе, всему живому.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©