Алтайский краевой детский экологический центр
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Л.Н.ТОЛСТОЙ
Лето – время каникул и отдыха. Но в Алтайском краевом детском экологическом центре это напряжённая пора как для педагогов, так и юных любителей природы. Практика показывает, что система организованной работы с детьми на каникулах наиболее благоприятна для раскрытия их творческих способностей, реализации физических возможностей, формирования навыков коммуникативности, умения самостоятельно мыслить и принимать эффективные решения. Вот почему в АКДЭЦ придают такое серьёзное внимание организации работы с детьми в летний период.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕТО РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФИЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛАГЕРЯХ
ПРОФИЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ Особую роль в экологическом воспитании детей играют детские образовательно-оздоровительные профильные лагеря. Использование природного окружения для духовного и физического развития детей трудно переоценить. В условиях каникулярного времени природу необходимо использовать для организации радостного познания и интересной деятельности. Дети лучше понимают и запоминают различные теории через прямой жизненный опыт. Преимущество летних лагерей прежде всего в том, что они находятся, как правило, в экологически чистых красивейших уголках природы. Непосредственная близость к природе, постоянное общение с ней под руководством опытного педагога само по себе способствует воспитанию экологической культуры. Для АКДЭЦ базой проведения профильных экологических смен является станция юных туристов «Селена», находящаяся в селе Ая Алтайского района. Здесь во время занятий на природе юные экологи имеют возможность наблюдать растения и животных в их естественной среде обитания, учатся правильно собирать и грамотно оформлять зоологические коллекции и гербарии растений, получают первые навыки проведения исследовательской работы. Особая творческая атмосфера практикума реально создаёт единое образовательное пространство. Отсюда начинается поиск ответа на вопрос «Что я могу сделать для решения существующих экологических проблем и предотвращения новых?».
ВСЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Опыт проведения практикумов в АКДЭЦ накапливается с 1989 года. В настоящее время отработаны все формы работы с детьми – учебная, оздоровительная, культурно-досуговая. Все мероприятия связаны единой логикой. Они дополняют друг друга и, используемые в комплексе, усиливают эффективность образовательно – воспитательного процесса. Ежедневные четырёхчасовые учебные практикумы занимают в распорядке дня утренние часы. По каждому из направлений – общая экология, геоэкология, экология растений и животных – апробированы методики и разработаны рабочие тетради. Эффективность работы проверяется на итоговом занятии. Традиционными культурно-досуговыми мероприятиями можно считать сплав по реке Катунь, посещение Тавдинских пещер, экскурсию по наиболее интересным местам природного парка «Ая» и на Бирюзовую Катунь, купание в озере Ая и пруду Айчонок. Вечером каждый может реализовать свои творческие возможности и принять участие в спортивных состязаниях и других конкурсах. В этом году педагогический коллектив Центра провёл две профильные экологические смены. На практикуме с 5 по 14 июня участвовали 102 учащихся заочной школы АКДЭЦ из 43 образовательных учреждения края. Второй заезд был организован с 1 по 21 августа, в нём принял участие 81 школьник из 54 образовательных учреждений (68 % тоже учащиеся заочной школы). Итого – 183 школьника. Много это или мало? Всего около 25 % учащихся заочной школы, хотя не менее 90 % мечтают попасть на такие практикумы. Анализируя результативность практикумов, мы приходим к выводам – большая часть призёров различных конкурсов экологической направленности как краевого, так и российского уровней являются их участниками. Здесь юные любители природы научились простейшим методикам проведения научных исследований и получили навыки практической работы в природе. Совершенствуя ежегодно программу проведения подобных практикумов и формы работы, с грустью думаешь, как мало детей могут этим воспользоваться. Причин здесь несколько и очень серьёзных – не все родители (особенно не работающие в бюджетной сфере и малообеспеченные бюджетники) могут позволить себе роскошь отправить ребёнка в лагерь. Кроме того, нельзя быть в лагере подросткам старше 15 лет (как будто, если они будут всё лето «бить баклуши», это лучше)…
ДЕТСКИЕ НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ Одной из возможностей участия школьников старших классов в практикумах является организация детских научных экспедиций. В школах экспедиции как форма образования до сих пор не получили должного распространения. Это связано с многочисленными трудностями как методического, так и материального, характера. Однако в АКДЭЦ эта форма работы со старшими школьниками пользуется популярностью. У нас есть необходимое оборудование для организации палаточного лагеря. Можно и 50 человек поселить, но, к сожалению, в автобус вмещается гораздо меньше. Непосредственное взаимодействие с природой (это ведь гораздо ближе, чем в стационарном лагере) расширяет эколого-краеведческие знания, помогает овладеть туристскими навыками и умениями, способствует формированию личности с экоцентрическим типом сознания. Путешествия и экскурсии позволяют в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, сформировать бережное отношение к нему и, что самое главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде. В летний сезон этого года проведено две научные экспедиции школьников. Открыли его 22 июня 13 учащихся заочной школы АКДЭЦ из 10 территорий края и группа юннатов «Орлиная степь», работающая под руководством к.б.н., учителя биологии Ребрихинской СОШ Ребрихинского района Е.И. Денисова. В течение многих лет подобные экспедиции отправляются с целью проведения мониторинга гнездований орлов, внесённых в Красную книгу России и Алтайского края. За время экспедиции обследованы гнёзда на территории Солонешенского и Усть-Калманского районов. В очередной раз удивила плотность орлов в окрестностях одного из сёл Солонешенского района. В радиусе 7 км обнаружено три заселённых гнезда могильника (два гнезда по два птенца, в одном – один). Гнёзда расположены на берёзах и выложены берёзовыми веточками. Птенцы на момент обследования были размером с курицу, имели пухо-перовой наряд. Во всех гнёздах найдены недоеденные остатки алтайского цокора. В Усть-Калманском районе обследовано гнездо степного орла. Гнездо, вероятно, было жилым, так как обнаружены новые предметы в лотке гнезда. Лоток выстлан травой, тряпками, присутствовал даже кусок резины. Колывань – один из красивейших уголков Алтая – исторически является местом паломничества туристов, просто отдыхающих и, конечно, юных любителей природы. Много нового и интересного ожидало здесь 14 учащихся 7-10 классов из 7 территорий края. Во время экспедиции школьники познакомились с богатством флоры исследуемых территорий, особое внимание уделив видам, занесённым в региональную Красную книгу. Не менее увлекательным было знакомство с гидрологическими памятниками природы Алтайского края, к которым относятся озёра Белое и Колыванское. Особый интерес вызвало восхождение на гору Синюха, где юные исследователи встретились с многообразием растений пихтово-берёзового леса, а также наблюдали за сменой поясной растительности. Общение друг с другом, педагогами, вечерние посиделки у костра вызывают не только грусть при расставании, но и желание встретиться вновь и сделать что-то полезное для сохранения таких уникальных мест родного края.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕДАГОГОВ Заинтересованный читатель сразу скажет: но это же очень мало. Да, но таковы возможности АКДЭЦ. Остаётся ещё возможность проводить практикумы на местах, но для этого нужны подготовленные кадры. Так и возникла идея проводить научно-методические экспедиции педагогов. Они сразу завоевали популярность. Такие экспедиции организуются ежегодно в одну из особо охраняемых природных территорий Алтайского края. Мы уже побывали в Тигирекском заповеднике, на Колыванском озере, в окрестностях озер Горькое-перешеечное и Ая, Чемале. В этом году объектом изучения стал Чарышский район – территория необыкновенной красоты, всевозможных тайн и сюрпризов. Традиционно на практикум собрались высококвалифицированные учителя биологии, географии, экологии, педагоги дополнительного образования. Педагогический стаж нынешних участников экспедиции от 8 до 39 лет. Среди них педагоги, которыми заслуженно гордится край: О.А. Казанцева из Загайновской СОШ Троицкого района, А.С. Новокшенова из Тальменской СОШ №1, Л.В. Голубева из Арбузовской СОШ Павловского района; педагоги дополнительного образования: Т.В. Бабич (ДЭБС г. Камень-на-Оби), Л.В. Козлова, Т.А. Никулина (ДЭБЦ г.Бийск). Участники на практике ознакомились с историческими, ботаническими, геологическими, водными памятниками природы, растительностью и животным миром района, обменялись опытом работы. Все дни пребывания на практикуме работала «Экологическая биржа». Мнение участников было единогласным: больше бы таких экспедиций. Это серьёзнейшее повышение квалификации, однако, большинство участников оплачивают поездку сами - нет денег (так говорят руководители учреждений) на командировочные расходы. Но подумаем о будущем – ведь это окупится сторицей и завтра, и через год… Не все подопечные таких педагогов станут учёными биологами, экологами или практиками, охраняющими среду нашего обитания, но все они не будут наносить вреда природе, а это уже немало.
ФЕСТИВАЛЬ «ЗЕЛЕНЫЕ КОЛОКОЛА» Педагоги, принявшие участие в экспедиции, заражают энтузиазмом педагогический коллектив и воспитанников своих школ. И часто бывает так, что мы снова встречаемся с ними уже как с участниками различных массовых мероприятий нашего центра. Один из самых ярких примеров – экологический фестиваль «Зеленые колокола». В этом году колокола зазвонили в селе Ая для команд из 23 территорий. Фестиваль был посвящён Году молодёжи и прошёл под девизом «Если не я, то кто?» . Все мероприятия фестиваля были ориентированы на три направления: конкурсное (номинации - «Презентация команд», «Экологический капустник», «Экоанимация», «Конкурс капитанов», «Экологическая тропа»), учебное (экологический практикум – проводился на фестивале впервые) и культурно-досуговое. (Фото 15,16 - Загадки экологической тропы). Несмотря на то, что во многих школах экология как предмет не преподаётся и участники готовились во внеурочное время, конкурсы показали: многие команды имеют высокий уровень теоретических знаний и практических навыков, а также экологической культуры. Организаторы надеются, что фестиваль «Зелёные колокола» станет стимулом для активизации исследовательской, природоохранной и творческой деятельности, как для учащихся, так и для педагогов. Стремительно пролетело лето. Оно дало информацию не только для размышлений, но и для практических решений. Что-то удастся сделать в этом учебном году, над чем-то придётся размышлять и дальше. Мы уверены в одном – будем делать всё возможное для того, чтобы наши дети росли не только здоровыми и грамотными, но и осознающими ответственность за будущее нашей планеты. Надеемся, что продолжится плодотворное сотрудничество в этом направлении с учителями школ, педагогами дополнительного образования, родителями и всеми, кому не безразлично состояние нашей природы и будущее подрастающего поколения. Н. БАТЛУК, Л. ПАТРУШЕВА, Алтайский краевой детский экологический центр
«ЦВЕТЫ И НЕ ТОЛЬКО…» Авторская выставка Валентины Мещеряковой “Цветы и не только...” откроется 25 сентября |