Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9-10 2007 г. (сентябрь-октябрь 2007)


А вы знаете, что....
Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9-10 (141-142) 2007 год / 20 страница

Духовная экология

Сегодня одной из первоочередных задач педагогов является формирование такого мировоззрения учащихся, которое основано на чувстве национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов, к человеческой личности, правам человека, на чувстве гражданственности и патриотизма.

20 страница. Духовная экологияРОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ КРИТЕРИЕВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Сегодня, как никогда, нужны личности с активным творческим мышлением, способные к целостному видению мира, к осознанному, нравственно оправданному выбору в проблемной ситуации, принимающие самостоятельные, нестандартные решения.
Немаловажную роль в этом процессе может сыграть традиционная алтайская культура. В самом своем основании она глубоко экологична. Серебряной нитью проходит через всю мировоззренчески-философскую доктрину алтайцев одухотворенное и обожествленное отношение к Алтаю, к его растительно-животному миру, независимо от методов и способов верований населяющих его народов. Одни проходят путь постижения Божественного через язычество и шаманизм, другие - через своеобразное и самобытное ответвление буддизма - бурханизм, третьи — через христианство, также видоизмененное под воздействием историко-культурного наследия. Можно продолжить этот перечень до ислама. Это подтверждает феноменальность и уникальность природы Алтая и подсказывает, на каком основании надо изучать историю и строить республиканскую политику в области образования и культуры.
В современных условиях развития системы образования становится очевидным, что для формирования личности с вышеуказанными качествами одно только предметное знание бессильно. Требуется дополнительное духовно-экологическое образование, являющееся своеобразным заполнителем межпредметной пустоты и связывающее все в единую, гармонично взаимоувязанную мировоззренческую систему.
Путей для достижения этих целей много и они разнообразны. Одним из таких методических направлений может быть туристско-краеведческая и поисково-исследовательская деятельность.
Это, во-первых, колоссальная возможность для развития творчества. Любая поисковая работа требует от исполнителя развитого воображения, гибкости ума, нестандартности мышления. Во-вторых, поисковая работа невольно требует от исполнителя поиска дополнительной информации по теме исследования. Это работа с различными фондами, музеями, изданиями и т. д., то есть деятельность, которая побуждает к самообразованию. В-третьих, появляется возможность для сотворчества, возникает эвристический диалог между учителем и учеником. В-четвертых, происходит знакомство школьников, будущих студентов и молодых специалистов, с основами научной деятельности. В-пятых, решается проблема профориентации. В-шестых, изучая естественные законы природы и сравнивая с ними культуру, традиции, обычаи народов, человек становится терпимее к другим нациям, религиям, что в своей основе является фундаментом для взаимопонимания и мирного сосуществования. В-седьмых, также немаловажный фактор, - это романтика походных условий, которая развивает чувство товарищества и взаимопомощи, гражданственность и патриотизм, создает мощный базис для развития внутренней духовной культуры.
Кроме того, занятия туризмом содержат в себе еще и социальную специфику. Жизнь ребенка вне дома, без опеки родителей, в кругу единомышленников, преследующих одну цель и выполняющих одну задачу, - это, по сути, первые самостоятельные шаги в обществе, где ему придется решать самостоятельно или при помощи друзей задачи и проблемы не только бытового, но и социального характера, такие как различие во взглядах, привычках, вкусах и т. д. Здесь ребенок учится искать компромиссный путь решения проблем - его к этому подталкивает сами объективные условия жизни на маршруте. Туризм, как нельзя лучше, развивает интеллектуальные, познавательные, патриотические качества человека через краеведческие факторы. И последнее, поисково-познавательный туризм создает условия для непрерывного процесса обучения и воспитания. Туристско-краеведческий цикл - это подготовка, проведение и подведение итогов экскурсий, путешествий и исследовательских работ. Тесно соприкасаясь друг с другом, туристско-краеведческие циклы создают непрерывную цепь воспитательного, оздоровительно-познавательного и обучающего процесса в течение круглого года, а не только в течение учебного года. Это важное преимущество в воспитании и обучении. И только при таком подходе к образованию педагог или преподаватель приобретает качества, истинно соответствующие званию Учителя.
Но для того, чтобы все выше перечисленные факторы действительно работали и давали результаты в процессе формирования личности, необходимо тесно взаимодействовать, пренебрегая устаревшими межведомственными разграничениями, административным и управленческим органами образования и культуры. Осознанный ныне уровень познания окружающего мира на основе синтеза науки, философии и религии требует усиления межпредметных и межвидовых взаимосвязей. Исходить от целостности мира - это веление нового времени. Кто скажет, где кончается образование и начинается культура, и наоборот? Но работать по-новому подчас мешают именно эти условные разграничения.
Опираясь на актуальные моменты современного образования, высказанные выше, и выстраивая стратегию развития региона, автором данной работы была создана детская научно-исследовательская духовно-экологическая организация под названием «Школа Духовной Экологии «Тенгри». Сферой и программой её деятельности является программа развития территории Каракольского эт-ноприродного парка «Уч-Энмек», Положение которого утверждено Постановлением Правительства Республики Алтай. Изучение фольклора, традиций, духовной доктрины алтайцев, памятников культурно-исторического наследия этой территории четко констатирует присутствие духовной ауры, созданной многовековыми гармоничными взаимоотношениями по линии Человек - Природа. При использовании этих знаний достигается уникальная ситуация, гармонично формирующая единую учебно-воспитательную систему, создающую ситуацию непрерывности между уровнями школьного и высшего образования на основе системы «духовной экологии», синтезирующей научный, философский и религиозный способы познания.
Девизом этой программы является высказывание Е. П. Блаватской, которое гласит: «Фольклор и народные традиции, хотя порою и странные, будучи тщательно изучены, могут привести к открытию давно утраченных, но важных тайн природы». Донести эту мысль до сознания ребенка, не имеющего достаточного жизненного опыта, подчас бывает очень сложно. И объяснять приходится, не имея специальной программы и методических пособий. Здесь важен как профессиональный, так и жизненный опыт и мировоззренческая позиция учителя: его способность к целостному видению мира, его научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством. Для того, чтобы разложить по полочкам и выстроить обоснованный ряд из сложного клубка взаимосвязей человека и окружающего мира в сознание ребенка, зачастую не хватает только словесного запаса учителя или уровня знаний ученика. Тогда-то и становится неотъемлемым зрительное и чувственное наблюдение за жизнью природы как наглядного пособия, для которого не требуется слов. Ведь вся жизнь окружающей среды, в том числе и законы человеческого общежития, устроены по образу и подобию Вселенной, макрокосмоса, по-тюркски - Тенгри.
Данил МАМЫЕВ, Респблика Алтай

Ирбис туу
Слышите люди,
новое время грядет,
Старое меркнет,
а новому будет черед
Слышите люди -
Волею Бога Отца! –
Пусть у любви в ваших
душах не будет конца...

Александр ЧЕДОКОВ

Нет в мире ничего единожды и навечно созданного - все меняется. Сменилось и отношение к религии, духовности. Оно сейчас стало основываться на знании. Уровень развития общечеловеческого знания, науки подошел к тому моменту, когда человек верует в Высший Разум или в Бога уже на основе научного знания. Сегодня верующий - это человек с комплексным естественнонаучным знанием о мироздании, где все гармонично взаимосвязано и значимо. Нарушение этой гармонии приводит человека к трудно поправимым, а подчас и непоправимым последствиям. Поэтому важно знать законы мироздания независимо от религии, нации и общественного положения, так как эти законы выше всех ныне существующих религиозных общепринятых доктрин, которые человек переиначил в свою пользу для оправдания своих поступков. Комплекс этих законов представляет собой систему, которую можно определить как «Духовная Экология».
Основы этих знаний заложены в школьном образовании. Поэтому, сокращая гуманитарную составляющую общеобразовательной школьной программы, а также игнорируя значимость дополнительного образования, мы заведомо готовим почву для будущего расиста, фанатика, насильника и т. п., то есть человека невежественного. Эти знания нужны не только для воспитания специалиста или руководителя. Они нужны любому человеку для того, чтобы он стал гражданином, родителем, семьянином, соседом - одним словом. Человеком. Никакие экономические, а тем более политические причины не должны быть поводом для сокращения гуманитарных (т. е. ориентированных на человека) основ образования. Малознающий человек - слабоверующий в Истину, Бога, в его идеалы. Только знающие и верующие в Высшие идеалы руководители могут образовать стабильное общество и быть его гармоничными гражданами.
С ростом знания об окружающем мире наука и религия, казавшиеся ранее несовместимыми, сегодня оказываются взаимосвязанными, как две стороны одной медали. Сейчас любые проблемы решаются только при комплексном подходе. Стираются межвидовые и межпредметные границы, соответственно усиливаются их взаимосвязи. Время и условия эволюции требуют синтеза трех способов познания основ мироздания - науки, философии и религии. Это требование распространяется и на образование.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©