В настоящее время усилились противоречия между технологическим прогрессом и возможностями природной среды, которая меняется быстрее, чем может эволюционировать человек. Уничтожаются энергетические ресурсы, преобразуются ландшафты, исчезают виды животных и растений. Уменьшается биоразнообразие, главный элемент биосферы, который обеспечивает буферность среды обитания человека.
ГРЯДЕТ ВРЕМЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН? В конце ХХ века проявились конфликты между отдельными государствами, сущность которых в перераспределении энергетических ресурсов, возникли разногласия между промышленно развитыми государствами и “странами третьего мира”, за счет ресурсов которых обеспечивается перманентный прогресс всего человечества. Очевидно, не за горами времена экологических войн, которые будут направлены на подавление «неэкологичных» государств, так как явно заметны признаки кризисов продовольственного, энергетического, экологического - вплоть до кризиса культуры и духа.
HOMO SAPIENS КАК ВИД Безусловно, конечность человечества определена временем существования биологического вида Ноmo sapiens. Самыми долгожителями в истории Земли были динозавры, они существовали 250 млн. лет, но и они вымерли. Давно вымерли многие виды животных, которые возникли в кайнозое вместе с человеком. Это и мамонт, и саблезубый тигр, и пещерный медведь. Да и сама родительская форма Ноmo sapiens не сохранилась, можно только фантазировать, когда по естественным причинам исчезнет биологический вид - человек разумный - и каким формам органического происхождения или духовной субстанции передаст он свои фенотипические и генетические признаки. Пока никто не может предположить во что выльется его духовный и творческий потенциал. Безусловно, плавное течение эволюционного процесса перерождения человека может оборваться внезапно в результате космических катаклизмов. Эту случайность ученые способны спрогнозировать, хотя она бесконечно мала.
РОЛЬ ООПТ В конце ХХ столетия проявились новые тенденции взаимосвязи природных и социальных компонентов окружающей среды, которые должны помочь избежать экологической катастрофы и привести к формированию эколого-сообразного общества. В соответствии с этим возрастает роль особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которые понимаются как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, для установлен режим особой охраны. При этом ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
ПРИРОДА И СОЦИУМ Не вызывает сомнения тот факт, что между природными и социальными компонентами окружающей среды существует тесная связь и взаимодействие. Как показывают исследования, это взаимодействие может иметь и положительные, и негативные последствия (например, загрязнение окружающей среды, экологический кризис и т.д.). Человек не только “подчиняет” себе природу, но и природа может “мстить” за варварское отношение к ней, отсюда – опасность экологической катастрофы, болезни людей, повышенная смертность младенцев и т.д. Экологические проблемы могут привести к негативным последствиям как в обществе, так и в биосфере. Негативные последствия, приводящие к разрушению равновесия между природой и обществом, то есть равновесия между природными и общественными компонентами окружающей среды, называются экологическим кризисом, который представляет угрозу существования человечества. В связи с этим возникает необходимость формирования такого направления социальной политики как экологическая политика.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОПОЛИТИКА? В настоящее время нет общепринятого определения экологической политики, так как она представляет собой новое направление политики (причем как внешней, так и внутренней). Однако большинство исследователей исходят из того, что экологическая политика является одной из форм социальной деятельности, которая направлена на регулирование отношений человека и общества к природе, а также – в природе, в экосистемах и между экосистемами. В настоящее время режим охраны особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регламентируется многочисленными международными договорами и конвенциями. Смысл международных конвенций заключается прежде всего в следующем: формулирование общих приоритетов и целей в природоохранной деятельности; определение единого для всего региона, охваченного соглашением, списка объектов и ландшафтов; унификация мер охраны и природоохранного законодательства.
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Наиболее известны следующие международные конвенции, регламентирующие использование природных ресурсов в ООПТ. Конвенция об охране водно-болотных угодий, принятая в 1971 году в Рамсаре (Иран). В 1999 году в России юрисдикция Конвенции распространялась на 37 водно-болотных угодий (11 государственных заповедников и один национальный парк). Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу 17 декабря 1975 года. В декабре 1998 г. три российских участка Алтайской горной системы были включены в список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО в соответствии с критерием N(iv), как содержащие «наиболее важные местообитания, имеющие особое значение для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких видов, находящихся под угрозой исчезновения и имеющих большую глобальную ценность для науки или сохранения природы». Это Алтайский заповедник с охранной зоной вокруг Телецкого озера, Катунский заповедник с охранной зоной вокруг г. Белуха и Зона Покоя «Укок» на плато Укок (особая форма ООПТ, пока еще не получившая большого распространения и с непонятным режимом охраны). Общая площадь этих территорий составляет 1600 тыс. га. По мнению экспертов в России существует около 20 территорий, достойных этого высокого статуса.
И ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ Экологические проблемы России впрямую соотнесены с проблемами глобальной экологии, присоединены к системе международных конвенций, что свидетельствует о дополнительной ответственности и масштабных обязательствах. Учитывая эти обстоятельства, а также показатели здоровья населения, качество, продолжительность жизни населения регионов Западной Сибири необходим мониторинг социально-экологических показателей, что позволит осуществить контроль за социоэкологическим состоянием регионов.
В. ГОРБАЧЕВ, заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, кандидат социологических наук
КРАЕВАЯ ПРОГРАММА
Утверждена краевая целевая программа по преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на 2009-2010 годы На её реализацию будет направлено порядка 793 миллиона рублей. Постановление об этом подписал Губернатор края Александр Карлин. Программа была разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года». Её цель – улучшение условий жизнедеятельности населения края, подвергшегося радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Объем финансирования программы составляет 793 млн. 241 тыс. рублей. Из них порядка 262 млн. рублей – средства краевого бюджета, 521 млн. рублей – федерального, около 10 млн. рублей – местных бюджетов. По итогам реализации программы будет введена в эксплуатацию поликлиника на 1000 посещений в смену, завершено строительство объектов подсобного и обслуживающего назначения регионального центра радиационной и экологической медицины в г. Барнауле. В селе Новоегорьевском Егорьевского района будет введено в эксплуатацию 7 км. водопроводных сетей, в рабочем поселке Тальменка Тальменского района – 14 тыс. 625 км. газопроводных сетей.
ШТРАФЫ ЗА СЕЛЬХОЗПАЛЫ
«Диким способом очистки пашни от пожнивных остатков» называют сельскохозяйственные палы в управлении Россельхознадхора по Алтайскому краю. Только в начале мая специалисты отдела земельного контроля Управления оштрафовали 3 нарушителей: из них двое в Табунском районе, один в Славгородском. Площадь выгоревшей почвы составила 0,5 га. Общая сумма штрафа - 2500 рублей. Если рассчитать ущерб от сжигания остатков и выжигания гумуса по вышеизложенной методике, он окажется равным 6600 руб. на 1 га. При этом в управлении отмечают, что трудность в борьбе с палами объясняется просто: очень сложно застать нарушителя во время осуществления пала. Между тем, воздействие пламени на почву катастрофично: сгорают не только неразложившиеся растительные остатки, но и гумус верхнего почвенного слоя, а вместе с ним так необходимый растениям азот. В 1998 году администрация Алтайского края своим постановлением от 15 июня № 373 утвердило временную методику подсчета ущерба окружающей природной среде, причиненного пожарами и сельхозпалами, в которой учитывался вред, нанесенный почве, от выгорания гумуса почвы и недопоступления стерневых и пожнивных остатков. Так в крае решался вопрос о восстановлении утраченного почвенного плодородия. К сожалению, об этой методике забыли, - отмечают в управлении. А палы возникают каждую осень и весну. |