В помощь учителю
5 июня отмечается два праздника, важных для любителей природы: Всемирный день окружающей среды (с 1973 г.) и российский День эколога (с 2008 г.). Сегодня мы публикуем сценарий проведения этого праздника. Напомним, что такие материалы раньше мы публиковали на страницах нашей газеты и они пользовались высокой оценкой педагогов.
День рождения земли
Звучит песня «Рассвет-чародей». Девочки в костюмах цветов, бабочек, стрекоз исполняют танец. На экране – слайды «Как прекрасен этот мир!».
Вожатая: – Береги свою планету. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В реку смотрят удивленно. Береги свою планету! Ведь другой такой на свете нету.
Маленький Принц: – Есть много праздников в календаре. Их называют «красные даты». Есть Новый год и 8 Марта, Есть первый школьный звонок в сентябре. Много записано в календаре Праздников веселящих... Но почему-то хочется мне Праздников настоящих.
Вожатая: – Ведь настоящий праздник – это когда не надо приглашать гостей, потому что люди идут навстречу друг другу сами, поделиться своей радостью. Настоящий праздник – это праздник добрых дел, любви к своей Земле, праздник человеческой души.
Маленький Принц: – Эй, Земля, я хочу подарить тебе и людям настоящий праздник. Я хочу, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, звери и птицы... Под музыку в окружении животных и цветов появляется Земля.
Земля: – Здравствуйте, добрые дети! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.
Маленький Принц: – Мудрая Матушка-Земля, я знаю, что ты ничего не творила слепо. Зачем над поверхностью своей ты распахнула небо?
Земля: – Чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать.
Маленький Принц: – Зачем так щедро расплескала воду?
Земля: – Чтобы все живое могло пить ее и получило свободу!
Маленький Принц: – Зачем на каменный покров тонким слоем почву наложила?
Земля: – Чтобы для большинства моих детей кормилицей она была и уютным домом стала.
Маленький Принц: – Зачем ты человека сотворила?
Земля: – Чтобы помощником он верным был моим, защитником и другом для Природы. Далее стихотворения читают дети, которые находятся в свите Земли. 1. Берегите Землю, Берегите Жаворонка в голубом зените, 2. Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, 3. Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, 4. Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите.
Хором: Берегите Землю! Берегите! На экране слайды, изображающие экологические проблемы на планете.
Земля: – Ребята, не до праздника мне сейчас. Я в беде. Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух... Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал по мне человек. Скоро я не смогу спасти и вас, дети. Сил моих все меньше и меньше... (плачет).
Маленький Принц: – Ребята, мы должны сегодня что-то решить, помочь своей Земле, найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. Нам нужно задуматься над тем, будем ли мы жить на нашей Земле дальше или нет.
На сцену выходят мальчик и девочка.
Мальчик: – Кромсаем лед, Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот... Но мы еще придем просить прощенья У этих рек, барханов и болот.
Девочка: – У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька... Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого пока.
Мальчик: – Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды... Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.
Выходят два «телерепортера»: 1. Добрый день, уважаемые телезрители! Вы присутствуете на передаче «Свалка по имени Земля». В эфире – экологические новости. 2. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, транспорта – все больше и больше. 1. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка. 2. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние годы человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей. 1. Никто не станет спорить о том, что нефть необходима человечеству, и не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде. 2. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. 1. Сегодня у нас в гостях ребята из «Зеленого патруля», они и помогут вам принять серьезное решение и, наконец, устроить планете праздник. 2. Помните, порядок начинается с самих нас, наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. 1. Он объявляет результаты экологического БУНТа.
На сцене команда «Зеленого патруля»: – Чтоб могли леса цвести, все живое береги – И сады, и реки, ты на этом свете. Мусор, друг, не оставляй, реки ты не засоряй, В лесу на полянке бой объявим склянке. Не неси домой ежа, школьник, помни ты всегда – Бабочку не трогай, их не так уж много.
Вожатая: – Прослушав наши небольшие сообщения, я думаю, что каждый из вас сделал для себя соответствующие выводы. Пусть лозунгом сегодняшнего дня станут слова: «Нельзя покорять природу – надо с ней сотрудничать!».
3емля: – Я вижу, что вы можете стать хорошими хозяевами своей планеты.
Маленький Принц: – Запомните, друзья, есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.
«Зеленый патруль»: – Сегодня мы с ребятами принимаем решение – Матушка-Земля, обещаем заботиться о тебе и всегда помнить.
Отряды хором: – Чтобы роса на листе не напоминала слезу – берегите Землю. Земля кормит нас. Берегите ее. Земля дарит нам красоту. Берегите ее. Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь.
3емля: – Как же приятно слышать эти слова! Какой замечательный праздник вы устроили мне, дети.
Дети читают: – Всем нам, без сомнения, сейчас хорошо, Что ваш день рождения сегодня пришел. Планету поздравим со всею душой И весело справим ваш праздник большой.
Вожатая: – Матушка-Земля, на твой день рождения отряды приготовили тебе подарки. 1-й отряд дарит синквейны. 2-й отряд поет песню Э. Холека «Солнышко смеется». 3-й отряд проводит игру «Воздух, вода, земля, ветер». 4-й отряд показывает пантомиму «Человек в лесу».
Земля: – Я нашей встрече очень рада, Приду опять – настанет час. И на прощание, ребята, Я хочу вам пожелать: Не дарите друг другу черемухи стон, Боль сирени и вопли жасмина. Будьте щедры душой, не тревожа кустов, Подарите звезду в небе синем. Не губите цветы на лугах и в лесу, Берегите красу первозданную. Когда с поля ромашки в охапках несут, Мне становится грустно и страшно. Подарите друг другу ромашковый луг, Васильковое поле, ржаное, подарите березу Иль царственный дуб, только пусть это будет живое.
(по Я. Яшину) Празднование Дня рождения Земли завершается игрой-путешествием по экологической тропе, на которой могут быть такие станции:
«Бюро погоды». Здесь можно познакомиться с растениями и животными, предсказывающими погоду, а также показать свои знания в ее предсказании.
«Лесная неотложка». Доктор Айболит (врач) показывал и рассказывал о растениях, которые помогают человеку. А вы знаете, какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты или почему полезно есть ягоды смородины?
Испытание на звание «Остроглаз» под названием «Кто тут живет?» (из книги В. Бианки «Лесная газета»). Призы – пазлы «Где чей дом?».
Аукцион «Знай свою Родину!». Ведущий называет какую-нибудь букву алфавита и предлагает назвать реки или животных, начинающихся с нее.
Н. ГОРДА, учитель начальных классов Веселоярской СОШ Рубцовского района
В прошлом году в крае появилась интересная книжка, которую мы вам сегодня представляем.
Мусор Земле не к лицу Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с. Редакционная коллегия: Авцинов С.И., Дудин И.В., Землянова О.В., Мироненко О.Н., Скачко Е.Ю., Патрушева Л.И. Сегодня мы публикуем одну из разработок, напечатанную в этом сборнике.
Радуга 5 июня – для школьников это время летних каникул. Сценарий проведения праздника представляет собой материал из опыта работы летнего пришкольного лагеря «Радуга» Веселоярской СОШ Рубцовского района. Программа дня включает ряд мероприятий. 1) Утренняя зарядка проводится в этот день на лужайке. 2) В столовой работает фитобар. Детей в столовой встречает школьный врач и повар в костюмах лесных фей. 3) Экологический БУНТ (большая уборка на территории). Это театрализовано-трудовая операция, начинающаяся митингом и заканчивающаяся публичной «казнью» мусора. 4) Выставка «Зал возрожденных ценностей». Все, что выставляется в зале, сначала было чем-то, потом стало утильсырьем, а затем возродилось из мусора в новом качестве. Все экспонаты располагаются на восьми основных стендах. Эти стенды называются так же, как и изначальное утильсырье, из которого экспонаты были изготовлены: «Консервные банки», «Тюбики и флаконы», «Бутылки и баночки», «Сигаретные пачки», «Старые газеты», «Бутылочные пробки», «Полиэтилен и целлофан», «Фантики и шоколадные обертки». 5) Конкурс синквейнов. Условие: в синквейне должно быть слово «Земля». Приводим пример синквейна-победителя: Земля. Гармоничная, сложная. Заботится, предупреждает, волнуется. Лишь миг – и все живое превратится в прах. Тревога. 6) Конкурс плакатов. «Нет! – загрязнению воды, Нет! – отравлению среды, Нет! – наступлению беды, Злой нечисти – барьер». В. Гурарий 7) Игра – путешествие по экологической тропе. 8) Встреча-праздник с Матушкой-Землей. |