Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9 (сентябрь) 2015 год


А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (237) 2015 год / 26-27 страница



Эксклюзив для «Природы Алтая»
Шукшин – ваш алтайский герой. У нас в Москве на ВВЦ прошла презентация книги Алексея Варламова, и. о. ректора Литинститута им. А.М. Горького, доктора филологических наук, «Шукшин» на стенде «Молодой гвардии» на 28-й Международной книжной выставке-ярмарке на ВДНХ. Знаю о вашем проекте «Алтай литературный» и думаю, что это будет интересно читателям «Природы Алтая». Снимки сделаны мной, а фото Дона и станицы Вёшенской, где произошла историческая встреча Шукшина и Шолохова, во время которой ваш земляк решал, кто же он – «киношник» или писатель, любезно предоставлено писателем Олегом Трушиным.

А. ЛАСПИ


Алексей Варламов: «Шукшин был абсолютно невозможный человек»

2 октября 1974 года ушёл из жизни Василий Шукшин: русский писатель или... «киношник»?

ВДНХ. Презентация. Алексей Варламов справа Дон – ВёшенскаяАлексей Варламов, доктор филологических наук, и. о. ректора Литинститута им. А.М. Горького, рассказал о своей новой книге «Шукшин», (серия «ЖЗЛ»).

Откровенно говоря…
– Откровенно говоря, я не хотел писать книгу о Шукшине. Но меня «соблазнили». Я для себя решил, что нельзя писать книги про людей, которые жили недавно. Масштаб личности становится ясен не сразу: «большое видится на расстоянии». Биографии, написанные мною раньше – Пришвина, Грина, Платонова, Булгакова, – это биографии людей начала XX века. Шукшин же родился в 1929 году, а умер в 1974 году, он ушёл из жизни всего в 45 лет, а ведь мог бы и сейчас находиться среди нас, ему было бы 86. И для меня в фигуре Шукшина была какая-то временна’я граница, которую нельзя переходить. Тем не менее я эту границу перешёл, а уж что из этого получилось, – судить читателю. Прожив короткую, но яркую жизнь, Шукшин сумел стать в русской литературе XX века значимой фигурой. Работая над книгой, я разговаривал с людьми, которые лично знали Василия Макаровича, но не контактировал с его близкими родственниками. Изначально книга замышлялась для «Малой серии ЖЗЛ», и поэтому написана не как большая литературоведческая монография, а как маленькие «видеоклипы» или «рассказы о Шукшине»: Шукшин и «толстые журналы», Шукшин и женщины, Шукшин и власть.

Шукшин и Твардовский:
союз по расчёту

Сюжет «Шукшин и «толстые журналы» заслуживает комментария. Переход из журнала «Октябрь» в «Новый мир» в 60-е годы XX века – это невозможное. Шукшин сделал это как абсолютно невозможный человек, совершающий невозможные поступки. Вообще, инициатором этого перехода был замечательный русский прозаик Виктор Некрасов, автор романа об окопах Сталинграда.
Шукшин и Некрасов симпатизировали друг другу, они встречались, общались, и однажды актёр Шукшин признался, что пишет прозу. Некрасов удивился, что тот печатается в «Октябре».
Фактически Некрасов и «пропихнул» Шукшина в «Новый мир». Однако в полной мере стать автором «Нового мира» тому не удалось. Вообще, Шукшин никогда не был автором одного журнала. Он всегда был сам по себе, что для корпоративной журнальной культуры делало его чрезвычайно неудобным человеком.
Отношения Василия Шукшина и редактора «Нового мира» Александра Твардовского складывались тяжело. Казалось бы, они должны были друг другу ужасно понравиться. Вот тебе мужик смоленский, вот тебе мужик алтайский. У Твардовского семья репрессирована в годы коллективизации, у Шукшина отец по той же статье расстрелян. Казалось бы, должны сойтись. Но что-то не срослось. Видимо, при внешне схожем юношеском опыте глобальные ценности оказались разными.
Изучая дневники Александра Твардовского и его рабочие тетради, мы понимаем, что места Шукшину в душе Твардовского не нашлось. Он никогда не называл в своих дневниках фамилию Шукшина, хотя Василий Макарович много раз печатался в «Новом мире». Наиболее замечательные рассказы публиковались с 1962 по 1972 годы именно в «Новом мире». Складывается ощущение, что Твардовский вообще не читал Шукшина и тот печатался в «Новом мире» как-то сам по себе. Парадокс!
Твардовский, как гениальный редактор, ставил интересы журнала всегда выше интересов авторов. Он обожествлял «Новый мир» как явление. Но Шукшин был яркий индивидуалист. Он не представлял себе, что интересы журнала выше его собственных. Александр Трифонович, как человек, наделённый профессиональной интуицией, почувствовал в Шукшине человека независимого и дистанцировался от него.
Мемуары свидетельствуют, что Шукшин использовал журнал «Новый мир» как выход к читателю. Но когда он приходил в редакцию, то это были не его «родные стены», а лишь то место, где его печатали. И Твардовский никогда не называл Шукшина в числе лучших авторов, не звал на редакционные события. Это был даже не вынужденный симбиоз, а объективно сложившееся сотрудничество яркого писателя с сильным журналом ради читательской аудитории. Здесь не было брака по любви, а лишь союз по расчёту. И такой союз легко предполагал развод и измену.
Шукшин легко изменял «Новому миру» – он печатался в журнале «Москва», «Литературной газете», «Литературной России», «Сибирских огнях». В контексте того времени это была «измена». У каждого журнала существовала своя аудитория и читательская «ниша». Советский литературный журнал в 60-е годы XX века был подобен политической партии. Автор одного журнала не мог быть автором другого журнала.
Но Василий Шукшин хотел выйти к массовому читателю, самому разному. Так, как киноактёр выходит к массовому зрителю, он нарушал журнально-корпоративную этику, но видел в этом свою правоту, рассуждая о литературе с «киношной» точки зрения.

Драматичная триада:
Шукшин – Шолохов– Солженицын

Интересно проанализировать дружбу Шукшина с современниками. Друзей у него среди писателей было немного. Самый близкий друг-писатель – Василий Белов. Их переписка – пример бесконечно человеческой и мужской дружбы.
Именно Белов агитировал Шукшина перейти из кино в литературу. А Шукшин агитировал Белова переехать из Вологды в Москву. Эту дружбу они пронесли сквозь всю жизнь.
Но ещё любопытнее чрезвычайно сложная психологическая драма «ШукшинШолоховСолженицын».
Шолохов и Солженицын – во многом антиподы, даже антагонисты. Михаил Александровича пытался отнять у Александра Исаевича перо. Как технически собирался Шолохов осуществить проект запрета публикаций Солженицына – не очень понятно. Но его письма в Союз писателей с такой идеей были.
В свою очередь Александр Солженицын обвинял Михаила Шолохова в том, что тот – плагиатор. Солженицын поддерживал версию о том, что Шолохов не является автором гениального романа «Тихий Дон». Эти писатели придерживались диаметрально разных идеологических установок.
И тут Шукшин оказался между двумя огнями. Он высоко ценил Солженицына, а тот положительно отзывался о Шукшине. Их, несомненно, сближало отношение к власти.
Шукшин был сыном расстрелянного русского мужика, а семья Солженицына была разорена в годы революции и гражданской войны. Поэтому понятно, что когда появилась повесть «Один день Ивана Денисовича», то эта работа чрезвычайно Шукшину понравилась. В мемуарах есть очень добрые высказывания Шукшина в адрес Солженицына и довольно тёплые высказывания Солженицына о Шукшине (этот материал любезно предоставлен для книги «Шукшин» вдовой Александра Исаевича).
С другой стороны, Шукшин прислушивался к мнению Шолохова. Уже в конце своей короткой жизни, когда Василий Макарович снимался в роли Петра Лопахина в фильме «Они сражались за Родину» по роману Михаила Александровича, произошла очень интересная встреча Шукшина с «врагом Солженицына». Эта встреча состоялась в июне 1974 года на Дону, в станице Вёшенская. Общение с Шолоховым произвело на Шукшина невероятно сильное впечатление.
Это был тот самый 1974 год, когда конфликт между Шолоховым и Солженицыным уже перешёл в открытую войну. Последнего только что выпихнули из Союза, и он опубликовал «Архипелаг ГУЛАГ» на Западе. И Шолохов всячески поддерживал публикации в прессе о том, что «Солженицын – враг народа».
И вот в этот момент Шукшина знакомят с Шолоховым. Их общение чрезвычайно важно. Они беседуют о роли кинематографа и литературы в общекультурном масштабе. Шолохов подводит Шукшина к мысли о том, чтобы тот полностью ушёл в литературу из кинематографа. И Василию Макаровичу приходится решать для себя, кто же он по своей сути – писатель, актёр или режиссёр?
В душе Шукшина происходил нешуточный конфликт. Актёрство – профессия зависимая. Выступать игрушкой в режиссёрских руках претило натуре выходца с Алтая. Литература давала больше свободы, независимость от рабочего коллектива и начальства. И этим литература Шукшина манила. И всё же актёрство – первая слава и первые деньги оказалось для Василия Макаровича притягательнее. Думаю, что искусство режиссуры он ставил выше, чем художественную прозу.
Многие знакомые Шукшина, прежде всего, его друг Василий Белов и писатель Михаил Шолохов, говорили Василию Макаровичу, что нельзя сидеть в трёх санях, надо выбирать что-то одно. Как прозаики, они его уговаривали выбрать литературу.
Но лично я думаю, что в системе ценностей Шукшина кино оказалось выше, чем литература. Многие критики утверждают обратное, стремятся увидеть в Шукшине писателя. Но лично я вижу в нём прежде всего «киношника». И вот почему.
Для каждого творческого человека искусство – это яд и соблазн, это сладкая отрава. А те соблазны и награды, что даёт кино, – весомее тех, что даёт литература. В кино награды и ярче, и ощутимее. По крайней мере, на текущий, настоящий момент. В вечности же, напротив, значимее оказывается литература.
Когда Шукшин встретился на Дону с Михаилом Шолоховым на съёмках фильма «Они сражались за Родину», то Василий Макарович этот парадокс искусства отчётливо понял. Именно поэтому эта встреча так много для него самого значила.
В тот момент Шукшин понял, что роман «Тихий Дон» один, и будет ещё много режиссёров, которые экранизируют этот роман. Он понял, что будет много актёров, которые пойдут играть главных героев, а роман всё равно один. Единственный. Но это – в вечности. А в современности всё наоборот. Кино приносит громкую и масштабную славу и ярче литературы. Шукшин был очень честолюбивым человеком, и поэтому кино оказалось для него заманчивее, чем проза.
По большому счёту, в истории кино остались: «Живёт такой парень», «Печки-лавочки» и «Калина красная». Другие фильмы Шукшина – «Странные люди», «Ваш сын и брат» – уже выпали из общественного сознания, хотя и они – интересные работы.
Алексей ВарламовРусский бунт:
беспощадный, но не бессмысленный
Тема «Шукшин и эпоха» очень противоречива. Кто же такой он, сын расстрелянного крестьянина – похороненный на Новодевичьем кладбище? Шукшин был человеком, который открыто говорил: «ненавижу большевиков», но при этом был членом компартии Советского Союза. Как в нём это уживалось? Что это такое было? Игра, лицемерие, тонкий расчёт?
И вот ещё. Как уживалась в Шукшине способность любить одновременно нескольких женщин? Общеизвестно, что за свою короткую жизнь Шукшин был женат трижды. Каждый раз женился на перспективных в карьерном плане женщинах. В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. Дочь Катерина родилась после ухода Шукшина из этой семьи.
Уже в 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Чащиной, и хотя пребывал с ней официально в браке до 1967 года, в том же 1964 году познакомился с 25-летней актрисой Лидией Федосеевой. Поддерживал отношения с обеими женщинами, в конце концов остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери.
Как подобное отношение к женщинам характеризует Шукшина? Знание подобных биографических нюансов даёт пищу для размышлений.
О романе Шукшина о Степане Разине. Чем обусловлен его интерес к этой исторической фигуре? Полагаю, что это «родовая травма» писателя. Он не мог простить советской власти убийство отца. Кроме того, Шукшину в разные периоды жизни приходилось от своего отца фактически отрекаться. Когда он начал делать карьеру – вступил в партию, поступил во ВГИК, то вынужден был внешне находиться на стороне советской власти, хотя внутренне был с ней не согласен. Он не писал в документах, кто его настоящий отец.
Шукшин считал, что трагедия русского крестьянства – это его личная драма. Но конфликт деревенских мужиков и государственной власти был всегда. Любая власть, а не только советская, подчиняет себе народ. И Шукшин в этом конфликте всегда был на стороне народа. Василий Макарович по своей натуре был бунтарём. Со своим внутренним анархизмом он был врагом государства. Любого, а не только советского.
Степан Разин для Шукшина – это идеальный народный герой, который возглавил крестьянский бунт против власти и государства. Василий Белов вспоминает, что его друг очень хотел снять фильм о том, как заключённые поднимают бунт против лагерной охраны и совершают побег. Замысел этого фильма был продиктован тем, что Шукшин не мог смириться с расстрелом отца. Он пытался себе представить картину – вот его отец, сильный и независимый мужчина, стал в тюрьме «вождём» и поднял зэков на бунт и побег.
Но Шукшин понимал, что никакая цензура не даст ему такой фильм снять. И сценарий фильма о Степане Разине стал для него своеобразной метафорой. Русский бунт он трактовал не по Пушкину. Помните, «русский бунт бессмысленный и беспощадный»? Шукшин мог согласиться с тем, что крестьянский бунт является беспощадным. Но этот бунт не был для него бессмысленным. Напротив – был священным.
Степан Разин в сценарии фильма – жестокий и кровавый человек. Но Шукшин оправдывает эту кровь и жестокость, видя в русском крестьянском бунте глубокий смысл. Когда он представил об этом сценарий в Госкино, ему иронично сказали: «Что, русский бунт хочешь снять?» Чиновники увидели, что Шукшин – это бунтарь и чрезвычайно опасный человек.
Если бы я писал роман о Шукшине, то в этом романе его, конечно же, убили бы. Он был опасен для государственной машины. Куда опаснее для власти, чем диссиденты, которые хотели «прав человека» и прочую абстракцию. Он был анархистом по своей сути и при этом любимцем народа. Если бы я писал роман о человеке с характером Шукшина, то героя романа обязательно бы убили. Но в документальной книге я не могу себе позволить хождение по разным непроверенным версиям на этот счёт.
И хотя смерть крестьянского бунтаря Шукшина была очень на руку власти, он оказался похоронен на Новодевичьем кладбище. Это парадокс. Многолюдные похороны закончились тем, что потом никто из его родственников не мог прийти на могилу. Новодевичье кладбище было режимным объектом. Очередной парадокс Шукшина! Человек, родившийся в алтайской деревне, бунтарь, похороненный на кладбище для советских политиков…

И он снял шедевр…
Вместо «Степана Разина» на экраны вышла «Калина красная», имевшая огромный успех у зрителя. Однако киноведы в ней находили множество изъянов. Если бы в этом фильме играл бы не сам Шукшин, то фильм наверняка «развалился» бы. Вообще, кинофильм – это результат работы многих разных людей. А Шукшин был индивидуалист. Конечно, кинематографическую кухню он знал превосходно. Но стремился всегда минимизировать рабочий коллектив кинофильма. Он это виртуозно делает в «Калине красной», выступая в роли режиссёра, актёра и сценариста. Это редкий пример, когда мы видим авторское кино «в чистом виде».
Говорят, что эта кинолента недостоверна, поскольку на зоне совершенно другие порядки. Но эти слова разбиваются в пух и прах, когда мы видим сам фильм. Вот уже сорок лет мы смотрим этот фильм, в котором Шукшин сумел попасть в наше сердце, задеть в нём тонкие душевные струны. Мне кажется, что «Калина красная» – это фильм о том, как человеку удалось сделать невозможное. Если бы не этот фильм, то не было бы безумной славы Шукшина, и его сегодняшнего культа.
«Калина красная» появилась совершенно случайно. Шукшин мечтал снять фильм о Степане Разине, но в Госкино ему сказали: «Вначале сними фильм на социально значимую тему». И он стал снимать «Калину красную». Всего за девять месяцев и с минимальным бюджетом, хотя на предыдущие картины ему давали по два года и совсем другие деньги. А здесь ему дали мало денег и мало времени.
И он снял шедевр.

Это произошло против всех правил! Такое в искусстве случается раз в несколько десятилетий! Совершенно уникальный случай. Но именно он произошёл с Шукшиным, поскольку сам Василий Шукшин был абсолютно невероятный, невозможный человек.

Материал подготовлен нашим собкором в Москве А. ЛАСПИ


Россия. «Новая детская книга»
Стали известны имена победителей VI ежегодного конкурса «Новая детская книга». В номинации «Детские стихи и сказки» первое место заняла Анна Никольская из Барнаула. На конкурсе она представила произведение «Марта и фантастический дирижабль».
Отметим, что конкурс с 2009 года проводит крупнейшее российское издательство детской литературы «Росмэн». В этом году писатели и художники из 899 городов 41 страны мира прислали на конкурс 5 тысяч 327 заявок! Победителей определяют в номинациях «Мир фэнтези», «Новая детская иллюстрация» и «Детские стихи и сказки». В каждой номинации свои тройки лидеров формируют члены жюри, читатели, компании - партнёры конкурса. Анну Никольскую признало лучшей жюри «Новой детской книги». В него входили Андрей Максимов, Анастасия Архипова, Виктория Фомина, Марина Москвина, Алексей Копейкин, Екатерина Пташкина и Елена Смирнова.
Отметим, что согласно условиям конкурса участники, занявшие первые места, получают специальный приз – контракт с издательством на издание иллюстрированной книги.

Кемерово. «Литературные киноуроки»
Приуроченную к Году литературы в России акцию проведёт «Кузбасскино». В сентябре 2015 года кинозал «Кузбасскино» запустил новый проект «Литература сквозь пространство и время в кино», посвящённый Году литературы в России. Об этом сообщили представители организации.
- В рамках проекта для учащихся общеобразовательных учреждений Кемерова будут организованы литературные киноуроки, посвящённые творчеству российских писателей, поэтов, – рассказали в «Кузбасскино». – Проект проводится в целях привлечения внимания к отечественной литературе, популяризации творческого наследия писателей и поэтов и повышения духовной культуры подрастающего поколения.
Во время киноуроков пройдут киновикторины о творчестве писателей и поэтов, организаторы продемонстрируют биографические видеоочерки, покажут фильмы-экранизации литературных произведений из областного фильмофонда.
Продолжительность «Литературного киноурока» составляет 1,5 часа, стоимость билета – 80 рублей. Возможна организация выездных киноуроков. Заявки от организованных групп принимаются по телефону 36-30-31.
Информационно-деловой портал «Сiбдепо»


Новосибирск. «Сибирская книга»
Сибирская книгаШесть тысяч человек стали участниками V Межрегиональной выставки-ярмарки «Сибирская книга». Фестиваль стал не только масштабным смотром издательских достижений и хорошей традицией в культурной жизни области, но и настоящим праздником любителей книги: за три дня работы «Сибирской книги» прошло около 70 мероприятий – «круглых столов», встреч с читателями, открытых уроков, презентаций, экскурсий, семинаров, читок произведений, которые провели более 100 специалистов.
В торжественном открытии основного события общероссийского Года литературы в Новосибирской области принял участие министр культуры региона Василий Кузин, руководитель Департамента культуры мэрии Новосибирска Анна Терешкова, президент Новосибирского библиотечного общества Светлана Тарасова, директор ГПНТБ СО РАН Борис Елепов.
Ключевыми мероприятиями в первый день фестиваля стали открытые уроки, которые прошли в рамках всероссийской акции Российского книжного союза «Открытый урок литературы». «Учителями» выступили известные российские культурные деятели книжной культуры Александр Архангельский и Людмила Ходанен.
Второй день фестиваля посвящён региональным книгам – 2 сентября прошли презентации Алтайской краевой, Кемеровской и Красноярской книг.
Неожиданным гостем на этой встрече стал мэр Новосибирска Анатолий Локоть, который прочёл стихи своего любимого автора – Николая Симонова.
В заключительный день работы выставки-ярмарки «Сибирская книга» жители и гости Новосибирска могли ознакомиться с выставками «Издано в Новосибирске – 2014» и «Сибирь победившая», посмотреть презентации издательств, литературных объединений, книжных магазинов, библиотек, а также пройти с экскурсиями по залам и Музею редкой книги ГПНТБ СО РАН.
Кульминационным событием «Сибирской книги» стал «круглый стол» «Перекрёсток мнений: Знай наших! Читай наших!», во время которого подводили итоги большого исследования, посвящённого вопросам чтения сибиряков.
Официальный сайт Новосибирской государственной областной научной библиотеки


Общая информация


Интересно

Алексей Варламов:
«Откровенно говоря, я не хотел писать книгу о Шукшине. Но меня «соблазнили»
 
Заметки

Шукшин никогда не был автором одного журнала. Он всегда был сам по себе, что для корпоративной журнальной культуры делало его чрезвычайно неудобным человеком
     

Интересно

Наиболее замечательные рассказы публиковались с 1962 по 1972 год именно в «Новом мире» 
Заметки

Советский литературный журнал в 60-е годы XX века был подобен политической партии. Автор одного журнала не мог быть автором другого журнала
     

Интересно

Солженицын поддерживал версию о том, что Шолохов не является автором гениального романа «Тихий Дон» 
Заметки

Общение с Шолоховым произвело на Шукшина невероятно сильное впечатление
     

Интересно

В системе ценностей Шукшина кино оказалось выше, чем литература. Многие критики утверждают обратное 
Заметки

«Калина красная» – это фильм о том, как человеку удалось сделать невозможное


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©