Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 2010 г. (сентябрь 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (177) 2010 год / 14-15 страница

В музее солнца
В Новосибирске побывала наш автор Ольга Горбатова



Валерий Липенков родился 27 января 1941 года в Алтайском крае. С 1964 года по 1994 года работал лаборантом в Институте ядерной физики СО РАН. Резьбой по дереву занимается с 1974 года. Вместе с художником-монументалистом В.П. Соколом он участвовал в оформлении интерьеров театра Глобус, а также (вместе с художником Н.С. Иваненко) интерьера профилактория «Золотой берег» на берегу Обского моря. Его работы украшают холл Института археологии и этнографии СО РАН.

История создания музея Солнца началась, можно уже говорить, в прошлом тысячелетии. И в этой истории есть несколько важных моментов, о которых нужно сказать.

Начиная с 1999 г. Музей Солнца и муниципальный подростковый клуб «Солнечный» проводят конкурс «Дети рисуют Солнце». Лучшие работы этого конкурса выставлялись в Москве, СанктПетербурге, Кирове, Воронеже, Новокузнецке, Кемерове, Томске, ГорноАлтайске, Новосибирске, Бердске. В 2004 году конкурс официально поддержал Новосибирский городской комитет по делам молодёжи. Традиционно 1 июня, в День защиты детей, проходит выставка лучших работ данного конкурса в доме Учёных Сибирского Отделения РАН.

В солнечном городке
Солнце - основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре.
(Советский энциклопедический словарь, 1987)
Бывая в Новосибирске, всегда мечтала посетить Музей Солнца. И не только потому, что он является первым в мире и единственным в России. Впервые я о нем услышала от Надежды Алекандровны Гайдуковой – руководителя детско-юношеского эколого-туристического клуба «Горизонт» из села Барановка Змеиногорского района. Мы познакомились с Надеждой Александровной в 2006 году в заповеднике на кордоне «Тигирек». Тогда она меня поразила тем, что за несколько минут избавила нашего кинооператора от зубной боли. А потом рассказала о Музее Солнца (Прим. редактора: Н.А. Гейдукова – член одной из наших экспедиций «Начни с дома своего», когда и состоялось первое посещение нами этого музея). Она говорила о мощной энергетике, которой, по ее мнению, наполнены экспонаты музея.
Музей располагается в Академгородке по улице Иванова, 11 «а» в здании бывшего детского сада. Найти музей достаточно трудно. В поисках необходимого адреса, мы случайно встретились с еще одной группой и стали вместе бродить по дворам. Явно не хватало указателей.
Вернувшись домой, на сайте академгородка нашла интересный факт, что улица Иванова раньше называлась «Солнечногорской». Случай, совпадение, или промысел судьбы?

«Это, по ходу, лес»
Пусть найти музей и не так легко, но это дает возможность приезжему человеку насладиться прогулкой по улицам городка. Говорят, что во время знакомства с планом застройки населенного пункта Н. Хрущев собственной рукой превратил «хрущевки» из пяти- в четырехэтажки, а гостинице «Золотая долина» не дал вырасти до проектных 12 этажей.
«Куда высотные здания в лесу?! Чтобы воронам куда было садиться?.. Растрелли взял не высотой, а красотой», - сурово отчитывал Хрущев архитекторов.
«Академгородок - это, по ходу, лес» - эта культовая фраза одного из местных юмористических клубов. И, действительно, когда ищешь характеристику увиденному, эта мысль первая приходит в голову. Районы городка разделены участками совершенно нетронутого соснового бора, через который проходят неширокие тропинки.
Здесь нет обычных для городских парковых лесов свалок, здесь вообще нет... мусора. Идя по тропинке, ты забываешь, что вокруг располагаются кварталы поселка.
С начала мне даже казалось, что за каждым кустом притаилось по… маньяку. Но, оказывается, уровень преступности в городке достаточно низок, и у местных жителей не возникает неадекватных реакций на окружающие лесные массивы. Шагая по одной из улиц, мы были удивлены, когда наткнулись на большой муравейник.

«Верхняя зона» и «Ща»
Кажется, что у жителей городка очень размеренный темп жизни. На дорогах мало машин. Повсюду спокойствие и тишина. Все вышесказанное относится к так называемой «Верхней зоне», жизнь в которой является престижной. Здесь расположен проспект академика М.А. Лаврентьева (основателя городка) с большей частью научно-исследовательских институтов (всего их 25), Университет, а также центры разработок «Intel», «Schlumberger», «Microsoft», «Samsung», «LG» и т.д. Жилые дома и офисы стоят в бору.
Говорят, что через окна в помещения заходят белочки. Прямо «Солнечный город» Н. Носова, где цивилизация и прогресс удивительно сливаются с природой.
О существовании другого района я узнала, стоя на остановке, когда подошла «газель», следующая в район «Щ» (ща). Этот район выглядит как другой город: меньше деревьев и много высотных домов. Здесь, например, располагаются главные офисы предприятия «Топ-книга». Название «Щ» район получил потому, что при строительстве первыми были готовы «щитовые» дома, в которых жили строители. Есть ещё Шлюз. Шлюзовцы возмущённо говорят, что академовцы считают Академгородком только Верхнюю зону и «Ща».

Технопарк
…В августе 2006 года было принято решение о строительстве в Академгородке технопарка. Технопарк призван специализироваться по четырём направлениям: информационные и медико-биологические технологии, силовая электроника и приборостроение.
Территория технопарка составит 100 гектаров. Будет введено множество вспомогательных площадей, построены офисные и торговые центры, жилые комплексы. Но уже сейчас собрано более 6000 подписей против строительства технопарка. Местные жители боятся, что этот проект приведет к уничтожению зеленой зоны и деградации городка, превратив его в элитный спальный район для обеспеченных новосибирцев. Опасения могут и оправдаться, учитывая, что в 15 минутах ходьбы от Верхней зоны находится Обское море с аквапарком, яхт-клубами и пляжами.

«Золотая долина»
В Академгородке, по берегам реки Зырянки, уже сформировался микрорайон малоэтажной элитной застройки «Золотая долина»: в лесу спрятались одноэтажные и двухэтажные дома-коттеджи. Строительство продолжается. На левом берегу реки растут целые замки, мимо которых нам пришлось идти, чтобы попасть в ботанический сад.
Научный институт и сад располагаются на площади более одной тысячи гектаров Для прогулок здесь специально созданы целые экспозиции: «Парк Бонсай», «Вальс цветов», «Сад камней», «Сад непрерывного цветения». В окраинной части сада располагается заросший пруд, по которому плавают утки, а также знаменитый мостик через Зырянку.
В заборе у пруда есть ворота, за которыми продолжается асфальтовая дорога, огибающая водоем. Прогуливаясь по этой дороге, мы заметили, что асфальт уже почти скрылся под толстым слоем хвои. Так давно здесь никто не проезжал. Местами поперек дороги накопаны глубокие ямы. Это сделано для того, чтобы нельзя было попасть в городок, минуя пост ГАИ. Зырянка течет почти параллельно дороге.
В некоторых местах мы видели оборудованные костровища на берегу реки. Иногда река скрывалась из глаз на дне глубокого ущелья. С дороги мы свернули вправо на тропинку, чтобы выйти из леса к остановке. Тропинка спустилась в глубокий овраг, на дне которого было много мусора (это единственное место, где мы обнаружили свалку). «Вынырнув» из оврага мы неожиданно вышли к одноэтажным коттеджам, которые сменились микрорайоном с «хрущевками».

Предания академгородка
В академгородке ходит предание, что ученые из ботанического сада попытались вырастить дерево с зачатками разума, способное жить в любых условиях. Дерево у них получилось раза в два выше и раз в шесть толще обычного.
Однако хуже всего было то, что дерево было разумное и агрессивное. С места оно не двигалось, но хватало ветками все, что было в пределах досягаемости. Дерево не поддавалось, ни топору, ни огнемету. Против результата неудачного эксперимента пытались применять войска, но безрезультатно.
Предание это очень поучительно. Хорошо бы, например, в заповедниках, развести такую породу деревьев.

В музей по записи
Итак, нагулявшись по улицам городка, заходим в Музей Солнца. На входе невзрачная табличка. Поднимаемся на второй этаж здания. Попасть в музей можно только по записи, так как. заработную плату сотрудники не получают и просто сидеть в помещении не имеет смысла. Звоним в дверь точно в назначенное время.
На пороге нас приветствует директор – Валерий Иванович Липенков. На нем рубаха с вышивкой, широкие штаны. Длинные волосы забраны под ободок из ткани с вышитым орнаментом. Тонкие черты лица, борода и усы. Взгляд строгий, оценивающий. Позднее я узнала, что директору музея 69 лет, но выглядит он значительно моложе.
Сам начинает экскурсию с великолепной игры на старинном русском музыкальном инструменте «било».
Било представляет собой деревянный каркас с подвешенными к нему медными пластинами – плоскими колоколами разного размера («коло» по древнеславянски означает «солнце»). Звук извлекается либо с помощью металлической палочки, либо с помощью небольшого колокольчика. Во время исполнения мелодии в здании стоит чудесный, очень приятный колокольный звон.
Здесь мало долбить по пластинам, кажется, что мастер извлекает звуки из самого сердца. Когда после исполнения мелодии все выражают восторг – Валерий Иванович в первый раз улыбается: люди поняли, что он хотел сказать. Затем он берет в руки тибетскую поющую чашу и исполняет гимн на санскрите. Гимн посвящен Солнцу.

Солнечные люди
Далее нам представляет экспозицию Эльвира Александровна Скорынина - научный сотрудник музея. Это удивительно солнечная женщина, которая с большой теплотой и щедростью поделилась с нами своими знаниями. В музее собрано около 2000 экспонатов.
Это, например, иллюстрации народной традиции изображения Солнца и солнечной символики; изображения солнечных богов и символов Солнца в наскальных рисунках (петроглифах) древних народов Сибири, Дальнего Востока и других регионов.
Большая часть экспонатов музея – это копии, выполненные в основном из дерева - кедра, сосны, бука, дуба, осины – с фотографий и рисунков оригиналов, хранящихся в различных музеях мира. Широко представлены индийская и непальская солнечная традиция, а также древнерусская и индейская.
Более 500 экспонатов музея - это авторские работы в резьбе по дереву В.И. Липенкова. Есть в музее и подарки с солнечной символикой - современные промышленные изделия; оригинальные изделия мастеров прикладного творчества (вышивка, керамика, макраме, береста), посвященные Солнцу и солярной тематике. Так как в музее работают только два человека – этикетки на многих экспонатах отсутствуют, просто нет времени их напечатать. В музее собрана научная и историческая литература о Солнце, а также стихи, гимны, мифы, сказки, легенды о Солнце и солнечных богах.

Дом творчества
В стенах музея проходят творческие вечера музыкантов, певцов, встречи с интересными людьми, работают творческие мастерские для детей. В дни солнцестояний и равноденствий здесь проводятся праздники Солнца и посвящение школьников в «Солнечные мастера». В 2007 году здесь подводились итоги международного конкурса фото- и видео-творчества «Солнечный мир». Музей имеет свой сайт (//www.sunmuseum.ru), богатейшую информацию которого можно использовать в преподавании истории, географии, физики, литературы и других предметов школе.

И здесь «Природа Алтая!»
В одном из залов музея я с радостью обнаружила нашу газету «Природа Алтая». Оказывается, музей и газету связывают давние дружеские отношения. Организуя ежегодные экспедиции «Начни с дома своего», редактор газеты С.И. Малыхин обязательно старается привести детей в музей Солнца.
Посещение музея, несомненно, имеет огромный воспитательный эффект, наряду с другими мероприятиями экологической экспедиции. Развивая в школьниках чувство ответственности за будущее своей родины, Сергей Иванович заботится и об экологии детской души.

Магическое впечатление
Все посетители отмечают, что экскурсия производит на них магическое впечатление. И действительно, здесь приятно находиться, чувствуешь себя легко и свободно.
Интересно, что в музее любят бывать беременные женщины. Они приходят сюда группами из ближайшего роддома, чтобы рассеяно побродить по залам, послушать музыку.
Недавно в Музее Солнца побывал академик Сергей Казначеев и договорился, что его пациенты из института Активного долголетия будут посещать музей и слушать музыку била.
Академик считает, что «солнечная атмосфера» способствует долголетию. Может быть этим и можно объяснить, что сотрудники музея выглядят моложе своих лет?

Достояние России
Помещение, где размещен музей, представляет собой соединенные «чулком» небольшие давно не ремонтированные комнаты с плохим освещением. На стенах сохранились крючки для детской одежды, в одной из комнат совершенно дисгармонирует с экспозицией барная стойка (здесь раньше размещалось кафе). Сотрудники музея рады и этому, ведь музей начинался в подвале. Все сборы от экскурсий (стоимость билета 100 рублей) уходят на аренду, оплату коммунальных услуг. На развитие – ничего не остается.
В задумках хранителей музея: построить отдельное здание с детскими художественными студиями и выставочным залом, а также гостиной-салоном для проведения творческих вечеров; открыть мастерскую для изготовления сувениров и киоска для их продажи; приобрести мини-типографию для рекламно-издательской деятельности. Для меня остается загадкой, почему у музея нет помощников среди студентов и школьников, почему так трудно найти спонсоров? Хочется, чтобы люди услышали и поддержали девиз музея: «Сделаем наш город самым солнечным в мире!».
За последнее время в нашей стране открылись десятки новых музеев на любой вкус. В Угличе есть музей Суеверий, в бывшем селе Гадово — музей Змей. Музей Сновидений существует в Санкт-Перербурге. Во многих городах России созданы музеи водки.
К числу самых оригинальных очагов культуры можно отнести музей буквы Е, музей Огородных пугал и музей Дореволюционного воздуха (в нем находятся герметично закупоренные аптекарские склянки, изготовленные еще до семнадцатого года). И ведь находятся состоятельные люди, которые поддерживают эти музеи!
В книге отзывов кто-то написал: «Удивительный музей и прекрасный, несущий свет, добро и чистоту человек…Этот музей должен стать достоянием всей России и нести свои лучики солнца по всему миру!».
Думаю, что все кто побывал в Музее Солнца, полностью согласятся с этими пожеланиями.
Ольга ГОРБАТОВА, учитель географии и экономики МОУ «Гимназия №27», г. Барнаул


Визитка ИЗ ИСТОРИИ

«СОЛНЦЕ - основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре. Вся биосфера, жизнь существует только за счет солнечной энергии...»
(Советский энциклопедический словарь, 1987)

• Солнце - физическое тело, собственно солнечный диск, несущий свет и тепло.
• Солнце, дарующее жизнь, что выражалось в культах плодородия - Озирис в Египте, Дионисий в Греции, Ярило на Руси.
• Духовное Солнце - центр, вокруг которого вращаются планеты, как в некоем гигантском хороводе.
В различных видах народного искусства - резьбе по дереву, росписям, вышивках - часто встречается условное изображение Солнца, так называемый солярный знак, многократно повторяемый и являющийся декоративным элементом.

УНИКАЛЬНОСТЬ
• При всем разнообразии музеев это - единственный музей Солнца в мире.
• Этот музей совместно с ПК «Солнечный» - творческая мастерская прикладного искусства для детей (ежегодно здесь обучается около 150 школьников).
• Музей представляет и научный интерес, в первую очередь для специалистов историко-археологического профиля.

ЭКСПОЗИЦИЯ
• Иллюстрации народной традиции изображения Солнца и солнечной символики.
• Изображения солнечных богов и символов Солнца в наскальных рисунках (петроглифах) древних народов Сибири, Дальнего Востока и других регионов.
• Подарки с солнечной символикой - современные промышленные изделия.
• Оригинальные изделия мастеров прикладного творчества - вышивка, керамика, макраме, береста - посвященные Солнцу и солярной тематике.
• Стихи, гимны, мифы, сказки, легенды о Солнце и солнечных богах (около 150 текстов).
• Научная и историческая литература.

Идея создания
Идея создания Музея Солнца оформилась в 1986 году на персональной выставке, проводившейся в ДК «Строитель» под девизом «Создадим Музей Солнца».
Сегодня Валерий Иванович Липенков является директором муниципального подросткового клуба «Солнечный», который занимается детским прикладным творчеством. В музее собрано около 1500 экспонатов, посвященных Солнцу, из них более 500 - авторские работы в резьбе по дереву самого В.И. Липенкова.

История создания музея солнца
История создания музея Солнца началась, можно уже говорить, в прошлом тысячелетии. И в этой истории есть несколько важных моментов, о которых нужно сказать.
Первый момент: однажды вечером, а это было летом 1969 или 1970 года, я увидел в распахнутом окне очень примечательную корягу, висевшую на стене, и она меня очаровала. Мне захотелось иметь у себя дома похожую. Я стал искать и находить очень интересные и, немного подделав их, я проявлял фантастических и реальных животных или фигурки людей.
Так я стал художником-любителем.
В один из вечеров я дежурил в вычислительном центре института, у меня на столе стояла небольшая деревянная дощечка и я ее рассматривал, решая, что бы такое сделать. Позади раздался голос – это была оператор ЭВМ Вера Пяткова: не знаешь, что сделать? Я ответил: – «Да вот смотрю, что получится». «Сделай Солнышко», сказала она и ушла.
Это был второй момент. Я сделал первое Солнышко. Потом я сделал солнечный цикл из 14 солнышек. А в 1980 году я стал, волею судьбы, участником строительства музея Рериха на Алтае в селе Верхний Уймон. Вернувшись оттуда, я зашел к А. Н. Дмитриеву, который был одним из главных организаторов этого строительства.
Сняв штормовку, я подошел к вешалке и именно в этот момент уже третий по счету ясно прозвучала мысль: «Рядом с музеем Рериха должен быть музей Солнца». И это «рядом» сразу было понятно, что не физически рядом, а просто должен быть. С этого момента пришло осознание направления деятельности и поиска. Я искал изображения солнечных богов различных народов и воплощал их в дереве – так коллекция стала расширяться, пополняясь также и моими творческими работами, посвященными Солнцу. В 1994 году на базе кружка резьбы по дереву для детей, которым я тогда руководил, создал муниципальный подростковый клуб «Солнечный»...
В 1997 году состоялась большая персональная выставка в краеведческом музее Новосибирска под девизом «У нас в гостях «Музей Солнца»«. На закрытии, когда почти все работы были сняты, в зал зашел академик В. Накоряков и стал рассматривать работы. Я подошел к нему и спросил: «Владимир Елиферьевич, а не пора ли открыть музей Солнца в Академгородке?». На что он тут же ответил: «А что, наверное, пора. Приходи ко мне завтра, и мы составим письмо о выделении помещения для музея и с просьбой рассмотреть его на оперативном совещании в Президиуме СО РАН». Я, конечно, пришёл, письмо было составлено и примерно через полгода Президиум подыскал и выделил нам помещение в 124 м2 в бывшем детском саду по адресу ул. Иванова, 11 «а».
Валерий ЛИПЕНКОВ


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©