Школа Экожурналистики Результатом работы Школы экологической журналистики в Тогульском районе стала газета «Тогульская командировка», все материалы которой собраны и оформлены юными корреспондентами. Стоит отметить, что для многих из них это был первый опыт в журналистике, лишь некоторые уже отправляли свои заметки в районные и школьные газеты. Однако результаты работы видны – для всех участников группы этот первый шаг в журналистику оказался удачным и интересным.
Первым делом – за учебу Этно-экологическая экспедиция «Мая малая родина» - не детский лагерь отдыха. Сюда ребята приезжают учиться и вести свои первые научные исследования. Сегодня мы рассказываем вам, чем именно они занимались все эти дни. Конечно, находилось время на походы на речку, посиделки у костра и отдых на природе, но большую часть дня у ребят занимала учеба и выполнение практических заданий.
Чтобы узнать, чем занимались гидробиологи, мы обратились к Ольге Николаевне Жуковой. И вот что она рассказала читателям «Тогульской командировки»: - Цель наших занятий заключается в том, чтобы определить качество воды в реке Чумыш и проверить, влияет ли село Титово на ее состояние. Определять это ребята будут методом биоиндикации с помощью зообентоса. Это группа организмов, характеризующихся связью с дном водных объектов как с субстратом, на котором организмы проводят всю свою жизнью. В нашем случае это организмы, которые обитают на дне водоема. На одном из занятий мы с ребятами собирали пробы зообентоса в реке Чумыш выше села Титово. Наблюдая, какие его виды ниже по течению реки исчезли или сохранились, и можно судить о том, загрязняет ли село реку или нет. Некоторые виды могут жить только в чистых водоемах, например, ручейники и паденки. Если их нет, значит, присутствует какой-либо уровень загрязнения воды. Затем мы будем определять пробы, взятые за последние несколько дней – «распознавать» в них донных животных до семейства и вида. - Ольга Николаевна, почему вы выбрали именно эту профессию? - Все получилось случайно. По образованию я биолог, но уже два года преподаю в Алтайском государственном аграрном университете. Просто во время распределения преподаватель, у которого я хотела заниматься, не набирал группу, и я пошла, как говорится, куда глаза глядят. Прошло несколько лет, и время показало, что это был правильный шаг, ведь определенные результаты в моей работе есть. Меня пригласили в аспирантуру института водных и экологических проблем. Мне нравится моя работа – всегда на свежем воздухе, с новыми людьми. Я побывала в разных местах, и не только в Алтайском крае, были и экспедиции за границу. - Ольга Николаевна, каковы ваши планы на будущее? - В ближайших планах – защита докторской диссертации на тему «Зообентос разнотипных озер юго-западной Сибири от реки Иртыш до реки Обь». А еще мне нравится заниматься со школьниками. Работать с ними веселее, чем со студентами. Я рада, что оказалась здесь. Мне интересно в этой экспедиции. Надеюсь, большинство ребят, приехавших сюда, сумеют многого добиться в жизни и связать свою взрослую жизнь с экологией.
Интервью взяла Лена ЩЕРБИНИНА
Есть такая профессия – наблюдать за погодой Юные журналисты-экологи побывали на Тогульской метеостанции, где им рассказали о работе метеорологов. 14 июля группа журналистов-экологов краевой детской этно-экологической экспедиции выехала на Тогульскую метеостанцию. Знакомство именно с этим объектом казалось им особенно актуальным – участники экспедиции не знали, каких капризов ожидать от погоды. В эти дни то лил дождь, то вдруг выглядывало палящее солнце, то ласточки кружились прямо над землей, то закаты окрашивались в багровые тона. В лагере «Дружба» спорили, что бы это все значило? Поэтому и решили обратиться к науке. А кто знает о погоде больше, чем те люди, которые посвятили свою жизнь за наблюдением за ней? Вот мы и решили познакомиться с метеорологами, тем более, что в Тогуле сохранилась метеостанция. Ребят встретила начальник станции Татьяна Павловна Аксенова. Она немного разочаровала своих гостей, сказав, что прогнозов погоды здесь не делают. Специалисты метеостанции лишь наблюдают за различными погодными явлениями и передают эти данные в гидрометеорологические центры Барнаула и Новосибирска. Там информацию обрабатывают и составляют прогнозы погоды. - Наша метеостанция – одна из старейших в Сибири, - рассказывает Татьяна Павловна. – Она начала работать еще в 1912 году. Уже тогда люди поняли, насколько важно вести наблюдения за погодой. Правда, через год или два станция закрылась и возобновила свою работу только в 1920 году. С тех пор наши метеорологи ведут наблюдения круглосуточно. На метеостанции наблюдают за такими погодными явлениями, как сила и направление ветра, облачность, количество осадков, проводят измерение температуры воздуха и влажности почвы. Работает и водомерный пост, где отслеживают уровень воды. Во время паводка его измеряю несколько раз в сутки. Ребятам показали термометры для измерения температуры почвы. Приборы были перемотаны лентой от старого катушечного магнитофона. - Когда термометры освещает солнце, они блестят, - объяснила эту странность Татьяна Павловна. – Тогда на наш участок прилетают вороны и уносят приборы. А эту ленту они почему-то боятся. На станции пользуются старым оборудованием. Некоторые приборы были сделаны в 30-х годах прошлого века. Но они до сих пор исправно работают и дают точные показания. Татьяна Павловна считает, что это оборудование точнее и надежнее современного. Специалисты метеостанции никогда не сидят без дела. Они следят за погодой и днем, и ночью. Каждые три часа подходят к приборам, чтобы снять показания. Даже непогода им не помеха – в дождь, вьюгу, в грозу они выходят из здания и направляются к участку, где стоят приборы. И пусть этот путь длиной всего нисколько метров, зимой его иногда приходится преодолевать… на лыжах. Правда, сейчас на площадке установлены датчики, которые позволяют отслеживать показания приборов, не выходя из помещения. Но сотрудники метеостанции не полагаются целиком на современную технику и отправляются на площадку, чтобы проверить их показания. Даже когда в селе отключают свет, работники метеостанции передают полученые данные в гидрометеоцентры Барнаула и Новосибирска. Иногда приходится делать это по мобильному телефону. Наблюдения за погодой очень важны, особенно сейчас, когда происходит изменение климата и старинные приметы, по которым определяли погоду наши предки, уже не работают. Чтобы ученые смогли изучить изменения климата, очень важно следить за погодными явлениями и при этом не упустить никакой детали. Поэтому метеорологи вновь и вновь идут к своим приборам и передают их показания 12 месяцев в году, 24 часа в сутки.
Елизавета БАРДАСЬ
Школа экологической журналистики в Тогульском районе С 10 по 15 июля в Тогульском районе в рамках экспедиции «Моя малая родина», организованной Алтайским краевым детским экологическим центром состоялись занятия очно-заочной школы экологической журналистики. Проводила их корреспондент газеты «Природа Алтая» Елена Панфило. За пять дней занятий группа из девяти школьниц Алтайского края ознакомилась с кратким курсом журналистики и отработала полученные знания на практике. На первом занятии состоялось знакомство юных корреспондентов с профессией журналиста. Они узнали, какими качествами должен обладать журналист, затем рассмотрели особенности газетной журналистики, изучили основные признаки и особенности ее жанров и на примере газеты «Природа Алтая» закрепили эти знания. Юные журналисты-экологи научились отличать заметку от репортажа, интервью от опроса. А потом и сами попробовали написать материалы в различных жанрах: заметка, интервью, опрос, репортаж. Юные корреспонденты побывали и в настоящих командировках – в черневой тайге на территории Тогульского заказника. В этом путешествии проводником группы журналистов был Г. Муравьев. Общение с ним было построено в форме пресс-конференции: сначала Геннадий Петрович рассказал об уникальной природе черневой тайги и проблемах, связанных с ее охраной, а участники пресс-конференции по очереди задавали вопросы. Затем Геннадий Петрович провел экскурсию по тайге. Следующей командировкой стало посещение метеостанции в селе Тогул. Юным журналистам наглядно рассказали, какие наблюдения за погодой проводятся на станции, объяснили, зачем нужны эти данные, и насколько они важны в изучении глобального изменения климата. Обычно занятия строились в виде планерки в редакции. В течение часа проводилась теоретическая часть, затем отработка полученных знаний на практике и выполнение заданий редактора. Перед группой юных журналистов была поставлена задача – выпустить газету о работе всех секций экспедиции. Поэтому «рабочий день» юнкорров был ненормированным – когда их сверстники возвращались с занятий, журналисты приступали к практической работе: опрашивали их, брали интервью, писали заметки об их работе. Однако никто не жаловался, напротив, юные журналисты-экологи демонстрировали неподдельный интерес к профессии и к работе. Безусловно, не у всех все получалось одинаково удачно. Ошибки, неточности и неудачи обсуждались и подробно разбирались на ежедневных планерках, а также в индивидуальном порядке.
Елена ПАНФИЛО |