Юннатский марафон на Алтае В 1918 году в дачном пригороде Москвы, Сокольниках, взяло старт юннатское движение, охватившее впоследствии всю страну. Меняются идеологии, уходят в небытие политические партии, но движение пытливых исследователей и защитников природы остаётся. Без преувеличения можно сказать, что юннатское движение выдержало проверку временем. Есть, оказывается, вечные ценности в нашем быстро меняющемся мире.
Да, счастливы ещё дети, что природа Не вдруг теряет над ними свои права. Н.А.Добролюбов
ЗАГЛЯНЕМ В ПРОШЛОЕ Крепло и расширялось юннатское движение в крае. В 1956 году были организованы первые ученические производственные бригады, в 1967 - школьные лесничества, в 1970 – «Малые Тимирязевки». Основная цель данных объединений – трудовое образование школьников. Трудовые объединения переживали взлёты, были и трудные времена. Начиная с 1972 года, край трижды занимал первое место и четыре раза второе во Всероссийском соревновании автономных республик, краёв и областей за лучшую работу ученических производственных бригад. Во Всесоюзном конкурсе «Малых Тимирязевок» с 1970 по 1987 годы 16 раз школы края становились призёрами, а Мамонтовской СОШ Мамонтовского района неоднократно присуждалась первая премия. Во времена «перестройки» практически перестали работать ученические производственные бригады и школьные лесничества, а учебно-опытные участки были превращены в школьные огороды. УДАЛОСЬ ПОЙТИ ДАЛЬШЕ И всё-таки удалось не только сохранить систему трудового образования, адаптировав её к рыночной экономике, но и совершенствовать работу. В настоящее время в крае работает более 400 ученических производственных бригад. Среди лучших – Новороссийская СОШ Рубцовского района, Брусенцевская СОШ Усть-Пристанского района, Павловская СОШ Угловского района, Светловская СОШ Завьяловского района и другие. Двадцать тысяч школьников занято производительным сельскохозяйственным трудом В ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВАХ Около тысячи учащихся трудятся в школьных лесничествах. За ними закреплено 7000 га леса и около 50 га питомников. Кроме работы на закреплённых участках леса и питомников юные лесники помогают лесхозам в сборе семян лесных культур, пропалывают новые посадки леса, занимаются природоохранной деятельностью. Далеко за пределами края известны школьные лесничества Ракитовской СОШ Рубцовского района, Ребрихинской РМООШ №2 Ребрихинского района, Мельниковской СОШ Новичихинского района. НА УЧАСТКАХ В ГОРОДАХ И СЕЛАХ Все сельские школы имеют учебно-опытные участки. Среди лучших можно назвать Арбузовскую СОШ Павловского района, Казанцевскую СОШ Курьинского района, Веселоярскую СОШ Рубцовского района, Корболихинскую СОШ Третьяковского района и многие другие. Образцом творчества и зелёным оазисом в городе Рубцовске можно назвать чудо-сад Центра внешкольной работы «Малая Академия». Уникальный участок экологического центра в городе Бийске. Коллекции сортов винограда, которая произрастает на участке, может позавидовать серьёзное научное учреждение СОЗДАНА СИСТЕМА Слово «Юннат» пережило десятилетия, не утратив своего значения. В наши дни оно наполнено экологическим содержанием. За период своего существования юннатское движение накопило опыт дополнительного образования детей. Это касается содержания образования и методов работы. В крае создана система непрерывного трудового и экологического образования. Для эффективной и планомерной работы АКДЭЦ разработана Программа деятельности на 2006-2010 годы и краевые Программы по направлениям: «Подрост», «Алтай-сердце Евразии», «Живые воды Алтая», «Одарённые дети». Центр реализует уникальные даже на уровне России проекты. В 2003 году разработана Программа «Школьные сады» и сделаны первые шаги по её реализации. Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов она является частью краевой целевой программы «Сады Алтая». Ежегодно 50 школ получают комплекты саженцев плодово-ягодных и декоративных растений, выращенных в АКДЭЦ. В результате проведения акции «Зелёный класс» 7 тысяч комнатных растений было выращено для детских домов. В результате 80 учреждений образования получили комплекты растений из 65 видов. Большое внимание уделяется массовой работе с учащимися. Пользуются большой популярностью среди образовательных учреждений экологический фестиваль «Зелёные колокола», слёт трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли», краевая олимпиада натуралистического направления, краевые марафоны по 5 номинациям и др. В 2006 году Центром проведено 22 краевых массовых мероприятия с охватом более 6 тысяч человек. ЗАНЯТИЯ НА ПРИРОДЕ Важным звеном в системе непрерывного экологического и трудового образования являются краевые агроэкологические практикумы. Во время занятий на природе юные натуралисты имеют возможность наблюдать растения и животных в их естественной среде обитания, получают первые навыки исследовательской и опытнической работы. Когда-то юннаты, в далёкие 30-е годы, поставили первые опыты. Уровень детских исследовательских работ в настоящее время настолько высок, что юные исследователи достойно представляют край на 5 Всероссийских научных конференциях. В 1951 году на Алтай была организована Всероссийская экспедиция юннатов под руководством Сергея Васильевича Щукина. Интерес к флоре и фауне Алтая в то время был огромен, не ослабевает он и сейчас. Ежегодно, в рамках реализации Программы по изучению ООПТ (Особо охраняемых природных территорий), совершается краевая экспедиция школьников в один из заказников края. Дети получают не только определённый объём знаний, умений и навыков, но и начинают сознавать себя частью природы, осмысливают своё место на Земле. Отсюда начинается поиск ответа на вопрос «Что я могу сделать для решения существующих проблем и предотвращения новых?». ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ Сегодня, оглядываясь на прошлое и заглядывая в будущее, видишь эволюцию общественного сознания. Когда зарождалось юннатское движение, на повестке дня стоял Мичуринский лозунг «Не надо ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Оказалось, не всё можно брать, а то потомкам ничего не останется. Потому и говорим сейчас об охране окружающей природной среды, потому так важно воспитание экологической культуры подрастающего поколения. В крае в настоящее время практически нет школ, которые бы не занимались экологической работой. Трудно определить лучших. Прекрасно организована работа в школах Косихинского района, Загайновскую СОШ Троицкого района давно знают в Москве и Обнинске по их серьёзным экологическим исследованиям и природоохранной работе, Верх-Марушинскую СОШ Целинного района сделали известной уникальные исследования по изучению разных видов башмачков и мероприятия по их охране… ПРИШЛО НОВОЕ ВРЕМЯ Биосфера претерпевает такие изменения, которые заметны уже одному поколению людей. Пришло время отказа от вековых потребительских традиций; необходимо воспитывать в детях потребность гармоничного сосуществования с природой, психологическую готовность сберегать природные ценности всегда и везде. Юные натуралисты, живущие в третьем тысячелетии, озабочены тем, чтобы сохранить не только среду обитания человека, но всё видовое разнообразие планеты. Не случайно краевое общественное экологическое движение носит название «Сохраним биосферу». В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ АКДЭЦ работает в режиме развития. Работоспособный, профессиональный, многопрофильный коллектив решает самые сложные задачи. Повышению результативности деятельности способствует творческое сотрудничество с ВУЗами, Департаментом по охране окружающей среды, краевым управлением сельского хозяйства, Агентством лесного хозяйства по Алтайскому краю и республике Алтай… Центр сотрудничает более чем с 20 учреждениями и организациями. Надеемся, что в ближайшие годы на территории Центра будет построено общежитие и работа с детьми и педагогами края выйдет на новый, качественно более высокий уровень. Это вселяет уверенность, что юннатское движение, истоки которого находятся в далёком 1918 году, будет продолжено ещё не одним поколением людей, неравнодушных к природе и сострадающих всему живому. А. ПОЛОВНИКОВ, директор; Л. ПАТРУШЕВА, заведующая методическим отделом
Ровесник края НА АЛТАЕ первая городская станция юннатов была открыта в городе Камень-на-Оби в 1934 году. Более целенаправленной становится юннатская работа с организацией в 1935 году городской технической и сельскохозяйственной опытной станции. В 1937 году на её базе образовалось два краевых внешкольных учреждения: юных техников и натуралистов. Много раз наше краевое учреждение переименовывалось и сейчас называется Алтайский краевой детский экологический центр. Центр – ровесник края, в 2007 году ему исполняется 70 лет. БОЛЬШОЙ ПУТЬ Большой путь пройден за это время. От избушки с несколькими маленькими комнатами для занятий до современного учебного комплекса. На учебно-опытном участке площадью около 4 га функционируют 2 зимние и 3 плёночные теплицы. Чтобы представить разнообразие выращиваемых здесь растений, приведём несколько цифр: отдел экологии – 82 вида, цветоводство – 137, отдел биологии – 56; в дендрарии произрастает 118 видов древесно-кустарниковых растений, в саду - 12 видов плодово-ягодных культур; 112 видов насчитывает уникальная для Алтайского края коллекция лекарственных растений; ассортимент широко распространённых в крае и малоизвестных овощных культур представлен 69 видами, полевых - 26. В живом уголке содержится 60 видов и пород животных, в аквариумах – 60 видов рыб. Гордостью центра является компьютерный класс. Более 3 тысяч детей за год бывает у нас на экскурсиях. ТРУД ЭНТУЗИАСТОВ База создавалась трудом энтузиастов юннатского движения. Среди них нельзя не назвать бывших директоров Кудрявцеву Р.П. и Савиных А.Д., методистов Сомину Н.И., Шацких В.Е., Копылову А.Т., Сапегину Н.И., Белякову Г.Н. У истоков юннатского движения стояла замечательный педагог Бегечева К.Б., проработавшая на станции юннатов почти 40 лет и воспитавшая не одно поколение юных натуралистов. Сейчас в Центре работает 42 педагогических работника, из них 24 имеют высшую квалификационную категорию, есть доктора и кандидаты наук, заслуженный учитель России, 5 отличников народного просвещения. Количество объединений по сравнению с 2000 годом выросло со 107 до 122, а количество обучающихся с 1420 до 1782, в том числе 956 школьников края обучаются по заочной системе. Центр гордится своими воспитанниками, такими как доктора наук, профессора Бурлакова Л.М. и Спицина С.Ф., садовод, кандидат наук Баранова О.А., другими учёными и специалистами. |