Год учителя Что в имени твоем?
Более 22 лет работаю в Алтайском краевом детском экологическом центре. Судьба бесконечное количество раз сводила меня с педагогами, про которых не скажешь – работает ради зарплаты. У всех разные судьбы – один с детства мечтал стать учителем, а другой стал им случайно… Много раз размышляла на тему: какого педагога выпускники назовут своим Учителем – грамотного, доброго, умного, весёлого или ещё должны быть какие-то особые качества характера? Какими талантами, кроме знаний по своему предмету, он должен обладать, чтобы стать учителем?
Учитель Елена Пуртикас Хочу, чтобы читатели познакомились с одним из таких педагогов, вернее Учителем Усть-Кажинской средней школы Красногорского района Еленой Васильевной Пуртикас. Мы были знакомы с ней заочно, а два года назад встретились в экспедиции. Состав научно-методической экспедиции педагогов на Чемал комплектовали из числа победителей краевого экологического конкурса методических разработок. Как всегда в подобных экспедициях, делились опытом работы. Елена Васильевна поразила своим умением учебный материал представить в стихотворной форме и никого не оставить равнодушным, о чём бы она не рассказывала. Неуёмная жизненная сила, желание всё узнать и всем поделиться с коллегами, любовь к родной природе, своей «малой Родине» и поэтический талант притягивает к ней людей как магнитом. В этом году мы опять встретились в экспедиции, на этот раз в Чарышском районе. Вечером, у костра, Елена Васильевна читала нам свои новые стихи. С некоторыми из них хочется познакомить читателей вашей газеты. Л. ПАТРУШЕВА, заведующая методическим отделом АКДЭЦ
«ШУКШИНСКИЙ ТРАКТ» Тракта Чуйского нить вдоль Катуни, День и ночь вереницы машин. Сростки. В знойном алтайском июле Здесь родился Василий Шукшин. Неприметный, застенчивый, тихий, Из детей довоенной поры. За ремень брюк засунуты книги - Их запоем читал до зари. На Федуловку бегал, купался И с мальчишками рыбу удил, За Низовку с бакланскими дрался, На Пикет за солодкой ходил. Проверяя друг друга на храбрость, Хоть и не из числа заводил, С крутояра по гривке спускался, По Катуни на лодочке плыл… Это позже ему пригодится. Он из жизни узнал, не из книг, Когда в души людей постучится Тот особый «шукшинский язык». Из народных глубин, от истоков, Как знакомый всем с детства мотив, Поразит академиков строгих Силой духа героев своих. Чуйский тракт, пареньку из глубинки Путеводною нитью ты стал, Семафорами красной калины Ты в дорогу его провожал.
Он, таланта сверкнув многоцветьем, - Режиссёр и писатель, артист - Оставался всё также приветлив, Прост в общении, в помыслах чист.
Помнит «малая Родина» - Сростки - Как сельчане, его земляки, Становились артистами просто - Здесь снимал он картины свои. А герои рассказов и фильмов Так нам стали понятны, близки, Словно здесь мы родились и жили, Словно все мы теперь земляки. Ты вглядись повнимательней в лица: Вдруг да дядя пройдёт Ермолай, Колокольников Пашка промчится, У калитки вздохнёт дед Нечай. Вот паромщик Филипп спозаранку Поправляет канаты, багры, Бесконвойный Алёша для баньки Тащит вёдра катунской воды… Знают нынче не только в России, За границей и то говорят, Что «живёт такой парень» в Сибири, На Алтае, как «ваш сын и брат». Чуйский тракт, ты, однажды позвавший От родного порога к мечте, Стал «шукшинским». Зарёй запоздавшей Пламенеет калина в листве.
ЛЕДОСТАВ Ещё вчера вода текла И плыло ледяное «сало», Дохнула холодом зима И, повинуясь, Бия встала. Средь выбеленных берегов С припорошёнными кустами. В ночь укротила свой норов, Блестя торосами-горбами. Лишь на стремнине, теребя Морозный воздух тихим звоном, Курится паром полынья, Не подчинясь зимы законам. И даже подо льдом вода, Густая, тёмная, живая, В твердь ударяет неспроста – Ей тесно там, бурчит, страдая. А временами в тишине Морозный треск услышать можно: Укладывается к себе На ложе Бия, как возможно. Ещё немного поворчит: «Что делать? Знать пора настала…» А там, глядишь, и мирно спит Под толстым снежным одеялом. И дым от изб на берегу Клонится к речке, согревая В белёсом призрачном дыму, И от мороза укрывая. Сибирских рек удел такой – Зимою долгой отсыпаться, А там, разбуженным весной, Шуметь, бурлить и разливаться. Притихшей Бие в полусне Зима нисколько не мешает Под снегом грезить о весне – Мечта ведь тоже согревает.
УТКИ К середине клонится зима, А природа в осень заигралась. Вот и снег присыпал берега. Где же вы, морозы, затерялись?
Дождь со снегом сыплет небосвод Щедро вниз, а под ногами «каша», И никто не знает наперёд, Что ещё Сибирь учудит наша.
Дальним отголоском сентября, На краю у белого припая, Словно буквы в строчке букваря, Чинно так уселась уток стая. Если бы не снег и ветер злой, То представить можно нам хотя бы, Что сюда привёл их летний зной У воды разыскивать прохлады.
Зал музея здесь собрал зевак? От такого впору растеряться! И они, надолго замолчав, В зеркала старинные глядятся.
Но пройдёт ещё немного дней, Вновь зима к делам своим приступит. И для птиц, попавших в руки к ней, Испытаний полоса наступит.
Что ж их задержало на пути? Все давно соседи улетели, Зная, ничего здесь не найти, Кроме снега, холода, метелей.
Что их ждёт, когда мороз скуёт Эти воды, что приютом стали? Отыскать сумеют стол и кров В эти дни суровые? Едва ли.
Пусть не довелось всем улететь, Только бы стремнины не застыли, Дай им Бог возможность уцелеть! И ещё, чтоб люди пощадили…
Под знаком работы Год учителя в Алтайском крае пройдет под знаком напряженной и плодотворной работы Об этом заявил в начале года Губернатор региона Александр Карлин в ходе пресс-ланча в Завьяловском районе. «Перед нами стоит множество задач, выполнение которых обеспечит дальнейшее достойное развитие образовательной сферы региона. Мы продолжим те работы, которые были начаты в 2009 году», - рассказал Александр Карлин. Губернатор отметил, что в образовательных программах необходимо уделять еще большее внимание эстетическому и нравственному воспитанию школьников. В частности, Год Василия Макаровича Шукшина в Алтайском крае показал, насколько огромно наследие знаменитого земляка. По мнению Губернатора, необходимо включить шукшинскую тематику в общеобразовательную программу. «Из стен родной школы не может выйти выпускник, не посетивший музей-заповедник, расположенный в Сростках, не приобщившийся к творчеству Василия Макаровича. И наша задача обеспечить этот процесс. Хотелось бы, чтобы наши школьники постигали истины, завещанные нам Шукшиным», - отметил Губернатор. Культурное наследие региона достаточно богато, оно представляет большой интерес с точки зрения не только ознакомления, но и изучения. Так, достойны внимания музеи, расположенные на территории края. Один из старейших музеев Сибири – Алтайский краеведческий музей – имеет уникальное фондохранилище. Не менее интересен Музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая, также Государственный художественный музей Алтайского края. По мнению Александра Карлина, после масштабной реконструкции он станет наиболее «яркой точкой на культурной карте не только Сибири, но и всей России». Еще одним из знаковых событий предстоящего Года учителя станет проведение Всероссийских Титовских чтений. Планируется, что Алтайский край посетят гости не только из Сибири, но и из центральной России. В предварительных списках значатся представители Академии педагогических наук, Министерства образования и науки РФ, а также ученые из крупнейших педагогических вузов страны. Идет подготовка ряда масштабных мероприятий, которые пройдут в рамках чтений. «Нам есть чем оживить эту тему. Уже не первый год в регионе вручаются Титовские премии, поэтому обязательными гостями чтений станут лауреаты этой премии. Работа будет построена в форме различных площадок: научных, методических, творческих. Особенно важно, что все участники чтений будут иметь возможность обменяться бесценным опытом», - подчеркнул Александр Карлин. На одном из последних совещаний, посвященных Года учителя, проходивших под руководством Владимира Путина, Губернатор Алтайского края рассказал о запланированных мероприятиях и пригласил высокопоставленных гостей принять в них участие. Официальный сайт Алтайского края
|