Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 2010 г. (март 2010)


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (171) 2010 год / 2 страница (ПАО)

2 страница (ПАО). Межрайонный отдел экологического контроляМежрайонный отдел экологического контроля
О трех основных направлениях работы отдела межрегионального отдела экологического контроля (МОЭК) в 2009 году сегодня на страницах газеты рассказывает заместитель начальника межрайонного экологического констроля управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Владимирович Катернюк.

Три направления работы

Максим КатернюкКОНТРОЛЬ ЗА ООПТ
Первое направление - осуществление контроля за соблюдением особого режима охраны на особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Алтайского края.
В этой части, руководствуясь графиком проведения контрольных мероприятий на территории ООПТ, в 2009 году было проведено 118 рейдов, в том числе семь – на территории природного парка «Ая».
Инспекторами управления выявлено 93 нарушения особого режима охраны. Егерями КАУ «Алтайприрода» с привлечением в рамках соглашений других уполномоченных служб - 38.
Эффективность контрольных мероприятий в отделе МОЭК по данному направлению (как показатель надзора за охраняемой территорией) в 2009 году увеличилась в сравнении с 2008 годом на треть.
Опираясь на предметно-зональный метод, можно выявить характерные для каждой зоны правонарушения.
Барнаульская зона
(наибольшее количество выявленных правонарушений) – заказники Кислухинский, Бобровский. 60% совершенных правонарушений - незаконные рубки, общее количество незаконно заготовленной древесины составляет около 863 куб. м, 40% нарушений - незаконная охота и рыбная ловля.
Бийская зона. Характерные правонарушения для данной зоны - несоблюдение требований природоохранного законодательства в части возведения и использования в рекреационных целях объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях – 80%, 10% приходится на незаконные рубки и 10% - на браконьерство.
Каменская зона. Практически все правонарушения связаны с незаконной охотой и рыбалкой.
Славгородская зона. Большая часть земель зоны занята сельскохозяйственными угодьями, соответственно и правонарушения связаны с производством сельхозработ (сельхозпалы, незаконная установка скважин и др.).
Рубцовская зона. Практически все нарушения выявлены в части незаконной охоты и рыбной ловли.
Заринская и Чарышская зоны. На территории этих зон находятся самые крупные по площади и труднодоступные для населения заказники (такие как Залесовский, Тогульский). Показатели выявленных правонарушений в границах заказников низки в сравнении с другими зонами, однако по имеющейся информации там не все так спокойно.
Усугубляет ситуацию недостаток численности инспекторского состава управления.
Решение этой проблемы в 2010 году видится в создании (например, на базе краевого автономного учреждения «Алтайприрода») межрайонной оперативной группы из представителей управления природных ресурсов, управления охотничьего хозяйства, управления лесами, Верхнеобского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству в рамках уже заключенных соглашений.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ООПТ
В 2009 году была проведена работа по инвентаризации предполагаемых к созданию особо охраняемых природных территорий, предусмотренных схемой развития и размещения ООПТ Алтайского края, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 06.04.2001 г. № 251. В результате выделены некоторые несоответствия планов создания новых ООПТ экологической и экономической ситуации в регионе в настоящее время. Поэтому в 2010 году в установленном порядке предполагается внести изменения в указанную схему.
Также проведены необходимые мероприятия по созданию особо охраняемой природной территории федерального значения - национальному парку «Горная Колывань».
В настоящее время создание национального парка уже предусмотрено схемой территориального планирования Алтайского края. Соответствующие предложения управление направило и в МПР для включения парка в схему развития особо охраняемых природных территории РФ. После ее утверждения начнется плановая работа по созданию национального парка.
Совместно с ИВЭП начата работа по созданию новых особо охраняемых природных территорий, расположенных в водоохраных зонах (значимые острова рек и озер в границах Алтайского края). Указанные объекты ценны своими природными ресурсами, а на сегодняшний день подвержены высокой антропогенной нагрузке.
В ходе проведенных в 2007-2009 годах инвентаризационных работ была дана оценка современного состояния каждого из объектов, выявлено соответствие охраняемого объекта статусу памятника природы, определен уровень антропогенной нагрузки на территорию, где расположен памятник природы. Уточнены границы, координаты и режим охраны, подготовлен картографический и фотографический материал, выявлены землепользователи в границах памятников природы, подготовлены проекты паспортов и другие необходимые документы.
В результате только этой работы пятьдесят из ста тридцати восьми объектов рекомендованы к сохранению в статусе памятников природы краевого значения, два объекта (озеро Белое, озеро Колыванское) рекомендованы к переводу в статус лечебно-оздоровительные местности (один из видов ООПТ). Отдельным памятникам природы рекомендовано присвоить статус объектов исторического и культурного наследия.
Ряд природных комплексов и объектов рекомендован к переводу в особо охраняемые природные территории муниципального уровня, так как эти объекты не являются уникальными и ценными в краевом масштабе, но имеют особую значимость на местном уровне.
Незначительная часть памятников природы регионального значения будет упразднена в связи с утратой объекта охраны.
Памятник природы «Кулундинский дендрарий» рекомендован к переводу в дендрологический парк краевого значения «Кулундинский дендрарий. В настоящее время эта особо охраняемая территория обладает уникальной коллекцией генофонда растений, интродуцированных из разных географических мест. На ней произрастает 161 вид растений. Дендрарий является научно-исследовательским объектом.
ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ
На землях городских и сельских поселений ежегодно фиксируются случаи незаконных рубок в зеленых насаждениях. Основная часть нарушений приходится на города Барнаул, Рубцовск, Бийск и прилегающие к ним территории. Зеленый фонд городов и сел имеет огромное рекреационное и обще-экологическое значение для жителей Алтайского края, что диктует необходимость максимальной сохранности указанных территорий и обеспечение снижения рекреационной нагрузки путем благоустройства территории населенных пунктов.
В настоящее время в Алтайском крае существует проблема тополиных насаждений, уже неспособных выполнять свои средообразующие функции. Поэтому специализированные службы муниципалитетов вынуждены проводить систематическую, а иногда экстренную омолаживающую обрезку крон, прореживание аллей и парков, а в некоторых случаях - полное удаление деревьев.
Но в большинстве случаев причиной сноса и повреждения зеленых насаждений в составе зеленого фонда остается привлекательность таких мест для малоэтажного строительства. Оценивая эффективность работы контролирующих органов в данной области, мы видим несоответствие нарушения и меры наказания. Это обусловлено отсутствием в законодательстве соответствующей санкции.
Учитывая наличие правового недостатка в данной сфере, управление совместно с Комитетом по законности, правопорядку и защите прав граждан Алтайского краевого Законодательного Собрания была проведело работу по подготовке предложений о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке законодательной инициативы.
Указанная инициатива получила принципиальное одобрение в Государственной Думе РФ, а на первой сессии 2010 года алтайские законодатели поддержали и направили для дачи заключения федеральным законодателям законопроект, предлагающий установить ответственность граждан, должностных и юридических лиц за несоблюдение требований по охране зеленого фонда городских и сельских поселений.
Дополнительно управлением начата работа по разработке методики определения ущерба, причиненного в результате уничтожения или повреждения древесной и древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения и землях населенных пунктов в Алтайском крае.
Разработанная методика в дальнейшем будет утверждена в установленном порядке нормативным актом Алтайского края и будет применятся государственными органами для более эффективного осуществления мероприятий по сохранению защитных лесных полос на землях сельскохозяйственного назначения, а также зеленых насаждений на землях поселений.

Заготовка древесины в заказниках
Отдельно надо остановится на вопросе использования лесного фонда для заготовки древесины в заказниках.
В течении текущего года СМИ регулярно публиковали сюжеты о работе общественных организаций по выявлению незаконных рубок на территории лесного фонда, в том числе и в границах государственных природных комплексных заказников краевого значения.
Ряд фактов, приведенных общественными организациями, в какой-то степени подтвердился. Так, при совместной проверке информации ГТРК «Алтай» о незаконных рубках в заказнике Залесовский комиссия из представителей органов прокуратуры и природоохранных служб края, выехав на место, выявила ряд нарушений лесного законодательства обществом с ограниченной ответственностью «Бирч» при заготовке древесины. Однако «черных лесорубов», указанных в репортаже, обнаружено не было.
Рассматривая ситуацию, волнующую общественность края в части ведения лесного хозяйства в границах заказников, мы видим недовольство населения нарастающей интенсивностью проводимых рубок.
Действующее законодательство определяет щадящий режим пользования лесами на особо охраняемых природных территориях.
Необходимо отметить, что заказники Алтайского края созданы без изъятия земель у землевладельцев и землепользователей, следовательно ограничения хозяйственной деятельности на территории ООПТ края вводятся только соответствующим Положением о заказнике, а категория земель в границах краевых ООПТ остается неизменной (лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и т.д.), в связи с чем правила назначения и порядок проведения рубок определяются нормативами, применяемыми к землям лесного фонда.
В течение года в управление поступали обращения по вопросу выделения особо защитных участков леса на территории заказников. Это вариант ограничения рубок. Конечно, дополнительное выделение особо защитных участков леса положительно скажется на улучшении мест обитания охраняемых видов, однако это выделение - весьма сложный процесс, в котором полномочия управления природных ресурсов сильно ограничены, а основное решение о выделении принимается на уровне РФ.
Одной из альтернатив выделению особо защитных участков леса является ввод ограничений рубок, предусмотренных Положениями о заказниках. В связи с этим управление подготовило проект постановления Администрации Алтайского края «О внесении изменений в положения о государственных природных заказниках», в котором запрещается проведение рубок лесных насаждений на территории ООПТ, кроме санитарных рубок и рубок ухода. В настоящее время данный проект Постановления находится на экспертизе в прокуратуре Алтайского края.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©