Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2006 г. (июль-август 2006)


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (127-128) 2006 год / 24-25 страница

Кто не знает своего прошлого, тот никогда не поймет настоящего

24-25 страница. Кто не знает своего прошлого, тот никогда не поймет настоящегоШемонаихинский район расположен в бассейне реки Убы, его территория занимает 3960 кв. км. Районный центр - город Шемонаиха. Сегодня численность населения около 53,5 тысяч человек, представители более 50 национальностей казахи, немцы, русские, татары, белорусы и украинцы долгие годы живут в мире и согласии на земле Шемонаихинского района.
Основали село Шсмонаевское, как прежде называли Шемонаиху, сибирские казаки в 1766 году, однако заселили его, в основном, русские староверы, некогда бежавшие в Польшу, а затем принудительно переселенные в Сибирь. Так появились на Алтае «польские» села, в том числе Шемонаиха. Одной из главных причин быстрого заселения края было бурное развитие горнорудного дела на Юго-Западном Алтае.
Как и прежде, село стоит на перекрестке столбовых дорог в Барнаул, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. А железная дорога Локоть - Семипалатинск - Алматы дала выход району не только в Западную Сибирь, но и в Среднюю Азию.

ШЕМОНАИХА
На перекрестке столбовых дорог
Живописна и разнообразна природа Шемонаихинского района. Земли района богаты черноземами. Здесь сосредоточены лучшие угодья Восточного Казахстана. Эти земли пригодны для возделывания многих ценных сельскохозяйственных культур, для выращивания твердых сортов пшеницы. В лесостепной зоне в изобилии произрастают черемуха, смородина, боярышник, калина, шиповник. Обитают около 30 видов млекопитающих и почти 200 видов птиц.
Любят Шемонаихинцы свой край, берегут его. И он сторицей вознаграждает их жарким солнцем и теплой водой реки Убы, ее песчаным и каменистым дном, тихими излучинами. Украшение и гордость района - Уба, до сих пор чистая и богатая рыбой. В светлых водах её плещутся осторожный хариус и красавец таймень. Спокойна и полноводна Уба, ее заливные луга, горы, величественно застывшие тополя и березы, уходящие своими вершинами в голубое бескрайнее небо, эпическая степь, необъятная ширь казахстанских просторов, и кажется, что сама природа породила похожих на себя людей, неторопливых и широких душой, приветливых и по-степному гостеприимных. Эта природная красота не раз вдохновляла писателей и поэтов. «Светлихой», «Громотухой» называют реку в своих произведениях писатель-земляк Анатолий Иванов в романах «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». Убе посвящаются поэтические строки местных поэтов, бардов.
Путешественник, турист, оказавшись в этих местах, будут ловить объективом мгновенья вечности и красоты.
Художник и мечтатель увидят в далях, укутанных туманом и дымкой, палитру самых разных цветов и оттенков.
Всякий человек который хоть раз побывает в этом краю, обязательно ощутит восторг перед красотой и поэтичностью земли Шемонаихинской и навсегда проникнется любовью к ней.

ЛЕТОПИСИ ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА
Строилось село Шемонаиха вдоль реки Уба, а также по берегам речек Шемонаихи и Березовки. Центральной была улица Большая (теперь Советская) На этой улице когда-то стояло бревенчатое здание волостного правления, теперь в нем располагается краеведческий музей. Сохранились в Шемонаихе и некоторые бывшие купеческие лавки. На другом берегу реки Уба находились кожевенные заводы, которые намеренно удаляли от села из-за неприятного запаха. Через Убу, на том месте, где сейчас высится мост, когда-то курсировал паром. Согласно переписи 1897 года, Александровская волость Томской губернии Змееногорского уезда была самой многонаселенной в крае, в ней проживало 26414 человек.
В Шемонаихе раньше, чем в других селах, появились школа, больница, почта, а шемонаихинские крестьянки были законодательницами моды во всей округе.
В 1912 году на речке Шемонаихе была построена Воскресенская паровая мельница, которая проработала вплоть до 1978 года Кроме нее в крае было много водяных мельниц (мутовок), владельцами которых были, как правило, старожилы Агафоновы, Борисовы, Фирсовы, Худяковы, Емельяновы, Сидоровы. Не одно столетие держалась на них Шемонаиха.
Целой главой вошли в летопись нашей земли выдающиеся писатели и поэты, художники, которые жили и работали здесь Многие мастера отечественной литературы и искусства прославили этот край в своих произведениях.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЗЕМЛЯКИ
Георгий Дмитриевич Гребенщиков (1882-1964) в начале XX века считался одним из лучших беллетристов. В 1920 году Г.Д. Гребенщиков эмигрировал и до конца жизни проживал в Америке, где основал поселение, которое назвали Чураевкой. Несмотря на оторванность от родных мест, Гребенщиков оставался горячим патриотом своей родины, присылал сюда свои книги и даже деньги не благоустройство родника в деревне Каменевке близ Шемонаихи, откуда был родом. Почетный гражданин Шемонаихи Анатолий Степанович Иванов родился в 1928 году. По его произведениям «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» созданы популярные киносериалы. Благодаря Анатолию Иванову мир узнал про Марьин утес, расположенный на въезде в Шемонаиху.
ИСТОРИЯ И ШКОЛЫ
Ряд школ носят имена знаменитых земляков: в Выдрихе – Анатолия Иванова, Усть-Таловке – Ивана Астафьева, Камышинке – Тимофея Вербицкого, Рассыпном – Серикказы Бекбосунова, Убинке – Федора Сафонова. В 15 школах района работают музеи. Наиболее богатые экспозиции созданы в Рулихинской, Сугатовской, Пругеровской школах, а также в школах имени Иванова и Карбышева.
Шемонаихинский историко-краеведческий музей является одним из основных центров культурной жизни района. В течение многих лет он признается лучшим районным музеем в области. Ежегодно здесь проходят около 200 различных мероприятий, в том числе выставки произведений местных художников Александра Попова, Бориса Морозова, Николая и Юрия Шущакова, а также юных воспитанников художественных студий «Ласточка» и «Радуга». В музее собраны более 12 тысяч экспонатов. По инициативе корреспондента Марии Абзалимовой каждый год в мае в Шемонаихе проходят Гребенщиковские чтения.
Популярна в районе Шемонаихинская школа искусств, имеющая филиалы в поселках Усть-Таловка и Железнодорожный, а также в селе Выдриха. В школе работают классы фортепиано, изобразительного искусства, народное и вокально-хоровое отделения.
Во всех крупных селах сохранились дома культуры и библиотеки. В каждой средней школе есть свой музей.

Нам повезло на хороших людей. В детском саду «Эдельвейс» состоялась первая встреча, первое выступление. И хоть не так долго мы были в Шемонаихе (как того требовала душа), но ощутили тепло человеческих душ, а ребята успели даже найти друзей.
А вот что написала в своем дневнике Маша ТЕТЕРИНА о посещении музея: У нас была очень добродушная женщина-экскурсовод – Рудакова Наталья Юрьевна. Она рассказывала нам интересные вещи о городе, о своем поселении, о людях-знаменитостях этого замечательного города Шемонаиха. Она рассказала, что в этом году поселению исполняется 240 лет.

В МИРЕ СОГЛАСИЯ
Самым главным и незаменимым достоянием района считают самих шемонаихинцев. Это прекрасный и трудолюбивый народ.
Вместе мы сделаем так, чтобы в селах возрождались детские сады, строились и реконструировались школы, появилось качественное водоснабжение. Будем асфальтировать дороги, восстанавливать ночное освещение населенных пунктов. Мы радуемся тому, что в районе проживают старожилы, добром встречаем новоселов. Хорошо, что наш благодатный край собрал в единую семью представителей более 50 национальностей. Все мы живем в мире и согласии.
Г. АКУЛОВ,
Аким Шемонаихинского района


Мне нравится все!
Я учитель географии Староалейской средней школы №1.
Каждый день я благодарю судьбу за то, что она позволила мне оказаться в нашей общей международной экспедиции, потому что я учитель географии и для меня очень важен сам Алтай, Алтайские горы и та красота, которая есть в Казахстане. Мне нравится все. Нравятся ребята, люди, с которыми мы познакомились. Я думаю, что они теперь будут моими друзьями. Мне нравится наше общение друг с другом, мне нравится тот климат, атмосфера, когда сами ребята могут руководить экспедицией. Я думаю, что это огромный опыт в жизни, неважно, кем будет ребенок: бизнесменом, учителем, врачом, юристом, самое главное у него будет организаторский опыт. Это очень важно.
Наши районные экспедиции, которые с 2001 года мы проводим, маленькие. Не по составу маленькие, а по продолжительности: 5-7 дней. Эта экспедиция позволила нам все ближе быть друг с другом, поэтому это огромный опыт.
Ольга Ивановна МЕРКУЛОВА,
один из руководителей экспедиции


пообщались и подружились
...Я удивилась, когда узнала, что Анатолий Иванович Иванов, автор романов «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», родился в Шемонаихе.
Еще очень хорошо запомнился зал природы. Там представлены чучела животных, проживающих на территории Шемонаихинского района.
После музея мы ходили в кафе, где вкусно поели.
На ночь мы останавливались возле экологического лагеря «Эдельвейс». Там оказались весьма дружелюбные ребята, с которыми мы хорошо пообщались и даже успели подружиться.
Из дневника Маши ЗАМЯТИНОЙ

Усть-Каменогорск
Время все дальше отодвигает от нас прошлое. Человеческая память небезгранична и не может удержать в себе всей информации. Вернуться в прошлое и прикоснуться к нему поможет музей под открытым небом и его составная часть – русская деревня. Здесь показаны разные типы жилых домов, хозяйственных надворных построек, изгороди. Интерьеры домов и хозяйственных построек знакомят с бытом русских нашего края конца XIX – середины XX вв.

24-25 страница. Кто не знает своего прошлого, тот никогда не поймет настоящегоБЫТ И НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА РУССКИХ НА ЮГО-ЗАПАДНОМ АЛТАЕ
Чтобы быстрее обустроиться на новых местах, первые поселенцы строили небольшие дома, так называемые избы, включающие в себя одну комнату и сени под тесовой двухскатной крышей, на самцах (фронтоны чердаков выкладывались из сужающихся кверху бревен). Позже появились дома-связи, в которых две комнаты соединены (связаны) сенями. Более зажиточные хозяева строили крестовые связи, где сени соединяли по две комнаты с обеих сторон. Строили также дома-пятистенки, в которых две комнаты разделялись рубленой стеной (пятая стена), и крестовые дома, где было четыре комнаты и разделительные стены находились друг к другу крест-накрест.
Усадьбы зажиточных хозяев обносились бревенчатым заплотом с большими тесовыми воротами и калиткой. Хозяева победнее огораживали свои усадьбы жердяным пряслом, плетнем или частоколом.
Интерьеры домов просты и удобны: печи, вырубленные лавки и полати, шкафы, столы и табуреты ручной работы. Наряду с глиняной, деревянной и берестяной посудой широко бытовала фарфоровая, фаянсовая, стеклянная и металлическая – сказывалось развитие торговли и зажиточность населения.
Дома изнутри зачастую окрашивались или расписывались масляными красками, снаружи украшались резными ставнями и карнизами. Резные узоры также встречались на калитках, воротах, навершиях.
Об этом нам рассказали на экскурсии по музею

УСАДЬБА НЕБОГАТОГО КРЕСТЬЯНИНА
Здесь жила семья небогатого крестьянина-старообрядца. Одна комната служила ему и кухней, и спальней, и местом для занятия домашним ремеслом. В «кути» (место перед печью) готовили еду: не «залавке» замешивали квашню и клали испеченный хлеб, на «грядке» (верхней полке) хранили «сельницу» с мукой, деревянные и берестяные туески с продуктами. Местом для сна были лавки, пол, печь и полати. На полати, кроме того, на день убиралась постель. Самым почетным местом в избе считался «красный угол» - передний угол избы напротив входной двери. В этот угол садили почетных гостей, здесь же была полка для икон – «божница».
В зимнее время в избе хозяева занимались ремеслом: выделывали кожу, шили обувь и рукавицы, и выполняли другую работу.
В кладовке (чулане) размещался деревянный ящик с мукой – «фурман», а также хранились различные бытовые предметы.
На подворье каждого хозяина стоял амбар, в котором хранили зерно, хозяйственные инструменты, объемную посуду.
У некоторых хозяев в усадьбе размещалась небольшая пасека, состоящая из одного-двух десятков ульев.
Усадьбы небогатых хозяев были обнесены простой изгородью: плетнем или «пряслом» - редким заплотом с жердяными воротами.
УСАДЬБА ЗАЖИТОЧНОГО КРЕСТЬЯНИНА – МАРАЛОВОДА
Для взрослых детей – зачастую строили дома рядом с родительским домом. Примером этому может служить усадьба зажиточного крестьянина – мараловода с жилым домом, по планировке представляющим «крестовую связь». «Крестовая связь» состоит из четырех комнат, связанных сенями. Из четырех комнат три были жилые, а четвертая служила кладовкой. Одна из комнат – «прихожка». В ней жили старшие члены семьи, а также стоял сундук с девичьим приданым, швейная машинка и другое. Во второй комнате – избе – готовили и принимали пищу, а также пряли, ткали, выполняли другую домашнюю работу. Особым убранством отличалась горница. Здесь было развешано много красочных полотенец, пол был застелен половиками. Горница предназначалась для проживания молодых, здесь же проводились праздники, семейные торжества. В горнице старообрядческая семья собиралась на молитву, поэтому и божница здесь отличалась особым убранством.
В большой кладовке помимо хранения предметов крестьянского быта в летнее время спала молодежь, вернувшись с гулянки. Сени, проходя через весь дом, имели выход на балкон. Балкон был редкостью и подчеркивал зажиточность хозяев.
На подворье зажиточного крестьянина разнообразие хозяйственных построек: пятистенный амбар с «предамбарьем», «погребница», курятник, верстак, а также сельскохозяйственная техника (конные плуги, грабли, сенокосилка). Усадьба обнесена заплотом с большими воротами и калиткой.
ТОРГОВАЯ ЛАВКА
Центр деревни всегда был бойким местом. Здесь обычно располагалась торговая лавка, где продавались товары, привезенные из промышленных районов и с оптовых ярмарок.
Кроме торговой комнаты с прилавком, полками и витринами лавка включает подсобку для хранения товаров и комнату приказчика. Лавка была и местом общения жителей деревни. Здесь обсуждались новости и решались насущные проблемы.
ГОРОДСКОЙ ДОМ
Интерьер в городском доме представляет быт городского жителя середины XX века. В это время уже использовались электрические приборы, телефон, хотя нередко отсутствовали бытовые удобства: водопровод, центральное отопление. Для обогрева дома служили «русская» печь и печь-»голландка». Первая комната дома – кухня, вторая – зал, третья – детская и четвертая – спальня. Интерьер горожанина середины XX века наполнен покупными предметами быта, посудой, мебелью, рядом с которыми предметы домашнего изготовления и рукоделия. Убранство дома подчеркивает культурный уровень обитателей дома.
ДОМ КАЗАКА
Казаки были одними из первых поселенцев нашего края. Ими основаны станицы и поселки. Занятия военной службой наложило отпечаток на бытовой уклад семьи: перед домом устроена бревенчатая коновязь, в сенях – казачье походное снаряжение, в жилых комнатах на почетных местах – ружье, портрет царя, грамоты и награды за службу, трофейные предметы домашнего обихода.
Самобытная материальная и духовная культура народа складывалась многими десятилетиями. Определенный жизненный уклад, традиции передавались от поколения к поколению. Чтобы время не стерло в нашей памяти накопленное духовное богатство, необходимо сберечь и сохранить культурное наследие.

Городские акции
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ
Из того, что мы видели в пути, интересно все. Без исключения. Но нельзя объять необъятное. Поэтому сегодня мы показываем маленький «краешек» увиденного: музей под открытым небом и даем информацию из экологической газете ВКО «Зеленый лист». А обо всем другом, о планах и сотрудничестве – в следующих номерах, когда придет время анализа.

Экомарафон – 2006
14 апреля 2006 года в городе Усть-Каменогорске состоялась акция под названием «Экологически чистый город».
Акция проводилась при поддержке: Департамента природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, совместно с Акиматом г. Усть-Каменогорска и ВКО территориального управления охраны окружающей среды.
В акции принимали участие школьники и студенты нашего города, а также представители национального культурного центра Дома Дружбы народов.
Ребята Молодежного Центра «Кругозор» обратились к Акиму города Усть-Каменогорска и всем жителям областного центра от имени молодежи города с Обращением.
Возле Дома Дружбы народов ВКО состоялось открытие акции «Экологически чистый город». Студенческая молодежь, представители колледжей, ПШ и школ города откликнулись на призыв и обращение педагогического отряда «ВЕГА» Дома Дружбы народов и после краткого приветствия заместителя Акима г.Усть-Каменогорска Кудинова Ю.А., представителя ВКО территориального управления окружающей среды Сергеевой Н.В., которая отметила добрую традицию последних лет начинать большое и важное дело оздоровления окружающей среды здесь, у Дома Дружбы. Студенты под обращением собрали подписи для передачи Обращения Акиму г.Усть-Каменогорска Быстрову A.M. с цепью получения поддержки молодежной инициативы, развития программ оздоровления окружающей среды и экологической культуры молодежи и населения областного центра. Подпись жителей города означает поддержку и одобрение молодежных инициатив.
Участники Молодежного Центра «Кругозор» и пришедшие на открытие разделились на группы и приняли участие в очистке общественных территорий города. С лопатами, граблями, вениками студенты и школьники очищали дворы, лужайки и парки города. В этот день на улицах города раздавались листовки, которые призывали граждан и гостей города к порядку.
По инициативе молодежи на остановки был организован и направлен «экологический десант» для морального воздействия на нарушителей экологических правил.
ОЛЬГА РАЙХЕЛЬ,
студентка
«Зеленый лист» №4 (25)


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©