Официально Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
На наш редакционный взгляд, в этом году работники управления природных ресурсов и охраны окружающей среды стали сотрудничать с журналистами более продуктивно. Главное – растет качество предоставляемых нам материалов. А от этого выигрывают и читатели, и редакция, и чиновники.
Административная реформа
В 2003 году был создан орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий полномочия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; в области сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами и охраны земель; в области регулирования отношений недропользования - департамент по охране окружающей среды Алтайского края. Общая штатная численность департамента составляла 131 человек, из которых 105 - государственных служащих и 26 - обслуживающего персонала. В 2005 году произошло сокращение штатной численности департамента до 68 человек. В 2006 году департамент был преобразован в инспекцию Алтайского края по контролю в области охраны окружающей среды, осуществляющей контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; контроль взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; контроль использования и охраны водных объектов на территории Алтайского края, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному контролю; геологический контроль. В конце 2007 года инспекция была переименована в управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Управлению были добавлены полномочия в области организации проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня и выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах регионального уровня контроля. Количество государственных служащих - 63 человека. В 2009 году в связи с административной реформой органов исполнительной власти Алтайского края, а также сокращением из краевого бюджета финансирования содержания управления на 22%, ведется работа по оптимизации работы органа исполнительной власти. В начале года ликвидирован отдел особо охраняемых природных территорий путем слияния с межрайонным отделом экологического контроля, сокращена должность начальника отдела особо охраняемых природных территорий. С целью экономии средств внесено изменение в штатное расписание управления: исключена старшая должность категории «Специалисты» главного специалиста, введена старшая должность категории «Специалисты» ведущего специалиста. К концу года будет сокращена штатная численность управления, государственных служащих останется 57 человек.
О праве на информацию Правовое регулирование права граждан на экологическую информацию ОСОБОЕ МЕСТО Основные права и свободы граждан являются неотъемлемой частью современного демократического государства. Среди них особое место занимает право граждан на экологическую информацию, поскольку именно возможность доступа граждан к экологически значимой информации определяет уровень развития демократических институтов государства, степень доверия в отношениях между гражданами и государственными структурами. Информированность общественности повышает уровень правосознания людей, способствует более глубокому пониманию экологических проблем и участию в их решении. В КОНСТИТУЦИИ Конституция РФ провозглашает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29). Более того, ст. 42 устанавливает право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Законодатель устанавливает также обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). В ЗАКОНАХ Указанные конституционные положения получили развитие в нормах Федерального закона «Об охране окружающей среды», которые устанавливают право граждан и общественных экологических объединений требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране (ст. 11; 12). В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» провозглашается гласность и открытость информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области (ст. 6). По Федеральному закону «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы информацию о результатах проведения экспертизы. Аналогичные нормы установлены в ст. 23 Федерального закона «О радиационной безопасности населения». Следует заметить, что вопросы доступа граждан и общественных объединений к экологической информации отражены в нормах практически всех нормативно-правовых актов законодательства в области охраны окружающей среды. Такое положение основано на установленном в российском законодательстве запрете ограничивать доступ к подобной информации (ст.7 Федерального закона «О государственной тайне»). ЧТО ТАКОЕ ЭКОИНФОРМАЦИЯ? В настоящий момент в российском законодательстве отсутствует понятие экологической информации, поэтому многие ученые обращаются либо к общему определению информации, либо к зарубежному законодательству. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. На основе этого закона правоведы определяют экологическую информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан и т.д., независимо от формы их представления. Правовое регулирование доступа к информации о состоянии экологической безопасности ставится в зависимость от двух факторов: с одной стороны - гарантированность права граждан на ее получение, а с другой стороны – соблюдение требований по обеспечению информационной безопасности (по сохранению государственной, военной, служебной, коммерческой тайны). ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ Встает вопрос, что относится к экологической информации (по законодательству открытой и доступной), а какие сведения являются секретными либо носят ограниченный характер доступа? Обратимся к нормам законодательства. Всеобщая декларация прав человека в п. 2 ст. 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вводит наряду с обозначенными дополнительные ограничения информационных прав в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Исходя из положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55) можно заключить, что к основаниям ограничения прав граждан на информацию относzтся защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Применительно к экологической информации наиболее проблематичным моментом представляется ограничение информационных прав в интересах безопасности государства, поскольку Федеральный закон «О безопасности» выделяет наряду с государственной также экологическую и иные виды безопасности. Таким образом, есть проблема: с одной стороны необходимо обеспечить реализацию права граждан на экологическую информацию, с другой стороны - соблюсти интересы безопасности государства. Но об этом мы поговорим в другой раз М. Черкасова (использованы материалы ученых Московской городской юридической академии: О.С. Карху; О.Л. Дубовик)
Ряд новшеств О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» Министерством природных ресурсов и экологии Российской федерации (Минприроды России) подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду». После согласования в федеральных структурах и структурах субъектов федерации данное постановление вступит в силу. Планируемая дата вступления – 1 января 2010 года. Документ содержит порядок ведения отчетности и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, обновленный с учетом изменений законодательства и терминологии, вступивших в силу в последнее время. В этом проекте присутствует ряд кардинальных нововведений, продолжающих тенденции экологической политики государства, отраженных в изменениях Водного кодекса, законодательства об отходах и других документах. НОВЫЕ «ЗАГРЯЗНИТЕЛИ» Одним из основных нововведений является вступающий с 1 января 2012 г. пункт о взимании платы за иные виды негативного воздействия, в том числе загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим и другими видами физических воздействий. Причем заинтересованным федеральным структурам поручается разработать нормативы платы за вышеуказанное воздействие до 31 декабря 2010 года. Ранее к видам негативного воздействия на окружающую среду, подлежащим оплате, относились только выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов. КОРРЕКТИРОВКА ПЛАТЫ К еще одному новшеству можно отнести положение о корректировке сверхлимитной платы за негативное воздействие на окружающую среду для хозяйствующих субъектов с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. Критерии отнесения мероприятий к природоохранным также будут разработаны позже (срок разработки не установлен). Самым неоднозначным будет положение о замене пятикратного повышающего коэффициента для сверхлимитного воздействия на двадцатипятикратный (25) с 2012 года и на стократный (100) с 2016 года. Также в документе отражен порядок внесения платы за размещение отходов для субъектов малого и среднего бизнеса. С. АБДУЛГАЗИЗОВА, начальник отдела |