Официально. Управление природных ресурсов и нормирования Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края
Зональные совещания
Окончание. Начало на стр. 1
Экологический надзор Как пояснил Виктор Бротцман, региональный государственный экологический надзор осуществлялся специалистами управления в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также рейдовых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства, принятию мер в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках реализации указанных полномочий в 2015 году специалистами управления была проведена 521 проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, из них 294 были плановыми, а 227 – внеплановыми. По их результатам было выявлено 466 нарушений, из них 332 нарушения – по результатам плановых проверок, а 134 – в ходе внеплановых. В результате за совершение административных правонарушений было наложено 35 штрафов на юридические лица, 59 – на физические и 334 – на должност¬ные. Общая сумма штрафов составила 4 миллиона 813 тысяч рублей. – Большинство нарушений, выявленных в ходе плановых проверок, связано с привлечением к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также по ст. 8.2 КоАП РФ за правонарушения в области обращения с отходами проиводства и потребления, а также по ст. 8.1 КоАП РФ за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха, – сказал Виктор Бротцман. – Большинство правонарушений, выявленных в ходе внеплановых проверок, связано с привлечением к административной ответственности за неисполнение ранее выданных предписаний (представлений) по ст. 19.5 КоАП РФ за правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления, а также по статьям 8.1 и 8.2 КоАП РФ. Как рассказал Виктор Бротцман, с целью уменьшения количества мест захоронения отходов и несанкционированных свалок Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края принимаются серьёзные меры. В 2015 году было выявлено 446 мест несанкционированного размещения отходов, из них 222 свалки было ликвидировано в добровольном порядке, 16 материалов пришлось направить в органы прокуратуры, 13 – в суды, а 195 – в органы местного самоуправления. – Только в Барнауле в ходе принятых мер зафиксирована ликвидация свалок общей площадью более 14 тысяч квадратных метров, – пояснил Виктор Бротцман. – По завершении работ по уборке территории и рекультивации земельных участков были установлены предупредительные аншлаги. В отдельных местах смонтировано ограждение, препятствующее повторному образованию несанкционированных свалок.
Насущные проблемы Помимо итогов прошлого года обсуждались и планы на год нынешний. Органам местного самоуправления предложено организовать развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности, усилить контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод. В 2016 году планируется провести научные исследования, направленные на создание нескольких ООПТ, таких как природный парк краевого значения «Белокурихинский»; государ¬ственный природный комп¬лексный заказник краевого значения «Урочище Рублёво» в Михайловском районе; памятники природы краевого значения «Озеро Сухое», «Озеро Песчаное», «Боровые болота» в Топчихинском районе; государ¬ственный природный комплексный заказник краевого значения «Касмалинский» в Ребрихинском районе (функциональное зонирование). Представителей муниципальных образований интересовали различные экологические проблемы, и часто их тематика зависела от специфики территории. Например, на совещании в Заринске обсуждали проблемы, связанные с созданием природного национального парка «Тогул» на базе двух существующих заказников краевого значения «Тогульский» и «Ельцовский». Также участников совещания в Заринске волновала проблема, связанная с прохождением паводка и готовность ГТС к пропуску паводковых вод. Обсуждалась проблема использование водных объектов без разрешительных документов и иные нарушения водоохранного законодательства, при этом акцент делался на недопущении данного рода нарушений. Для районов Бийской зоны характерна наибольшая рекреационная нагрузка, поэтому и на совещании обсуждались вопросы, связанные с развитием туризма, в том числе и на ООПТ. Именно здесь находится знаменитый на всю страну заказник «Лебединый». На совещании при обсуждении проблем, связанных с организацией туризма, говорили о том, что важно направить данный процесс в цивилизованное русло и свести к минимуму негативное воздействие на природные территории. В «Лебедином» это удалось. Подобную работу предстоит провести и на территории памятника природы «Пещера Большая Талдинская» в Алтайском районе. Активно обсуждалась ситуация, связанная с предстоящим паводком, в част¬ности готовность ГТС к пропуску паводковых вод, а также работы по строительству дамбы в микрорайоне «Зелёный Клин» г. Бийска. Интерес вызвали и вопросы получения лицензий на добычу общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод. На заседании в Рубцовске обсуждалась организация должной охраны памятника природы, созданного в прошлом году по инициативе местных жителей, – скального каньона на реке Кизихе. Вызвала интерес возможность влияния сброса воды из Гилёвского водохранилища на развитие паводковой ситуации. Ещё одной темой для обсуждения стало получение компенсационных выплат за предоставление территории под сброс ступеней ракет-носителей. Представителей районов Каменской зоны волновали проблемы, связанные с экологической реабилитацией и расчисткой степных озёр, которые постепенно зарастают илом и болотной растительностью. Также на конкретных примерах обсуждались самые распространённые нарушения и поступившие жалобы. Как рассказывает Виктор Бротцман, главы районов положительно оценили организацию мероприятий: многие думали, что приглашены на обычное совещание, где будут зачитываться доклады и перечисляться достижения. На самом деле они получили немало новой информации об организации работы в экологическом направлении на своих территориях, также им была предоставлена возможность обсудить проблемные моменты и наметить пути их решения.
Елена ПАНФИЛО
Эффективная практика Виктор Бротцман считает практику таких выездных совещаний очень удачной, прежде всего, потому, что проходят они в формате живого общения и конструктивного диалога. Он отмечает, что в ходе данных мероприятий налаживаются контакты между главами муниципальных образований, районными экологами, егерями КБУ «Алтайприрода», инспекторами и начальниками отделов управления. Ранее такие контакты в некоторых районах были потеряны, но благодаря участию в совещаниях стороны достигли взаимопонимания. Начальники отделов управления природных ресурсов и нормирования отчитались о проделанной за год работе. Так, в результате осуществления государственными инспекторами Алтайского края в области охраны окружающей среды экологического надзора, а также профилактической, разъяснительной работы с руководством предприятий, организаций (в том числе через СМИ), проведения ежеквартальных сверок сведений, поступающих из Росприроднадзора по должникам, не внёсшим плату за негативное воздействие на окружающую среду, в 2015 году в бюджеты всех уровней поступило порядка 133,7 миллиона рублей. Что касается экспертизы и нормирования, специалистами управления было организовано и проведено шесть государственных экологических экспертиз, выдано 324 разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Начальник управления природных ресурсов и нормирования Виктор Бротцман отметил, что в истекшем году управление осуществляло деятельность в составе Главного управления, основные свои функции и полномочия были выполнены в полном объёме. С 2016 года Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края дополнительно осуществляет полномочия по приёму отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, а также полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядку их разработки и утверждению применительно к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |