Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №10 (октябрь) 2015 год


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№10 (238) 2015 год / 18 страница

18 страница. В помощь учителюВ помощь учителю

За некоторое время до проведения мероприятия вывешивается приглашение: «На международный научный симпозиум, посвящённый Международному дню биологического разнообразия, приглашаются медведь, щука, бабочка, сосна, ромашка, ряска. Занимайте место согласно вашему место¬обитанию».

Игра «Сохраним биосферу»

Оформление зала. Места обитания животных и растений оформляются аншлагами или иным способом, чтобы обитатели одного биоценоза сидели вместе. Это может быть: лес, пресноводный водоём, луг.
В каждой группе выбирается шеф-наставник из числа наиболее подготовленных детей, который помогает группе активно участвовать в проведении симпозиума. Для оргкомитета необходимы атрибуты ведения симпозиума: песочные часы, звонок, карточки с заданиями. Для каждой группы – листы белой и цветной бумаги, фломастеры, ластик, ручка, простой карандаш, даётся памятка с основными сведениями по этапам. Для оценки результатов прикрепляются три безлистных дерева. За каждый правильный ответ на дерево команд крепятся листья по числу заработанных баллов.

Ход игры
Открывает симпозиум председатель. Он говорит:
– В настоящее время много говорится и делается для сохранения биологического разнообразия. Каждый вид уникален и играет в природе свою, отведённую ему роль.

Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю ни окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому в песок, кому под куст.
И каждый выберет себе
Соседей в жизни и судьбе.

Поэтому не случайно был объявлен Международный день биологического разнообразия. Чем лучше сохраняется биологическое разнообразие, тем устойчивей экологическая система.
Старейшим библейским «свидетельством» о мерах по сохранению биоразнообразия является история Ноева ковчега. В Ветхом Завете «Бытие. Гл. 6» написано: «Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из всех пресмыкающихся на земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».
Практически в культурах всех стран и народов существует вера в духов. Они правят всей окружающей нас природой и учат нас в каждой местности соблюдать определённые правила. Только в одних местах духи теперь «живут» в легендах и сказках (гномы, эльфы, русалки), а в других они и сейчас «населяют» леса и болота, принимают жертвоприношения, сбивают людей с пути, разрешают или запрещают охотиться и ловить рыбу (Керенец – у мари, Алмазы – у чеченцев, Хангай – у бурятов и эвенков). Все эти духи учат нас тому, что у каждого места в природе есть свои порядки, цели и законы, которые надо соблюдать.
Попробуем и мы сегодня на нашей игре разобраться, что же такое биологическое разнообразие и как его можно сохранить.
В симпозиуме участвуют три команды (по 6-12 человек): представители биоценоза леса, пресноводного водоёма и луга. Каждый из сидящих в зале также является одним из представителей этих биоценозов и имеет право при необходимости оказать своей команде помощь подсказкой. К помощи своего биоценоза команда может обратиться только один раз.

Игра «Сохраним биосферу»Конкурс 1
Представление команд в театрализованной форме

Готовится эмблема, девиз, распределяются роли. На подготовку отводится 10 минут, на защиту – 2-3 минуты.
Пока команды готовятся, проводятся игры со зрителями.

Игра со зрителями
«Как много в этом слове»

Задание: составить из букв, входящих в слово «биоразнообразие», новые слова, относящиеся к этому термину. Например, животное (бобр), растение (роза), явление природы (бриз).
Побеждает тот, кто первым назовёт слово, или тот, кто придумает наиболее длинное слово. Победитель зарабатывает дополнительное очко своей команде.

Конкурс 2
Не руби с плеча

Подготовка – 10 минут, защита – 2-3 минуты.
Многие годы радовала людей речка, на берегу которой рос лес, рядом был луг. И всё было хорошо, пока однажды в лесу не вырубили самые высокие и красивые деревья.
Задание: объясните, каковы будут последствия для самого леса, для луга, для речки.

Игра со зрителями
«Докажу, что я хороший»

Ведущий называет какое-то отрицательное свойство вида с одной точки зрения. Нужно назвать другое свойство, которое делает этот вид полезным и необходимым.
Например:
• кукушка – бросает своих детей (поедает мохнатых гусениц);
• вёх ядовитый – ядовитое растение (лекарственное растение);
• трутень – дармоед в пчелином улье (выделяет в воздух биоактивные вещества, без которых пчёлы вяло работают);
• волк – хищник (санитар);
• пиявка – противная (медицинская);
• пырей – сорняк (ценное кормовое растение);
• репейник – колючка (корень имеет пищевое значение, в Японии культивируют);
• комар – кровосос (пища для лягушек);
• крыжовник – колючий (вкусный);
• мухомор – ядовитый (лечатся лоси);
• щука – речная акула (речной санитар);
• гадюка – ядовита (ценное лекарственное сырьё);
• ряска – ведёт к зарастанию озера (ею питаются животные).
Таким образом, выясняется, что любой вид в природе играет свою роль. Нет полезных и вредных видов. Каждый занимает свою экологическую нишу.

Конкурс 3
Табель о рангах

Джеймс Гибсон предложил термин «экологический мир». Он имеет иерархическое строение, которое определяется через понятие «встроенность»: мелкие элементы окружающего мира встроены в более крупные, которые, в свою очередь, – в ещё более крупные и т. д. (например, лист встроен в ветку, ветка – в дерево, дерево – в лес и т. д.). Аналогично кратковременные события встроены в длительные.
Задание: используя понятие «встроенность», опишите «экологический мир» дождевого червя, пескаря, кузнечика. На подготовку 5 минут, на защиту 2 минуты.

Игра со зрителями
«Найди ошибку»

Определите, в чем ошибка знаменитого баснописца И.А. Крылова, который написал в своей басне:

«Мы те,
Которые, здесь роясь
в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева,
на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу
меж нас:
Что с новою весной
лист новый народится;
А если корень иссушится, –
Не станет дерева, ни вас».

(Листья осуществляют фотосинтез, а значит, что не только корни кормят дерево).

Конкурс 4
Как мы говорим

Рене Декарт сказал: «Определите значение слов, и вы избавите мир от половины неприятностей».
Задание: можно ли считать удачным термин «полезные ископаемые»? Приведите примеры общеизвестных названий, на ваш взгляд, не отражающих современный уровень знаний по экологии (например, полезные и вредные животные). На подготовку 10 минут, на защиту – 5.

Игра со зрителями
«Узнай себя»

На спину одного участника помещается изображение животного или растения, чтобы он не видел, какого. Игрок стоит спиной к залу и задаёт вопросы, по ответам на которые должен определить своё название. Ответы могут быть только «да», «нет», «может быть». Например, слово «лягушка».
Царство животных – да.
Живёт в почве – нет.
В воде – может быть и т. д.

Конкурс 5
С кем поведёшься…

Задание: прорекламировать какое-либо уникальное свойство или способность любого вида растений или животных вашего биоценоза. Подготовка – 10 минут, реклама – 2-3 минуты.

Игра со зрителями
«Неразборчивые едоки и гурманы»

Ведущий называет животное, зрители отвечают, чем оно питается. Например:
• дятел – жуки-короеды, семена хвойных деревьев;
• стрекоза – комар;
• бурундук – кедровые орехи;
• клубеньковые долгоносики – корни бобовых растений;
• жук-могильщик – трупы животных;
• лось – разнотравье;
• пчела – пыльца медоносных растений;
• паук-крестовик – муха;
• бабочка белянка – листья капусты;
• сова – мышевидные грызуны;
• ящерица – кузнечик;
• щука – мелкая рыба.

Конкурс 6
Наше мнение

Командам даётся одинаковое задание: доказать предложенное утверждение на примере своего биоценоза. На подготовку 10 минут, на защиту 5 минут.
Например: проблема использования продуктов дикой природы существует. Доказать

Игра со зрителями
«Аукцион»

Назвать виды растений, в которых можно прочесть человеческие имена (володушка, василёк, георгин, иван-чай, львиный зев, петров крест, петрушка, ромашка, тимофеевка, вероника, лилия, любка двулистная, роза и др.).

Заключение
Завершая симпозиум, председатель жюри подводит итоги, награждает победителей и наиболее активных зрителей.

Автор-составитель
Л. ПАТРУШЕВА,
ветеран АКДЭЦ


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©