Коллегия управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Заседание Коллегии управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, 4 августа 2011 года. Ольга Николаевна Мироненко заместитель начальника отдела экологической экспертизы и нормирования управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края: – В крае 182 организации занимаются сбором и вывозом твердых бытовых отходов, 28 организаций – утилизацией. В 18 муниципальных районах имеются организации, занимающиеся утилизацией и захоронением отходов. Работа мусоросортировочного комплекса организована только в городе Барнауле, в пяти городских округах и 25 муниципальных районах организован сбор вторичных материальных ресурсов.
Обращение с отходами Организация системы обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях
В настоящее время на всей территории Алтайского края остается нестабильной ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов. В крае, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2010 году образовалось 3,05 млн. тонн отходов (рост к уровню 2009 года в 1,4 раза), из которых фактически использовано 977,79 тысяч тонн (32,1%), обезврежено 86,45 тысяч тонн (2,8 %).
За последние пять лет объем ежегодного образования отходов увеличился на 77 %, а к уровню 2002 года – вырос в три раза! При учете несовершенства системы официальной статистики и обилия несанкционированных свалок эти цифры могут быть увеличены в несколько раз. В целом, в крае на конец 2010 года накоплено 28,9 млн. тонн отходов, из которых 45 тысяч тонн – I-III классов опасности. Из общего объема образовавшихся отходов в 2010 году 71% приходится на отходы V класса опасности и 23% - IV класса, т.е. отходы, которые могут быть переработаны почти на 100%.
Основной метод Большой объем и темп накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводят к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом утилизации отходов. Всего на территории края имеется более 1500 мест размещения твердых бытовых отходов, из которых более 90% объектов размещения ТБО не отвечают требованиям санитарных правил СП 2.1.7.1038.01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов». Отсутствуют подъездные асфальтированные дороги, ограждения, нет спецтехники для утилизации (захоронения) ТБО. В последние годы нерациональность распределения полномочий в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственным и муниципальным уровнями власти и концентрацией функций в части организации практической работы по удалению отходов производства и потребления у органов местного самоуправления признана как научным сообществом, так и всеми уровнями власти, включая Президента РФ.
Как на практике? Как показала практика правоприменения, органы местного самоуправления оказались не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий даже по обращению с коммунальными (бытовыми) отходами, что вызвало стихийный рост несанкционированных свалок практически у каждого населенного пункта, а вопросы удаления промышленных отходов вообще не могут решаться органами местного самоуправления должным образом. Объективными причинами данного положения дел являются: недостаток финансовых средств в местных бюджетах, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений по выбору способа удаления образующихся отходов. Такие варианты решения, как создание полигона захоронения отходов, мусоросжигательного завода или инфраструктуры по переработке вторичного сырья, требуют не только значительных инвестиций, но и наличия необходимых площадей и территорий, удовлетворяющих геологическим, экологическим и другим требованиям.
Проект закона С целью устранения имеющихся диспропорций по поручению Президента РФ Д.А. Медведева Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. Данным законопроектом предполагается передать часть полномочий с муниципального уровня власти на субъекты Российской Федерации. В частности, в законопроекте предлагается закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия, которые в настоящее время осуществляются органами местного самоуправления: по организации использования (утилизации) бытовых и промышленных отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и по установлению порядка раздельного сбора бытовых отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федераций. Для уменьшения количества захораниваемых коммунальных (бытовых) отходов органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право обязывать производителей и продавцов товаров, представленных готовыми изделиями, потерявшими потребительские свойства, принимать такие товары и многоразовую тару и оплачивать их прием. В законопроекте также предлагается установить нижний временной уровень хранения отходов – более двенадцати месяцев, увеличив при этом срок накопления отходов с шести месяцев до двенадцати. Кроме того, на федеральном уровне планируется ужесточить наказания за экологические правонарушения, установить максимальную долю отходов, которые могут быть захоронены, законодательно закрепить меры финансового стимулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения образования количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Как у нас в крае? Администрация края в последние годы обращает пристальное внимание на проблему обращения с отходами производства и потребления. В течение последних пяти лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. За этот период ликвидировано более 500 мест хранения ядохимикатов, территория края практически полностью очищена от данного вида токсичных отходов I, II и III классов опасности, которые размещены на складах временного хранения с целью последующей утилизации. Расходы краевого бюджета на эти цели составили около 40 миллионов рублей. В период с 1997 по 2009 годы за счет средств бюджета Алтайского края в объеме 12,5 млн. рублей проведены работы по консервации хвостохранилища № 1 Золотушинского рудника (Алтайского горно-обогатительного комбината) для исключения негативного влияния токсичных соединений солей тяжелых металлов, концентрация которых в пробах воздуха и снега в три и более раз превышала ПДК. Отсыпан защитный слой чистого грунта на площади 927 тыс.кв.м. В результате проведенных работ произошло снижение выноса токсичного аэрозоля в атмосферный воздух (согласно расчётов) на 27213 тонн. С целью организации системной работы в сфере обращения с отходами производства и потребления, консолидации усилий всех заинтересованных структур управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в последние годы особое внимание уделяется совершенствованию нормативно методического обеспечения сферы обращения с отходами производства и потребления. Какое-то представление о принятых документах и нормативных актах дает информация в приложении 1. В целях исполнения плана мероприятий по реализации вопросов и предложений, поступивших в ходе зональных семинаров-совещаний в феврале-марте 2011 года, управление разработало рекомендации органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации 29 марта 2011 г. № ПР-781 управлением ведется разработка долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2020 годы. Можно констатировать, что только в текущем году впервые предпринята попытка определения системного подхода органов власти края к данной проблеме, что нашло отражение в Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года (от редакции. Ее мы опубликовали в предыдущем номере). Концепция определяет основные положения развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края, цели, задачи и основные направления работы в данном направлении.
Чистый муниципалитет Впервые в крае выделена специализированная финансовая поддержка на проекты в этом сфере – по инициативе управления предусмотрены Гранты Губернатора по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках постановления Администрации края от 15.06.2011 № 317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики». Целью предоставления грантов является поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере экономики, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования (племенного скота). (От редакции. Сегодня в колонках справа и слева от основного текста об этом об этом автор рассказал подробнее). О том как же должна выглядеть система обращения с отходами в муниципальном районе, городском округе и какие задачи стоят перед органами местного самоуправления, а дает представление приложение 2.
Формы помощи Какая дополнительная помощь может быть оказана муниципальным органам и юридическим лицам, работающим в данной сфере? Это все меры поддержки, которые применимы к инвестиционным проектам. В настоящее время в региональной политике применяются различные формы и инструменты поддержки реализации инвестиционных проектов. Постановлением Администрации Алтайского края от 15.09.2007 г. № 437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае» утверждены следующие меры поддержки: - субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями края и индивидуальными предпринимателями в российских кредитных организациях; - субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на имущество организаций края; - субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на прибыль организаций края; - передача в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности. Также в крае предоставляются поручительства Алтайского гарантийного фонда по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимся к сфере малого и среднего предпринимательства. Постановлением Администрации Алтайского края от 20.09.2010 № 417 утверждено положение об условиях предоставления организациям Алтайского края государственной поддержки при осуществлении ими инновационной деятельности. С более подробной информацией о мерах поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности можно ознакомиться на сайтах Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (www.econom22.ru) и Центра поддержки предпринимательства Алтайского края (www.altaicpp.ru).
Поддержка от администрации края Примеры оказанной господдержки проектам в сфере обращения с отходами достаточно обширны. Ведь поддержка идет не только через наше управление, а и через другие структуры.
Вот некоторые примеры: ООО «Алтай-Форест» (с. Ларичиха Тальменского района) – проект «Утилизация отходов от лесопиления и рубок ухода за лесом. Строительство завода по производству ДСП»; субсидирование части банковской процентной ставки по привлеченным кредитам и субсидирование налога на имущество (с 2006 по 2009 годы получено 69,9 млн. рублей за счет средств краевого бюджета). В рамках ВЦП «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы»: Гранты для открытия собственного бизнеса по 300 тысяч рублей для открытия и развития бизнеса в области переработки вторсырья и для организации обезвреживания отходов получили: - ИП Штейнбрехер О.Н.; - ИП Соболева Э.Н.; - ООО «ЭКО РЕСУРС»; - ООО «СибЭкология». Субсидирование затрат на технологические инновации Проект «Производство экономичного и малогабаритного формовочного оборудования для выпуска строительных блоков «Арболит» из отходов лесопереработки» г. Бийск, в 2010 году – субсидия один миллион 970 тысяч рублей за счет средств, федерального, краевого и местного бюджетов; ООО «ИЗС-металлоцентр»; ЗАО «Завод защитных покрытий»; ООО «Инженерные защитные системы».
Приложение 1 Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения сферы обращения с отходами производства и потребления: • постановление Администрации края от 28.04.2009 №192 «О полномочиях органов исполнительной власти Алтайского края в области обращения с отходами производства и потребления»; • распоряжение Администрации края от 08.10.2009 №327-р «Об утверждении плана основных организационно-технических мероприятий по обеспечению эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления»; • постановление Администрации Алтайского края от 06.08.2010 № 350 «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов на территории Алтайского края»; • постановление Администрации Алтайского края от 07.04.2011 № 166 «Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года»; • рекомендации органам местного самоуправления по прохождению процедуры узаконения действующих (несанкционированных) объектов размещения отходов; • рекомендации органам местного самоуправления по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами; • постановление Администрации края от 15.06.2011 № 317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики» (направление «Чистый муниципалитет»); • проект долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2020 годы.
Приложения 2 Объекты и задачи системы обращения с отходами в муниципальном районе: • Полигоны твердых бытовых отходов – 1-2 шт. (размещение отходов IV –V классов опасности). • Площадки временного накопления отходов в поселениях (на срок не более 6 месяцев), участки компостирования. • Объекты временного накопления отходов на территории промышленных площадок предприятий (на срок не более 6 месяцев). • Порядок обращения с отходами на территории муниципального района (в том числе с ртутьсодержащими энергосберегающими лампами). • Договор администрации района (соглашение, концессионное соглашение) с организациями или ИП, имеющими лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I-IV классов опасности. • Утвержденный тариф за вывоз отходов (на сбор, транспортировку, размещение отходов). • Развитие предпринимательства в сфере переработки и обезвреживания отходов (сортировка отходов, пункты приема вторичного сырья, сбор и вывоз на специализированные перерабатывающие предприятия за пределы района и др.), в особенности отходов I-III классов опасности. • Развитие инфраструктуры в области обращения с отходами: строительство и реконструкция контейнерных площадок, мусоросортировочных станций, мусороперегрузочных пунктов, предприятий по переработке отходов полигонов (для отходов, не подлежащих использованию и переработке). • Информирование населения и юридических лиц о порядке обращения с отходами на территории муниципального района. • Экопросвещение населения в области обращения с отходами (в том числе о необходимости сдачи отработанных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп – отходы I класса опасности).
«Чистый муниципалитет»
Впервые в Алтайском крае проводится конкурс по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики В текущем году в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 15.06.2011 № 317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики» впервые на конкурсной основе будут предоставлены гранты с целью поддержки перспективных инвестиционных проектов в сфере экономики, предусматривающих строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, приобретение нового оборудования (племенного скота). Соискателями грантов стали юридические лица и индивидуальные предприниматели. Заявки на участие в конкурсе принимались с 3 августа 2011 года по 1 сентября 2011 года по следующим направлениям: «Чистый муниципалитет», «Семейная ферма», «Сельское предпринимательство», «Женское предпринимательство», «Частный детский сад», «Частное спортивное сооружение», «Новая энергия». Органом исполнительной власти края, обеспечивающим проведение Конкурса, является Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Организатором конкурса по направлению «Чистый муниципалитет» стало управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. В рамках данного направления предусмотрено выделение трех грантов. Сумма выделяемого гранта не может превышать 70% общей стоимости проекта. Ориентировочный размер гранта от 500 тысяч рублей до одного миллиона. Сумма гранта определяется межведомственной комиссией по присуждению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики. В целом на финансирование по данному направлению направлено три миллиона рублей из краевого бюджета. В нынешнем году по направлению «Чистый муниципалитет» всего было подано 10 заявок от предприятий следующих муниципальных образований: Алтайского, Первомайского, Косихинского, Тальменского, Волчихинского и Ельцовского районов, г. Барнаула, г. Яровое, г. Бийска.
«Чистый муниципалитет»
Впервые в Алтайском крае проводится конкурс по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики Приоритетными мероприятиями по направлению «Чистый муниципалитет» являлись: организация сбора и переработки вторичных материальных ресурсов, в том числе создание пунктов раздельного сбора отходов; создание и оборудование пунктов приема и переработки отходов производства и потребления; приобретение специальной техники и оборудования; оборудование объектов размещения отходов; производство и установка контейнеров для хранения и накопления отходов. Критериями оценки стали: актуальность проекта, наличие необходимого опыта, необходимых лицензий для реализации заявленного проекта, перспектива продолжения реализации проекта после окончания бюджетного финансирования, создание новых рабочих мест, уровень заработной платы, социальная значимость проекта. Оценка проектов происходит в три этапа и включает в себя: I этап – предварительный отбор: организатор конкурса в течение 5 дней со дня получения заявки проверяет соответствие требований к соискателям грантов, комплектность документов в составе заявки, правильность оформления документов; II этап – рейтинговая оценка заявки конкурса: организатор конкурса в течение 10 дней после окончания приема заявок подводит предварительные итоги и предоставляет в Межведомственную комиссию презентации 10 бизнес-проектов, набравших наибольшую бальную оценку; III этап – экспертная оценка и отбор победителей в рамках заседаний Межведомственной комиссии. Итогом является Распоряжение Администрации края о выделение гранта, после чего обеспечивающий орган заключает договора с грантополучателями. Победители конкурса и размеры грантов по каждому направлению будут определены на заседании Межведомственной комиссии в сентябре 2011 года. |