Официально. Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Любая производственная и хозяйственная деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.
За ущерб природе нужно платить
В соответствии с действующим законодательством негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды К таким видам воздействия относятся: 1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. 2. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. 3. Загрязнение недр, почв. 4. Размещение отходов производства и потребления. 5. Загрязнение шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Действующим законодательством урегулирован сбор и порядок расчета платы только по трем видам негативного воздействия, перечисленным в пунктах 1, 2 и 4.
Принцип мировой практики В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это денежное возмещение предприятиями социально-экономического ущерба, наносимого хозяйству и здоровью людей от загрязнения среды. Ее размер зависит от состава и интенсивности техногенных выбросов. Принцип «загрязняющий – платит» широко используется в мировой практике. Закрепленный в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принцип платности природопользования распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности: на юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, коммерческие и некоммерческие организации, государственные и негосударственные предприятия и учреждения. С граждан платежи не взимаются.
Обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает не по факту причинения вреда, а в силу осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности, в результате которой оказывается негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
При простое, консервации и ином приостановлении деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду не снимается. Обязанность по внесению платы и выполнению расчета должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
Сроки Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». В свою очередь отчетным периодом признается календарный квартал. Таким образом внесение платы осуществляется: • до 20 апреля – за I квартал; • до 20 июля – за II квартал; • до 20 октября – за III квартал; • до 20 января – за IV квартал. Расчет платы предоставляется плательщиком в такие же сроки.
Размеры штрафов Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ влечет наложение административного штрафа: • на должностных лиц в размере – от 3 000 до 6 000 рублей; • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Расчеты и порядок Расчет платы за негативное воздействие представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Порядок заполнения и форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Как обстоят дела с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду в Солтонском, Целинном и Троицком районах?
По результатам проверок По результатом проведенных проверок соблюдения природоохранного законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду совместно с прокуратурой наблюдается тенденция незнания руководителем малыми предприятиями (индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм юридических лиц) того, что расчеты необходимо осуществлять и тем предприятиям, которые ведут сезонный вид деятельности. За отчетный период в Троицком районе: три предприятия привлечено к административной ответственности; пять предприятий выявлено, ведется административное расследование. В Целинном районе три предприятия привлечено к административной ответственности. В Солтонском районе два предприятия привлечено к административной ответственности; семь предприятий выявлено, ведется административное расследование. Список неплательщиков увеличивается с каждой новой проверкой, работы по выявления продолжаются.
Куда поступают средства? Средства, поступающие при взимании платы, распределяются в бюджеты всех уровней, соответственно: 20% – в федеральный бюджет; 40% – в бюджет Алтайского края; 40% – в бюджет муниципального образования (городского округа или муниципального района). Средства направляются на выполнение природоохранных мероприятий на территории поселений, на проектирование и строительство природоохранных объектов, финансирование целевых программ в области охраны окружающей среды. Таким образом средства, которые недополучили Солтонский, Целинный и Троицкий районы, могли бы пойти на решение экологических проблем, которых здесь накопилось немало.
С. ПИЛИН, главный специалист МОЭН
Охота открыта Результаты рейдовых мероприятий в государственных природных комплексных заказниках в период открытия охоты на водоплавающую дичь.
В целях усиления охраны государственных природных комплексных заказников регионального значения на открытии сезона охоты на водоплавающую дичь, 24-25 августа, егерской службой КГБУ «Алтайприрода» осуществлялись рейдовые мероприятия в составе организованных оперативных групп. В состав групп включались инспекторы управлений природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, охотничьего хозяйства Алтайского края, лесами Алтайского края, сотрудники алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания, правоохранительных органов МВД РФ. В результате проведения рейдовых мероприятий на территории заказников «Кислухинский», «Обской», «Усть-Чумышский» было выявлено семь нарушений природоохранного законодательства. На прилегающей к заказникам «Большереченский», «Волчихинский», «Мамонтовский», «Ненинский» территории выявлено также семь нарушений. По этим фактам составлено 12 протоколов об административных правонарушениях правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему, требований положения о заказнике, правил охоты, правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ. Проверено два сообщения территории по незаконной рубке деревьев и запрещенным орудиям лова на прилегающей к ГПКЗ «Ненинский». Проведение совместных контрольных мероприятий является наиболее эффективным методом работы по выявлению и пресечению фактов нарушения природоохранного законодательства. Совместные действия позволяют более эффективно осуществить обнаружение, изъятие оружия и других орудий браконьерства, незаконно добытой продукции. Усиленная охрана особо охраняемых природных территорий будет осуществляться в течение всего сезона охоты.
А. ЗАЙБЕРТ, директор КГБУ «Алтайприрода» |