И вот явились новички!
Полтора года круг нашей секции был очень узок – в среднем 13 человек. Мы даже гордились этим: «чертова дюжина»! Но после завершения второй Алтайской экспедиции, в начале 1967-68 учебного года нам стало скучно в нашей тесной компании. Мы уже приобрели опыт, разжились снаряжением, получили определенную известность и решили пополнить наши ряды – набрать новичков. Все спортивные секции и немногочисленные любительские объединения университета вели активную борьбу за вовлечение в свои ряды новых членов. С начала учебного года в фойе вывешивались красочные объявления о наборе новичков, иногда достигавшие размеров простыни.
АВТОРИТЕТНЫЕ «ТУНГУСЫ» Недосягаемыми по численности и авторитету были «тунгусы» - известные на всю страну страстные искатели загадочного Тунгусского метеорита, объединение которых имело уже почти 10-летнюю историю. Их слава была настолько велика, что они не набирали, а скорее отбирали желающих примкнуть к ним. Они даже издавали свои сборники – почти немыслимое дело в ту эпоху строгого партийного надзора за печатным словом. Это объяснялось тем, что зачинатели «тунгусского движения» были уже преподавателями, известными учеными.
СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ На втором месте были «скаты» - члены Спортивного клуба аквалангистов Томска, сокращенно: «СкаТ». Для вступления в их клуб нужно было пройти строгую медицинскую комиссию и сдать зачет по плаванию в бассейне с ластами и дыхательной трубкой. Потом шли наиболее популярные секции олимпийских видов спорта, которые защищали честь университета во всесоюзных соревнованиях. Большинство из них соблазняли новичков тем, что члены этих секций получали зачет по физической подготовке без посещения занятий. Наивные новички не догадывались, что обычные уроки физкультуры значительно легче, чем нагрузка на тренировках этих секций, не говоря уже о неизбежных соревнованиях. Мало того, они не знали, что можно и вовсе не ходить на физкультуру, но заработать зачет! Для этого, правда, нужно было принять участие в массовых соревнованиях и спортивных праздниках, приуроченных к многочисленным памятным датам. Мужская часть нашего геолого-географического факультета, на котором традиционно культивировались лыжные гонки и бег (на некоторых других факультетах культивировались спортивные игры), обычно так и поступала. Занятия физкультуры прогуливались, но на объявленные соревнования приходили все, причем наиболее нахальные демонстративно надевали поверх лыжных курток белые рубашки с галстуками. На трассах лыжных кроссов (10, 15, а то и 20 км!) им приходилось нелегко, но все, собрав волю в кулак, добирались до финиша, а некоторые показывали и сравнительно неплохие результаты.
БЕЗДНА ЗОВЕТ! Туристы привлекали новичков, рекламируя романтику костра, палатки и гитары, альпинисты упирали на мужественность. Мы же поставили во главу агитации слова нашего всеобщего любимца, французского спелеолога и писателя Норбера Кастере: «Бездна зовет!». И этот лозунг всегда срабатывал. Забегая вперед, скажу, что наша секция, вскоре переросла в клуб «Стикс», который своей славой и численностью превзошел не только туристов, альпинистов и подводников, но даже замахнулся на реноме «тунгусов» Надо сказать, что хотя к тому времени спелеология была официально отдана в ведение Советов по туризму, с нашими университетскими туристами мы постоянно были в разладе. Высмеивать туристов вошло у нас в традицию. Университетские туристы были компанией разношерстной, шумной, и, на наш взгляд, бестолковой. У них не было ни настоящих лидеров, ни толкового плана деятельности, ни сверхзадач. Выехать за городскую черту, переночевать в палатке и попеть песни у костра – вот все, что им было нужно. Когда обозначилось соперничество, туристы попытались нам доказать, что они тоже «не лыком шиты» и совершили несколько вылазок в простые пещеры. Одна из них закончилась аварией с травмой участника, к счастью, неопасной. Это вызвало новую волну критики с нашей стороны. Позже мы просто перестали обращать на них внимание.
СОТРУДНИЧЕСТВО Университетские альпинисты же, несмотря на свою традиционную кастовость, относились к нам неплохо, как и мы к ним, тем более что наши основатели вышли из их рядов. Альпинисты, правда, любили иронически «проезжаться» над нашей самодеятельной подготовкой участников, но мы не обижались. Система обучения в советском альпинизме имела многолетние традиции, прочную методическую и организационную базу и заслуженно считалась лучшей в мире. Мы проводили совместные встречи, появились люди, которые активно участвовали в работе обеих секций. Наладили мы контакты и с университетскими подводниками. С руководством «СкаТа» было заключено соглашение о взаимном обучении членов наших секций, желающих заняться исследованием обводненных пещер. Но это было уже после того, как пополнение влилось в наши ряды.
НАПЛЫВ ДЕВУШЕК Мы с нетерпением ждали собрания, на которое приглашались новички. Сколько народу придет, кто именно, сколько останется? Что отсев неизбежен, мы знали. Придя пораньше в назначенный день, мы с любопытством наблюдали за тем, как аудитория заполнялась неизвестными нам лицами. Любопытство, несомненно, было взаимным. Пришло около шестидесяти человек. К нашему удивлению, более половины пришедших составляли представительницы прекрасного пола. До сих пор в наших рядах были только две девушки, хотя в некоторых мероприятиях эпизодически участвовали и другие, которых мы рассматривали как «сочувствующих». Наши постоянные участницы украшали наши ряды, будучи хорошими друзьями и отважными спелеологами. Остается не выясненным, что же привлекает девушек в спелеологию и другие подобные занятия, которые традиционно считались мужскими. Наиболее часто высказываются три причины: повышенный (по сравнению с мужчинами) авантюризм женщин, феминизм (стремление не уступать мужчинам ни в чем) и… желание быть рядом с мужчинами. Что совместное переживание приключений сближает людей – несомненно. Мы были удивлены наплывом девушек, но не подозревали, что это пополнение принесет нам в близком будущем определенные проблемы.
ШКОЛА НОВИЧКОВ Так или иначе, мы были рады пришедшим, и все включились в работу «школы новичков», программа которой была разработана заранее. Первым теоретическим занятием была лекция «Опасности и техника безопасности в пещерах», первым практическим - вязание альпинистских узлов, первой тренировкой – традиционные занятия по технике подъема и спуска на «нашей» геодезической вышке. Начальный курс обучения (всего около месяца) должен был дать необходимые знания и навыки для первого выезда в пещеры. Только побывав в пещере, человек может понять, хочет ли он заниматься спелеологией. Учебный выезд был запланирован в уже знакомые нам Караульные пещеры под Красноярском, где можно было остановиться на базе летних практик студентов-лесоводов. Домики базы были летними, дощатыми, но все же имели печки. Две Караульные пещеры (одна горизонтальная, с ледовой катушкой, другая вертикальная, с двумя колодцами) давали возможность познакомиться как с подземным миром, так и с разнообразными способами передвижения в нем.
УЧЕБНЫЙ ВЫЕЗД Поехали мы на ноябрьские праздники (День Великой Октябрьской революции), улизнув от почти обязательного в те годы участия в торжественной демонстрации. Впрочем, следуя традициям красноярских спелеологов, мы провели 7 ноября перед выходом в пещеры свой митинг с демонстрацией. Новички были разбиты на группы, каждой из которых придавались два инструктора-«старичка». Чтобы не создавать ненужной давки в пещерах (не исключалось появление и других посетителей), был составлен график выходов, включавший и ночное время. С ним был согласован график работы кухни, чтобы пришедшие из пещер могли подкрепиться и обогреться горячей пищей (в домиках было не намного теплее, чем в пещерах или на улице). Не была забыта и культурная программа. Кроме традиционного исполнения песен под гитару, была устроена игра КВН между командами новичков и «старичков», прошедшая при огромном воодушевлении игроков и зрителей. В целом, выезд имел полный успех и определил дальнейшую жизнь секции.
Продолжение следует
Узелки на память (продолжение)
Обвязки, беседки и другие веревочные системы часто соединяют с основными и вспомогательными веревками карабинами.
Альпинистский карабин – это металлическое кольцо с разъемом-защелкой, в который простегивается веревка. Хотя в карабин можно простегнуть и петлю булиня, для этих целей существуют специальные узлы. Наиболее известный из них – это «узел проводника», или просто «проводник», специально изобретенный для организации альпинистских связок альпийскими гидами-проводниками. Так как «проводник» может сильно затягиваться при нагрузке, во многих случаях предпочтительнее использование других узлов аналогичного назначения. Один из таких узлов – это «восьмерка», или «фламандская петля». На наш взгляд, она наиболее рациональна для соединения с карабином. И «проводник», и «восьмерка» могут быть завязаны и «одним концом» вокруг какой-то опоры или тела человека. Еще один узел носит название «австрийский проводник», или «альпийская бабочка». Он еще более надежен, чем обычный проводник и восьмерка, но более сложен для освоения. С помощью ряда этих узлов, обычную веревку можно превратить в импровизированную веревочную лестницу. Когда на конце веревки нужно завязать двойную не скользящую петлю, следует использовать узел «заячьи ушки».
|