Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№7-8 (211-212) 2013 год / 34-35 страница
Археологический парк «Перекресток миров»
Участники экспедиции «Начни с дома своего» в археологическом парке «Перекресток миров» поупражнялись в метании ножа, узнали, как кочевники плели циновки, и увидели древние курганы.
Ожившая история
Столкновение эпох Ребята провели в Алтайском районе Алтайского края несколько дней. Один из них прошел на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Юные экологи увидели базы отдыха и гостиничные комплексы, побывали у памятника Николаю Рериху, им показали знаменитый среди туристов Грот Ихтиандра. Но самое сильное впечатление на них произвела экскурсия по археологическому парку «Перекресток миров», которую провел для них Антон Жаксигеренов. Территория парка, расположенного у подножия знаменитой Большой Тавдинской пещеры, совсем не велика, однако здесь переплелись различные эпохи – эти места помнят первобытных людей, обитающих в пещерах, здесь же археологами были найдены захоронения VI-VII веков. А буквально в нескольких метрах уже идет стройка объектов XXI века, работает современная техника. Шум автомобилей нарушает тишину этого удивительного места, где учеными было сделано немало уникальных находок, помогающих приоткрыть занавес далекого прошлого. Кстати, древние курганы, которые здесь показывают туристам, – подлинные. Лишь некоторые объекты представляют собой современную реконструкцию. Как, например, тир для стрельбы из лука или для метания ножа.
Древнетюркский «тренажерный зал» Поодаль можно увидеть примитивный «тренажер» тюркского воина. Дело в том, что боевой меч в те времена весил не менее девяти-десяти килограммов. Чтобы владеть им с легкостью, воинам были необходимы регулярные тренировки, и желательно не в боевых условиях. Создавать стационарные тренировочные комплексы не представлялось возможным – тюркские народы вели преимущественно кочевой образ жизни. Да и в походных условиях тренировки требовались. Вот они и нашли выход – изобрели «тренажер» для наращивания мышечной массы, который можно без особых усилий сделать на месте временной стоянки: между двух столбов на цепях или прочных веревках подвешивали бревно. С виду конструкция напоминала качели, но использовалась отнюдь не для развлечений. К ней прилагался огромный деревянный молот. Им ударяли по тому самому бревну. Молот брали поочередно то в правую, то в левую руку. Кстати, проделать это упражнение современному человеку совсем не просто. Ребята прочувствовали это на себе, отметив, что современные тренажеры требуют приложения гораздо меньших физических сил. Как рассказал Антон, тренировать тюрских воинов начинали с раннего детства – лет с трех. Но тяжкие испытания мальчикам приходилось преодолевать сразу после рождения – если младенец рождался зимой, его на несколько секунд бросали в снег, а если появлялся на свет летом – помещали в ледяную воду. Выживали сильнейшие. Для детей существовало несколько способов физических тренировок. Одна из них предельно проста – мальчика заставляли рубить бревно тупым топором. Удары должны наноситься попеременно правой и левой руками. Постепенно мышцы обретали силу, а ладони от мозолей становились жесткими.
Быт первобытных Неподалеку воссоздана стоянка первобытного человека – к скале пристроен навес из березовой коры. – У нас почему-то бытует мнение, что первобытные люди только и делали, что бегали за мамонтами и танцевали вокруг костра, а больше ничего не умели, – рассказывает Антон Жаксигеренов. – На самом деле это было не так. Они были очень смекалисты и понимали: нет смысла строить временное пристанище где-то в степи, лучше найти углубление в скале, взять жерди, настелить кору, набросать веток, вот и готово вполне сносное временное пристанище, укрывающее своих обитателей от дождя и ветра. Остается только соорудить очаг и обложить его камнями, чтобы не случилось пожара. А вот вы видите примитивную зернотерку. Конечно, муку высшего сорта получить с помощью такого нехитрого приспособления не удастся, но приготовить что-то более пригодное в пищу, чем твердые зерна, было несложно. А снаружи у нас вы можете видеть примитивный ткацкий станок, на котором кочевники ткали циновки. Юные экологи тотчас пожелали почувствовать себя первобытными ткачами и под руководством Антона Жаксигеренова попытались сплести несколько рядов начатой кем-то циновки. Антон признался, что так поступают многие туристы, а экскурсоводам периодически приходится расплетать эту циновку.
«Черный ящик» истории – Археологию можно сравнить с черным ящиком, – говорит Антон. – Пока мы его не откроем, то есть пока не раскопаем древнее городище или курган, не сможем понять, что там, внутри. «Перекресток миров» – тот же черный ящик, и археологи периодически открывают его, обнаруживая внутри немало интересного. Как рассказал Антон Жаксигеренов, в 2009 году археологи АлтГУ проводили раскопки на территории парка. Предварительно установили место кургана, сняли слой земли и обнаружили под ним характерную каменную кладку. Под ней оказалось захоронение воина с боевым конем, датированное VI-VII веками. Изображение этой находки можно увидеть на баннере под тентом, прикрывающим то самое место, где была сделана эта удивительная находка. Воин лежит на боку, а конь – на животе. Ноги у обоих подогнуты. Если внимательно посмотреть на одну из фотографий, можно заметить, что верхний ряд зубов у воина стерт полностью. С помощью углеродного анализа был определен возраст воина – 50-55 лет. Возраст очень преклонный для тех времен, когда лишь немногие доживали до 35 лет. Скелет воина в данный момент находится в Алтайском краеведческом музее, а останки боевого коня покоятся в музее археологического парка «Перекресток миров». Вышло так, что спустя полторы тысячи лет его разлучили со всадником. Удивляют размеры этого древнего боевого коня. Оказывается, он был совсем невысоким. Крупные лошади были ни к чему воинам-кочевникам. Более внушительных размеров ценились другие качества – резвость, маневренность, неприхотливость и выносливость. Маленькие лошадки вполне соответствовали этим характеристикам. Отчетливо видно, что череп коня пробит. – Если воин погибал в бою, а его боевой конь оставался в живых, его забивали камнями, – поясняет Антон. – Ведь существовало правило – воина хоронить вместе с его конем. Есть и другая версия, что таким вот жестоким способом боевого коня наказывали за то, что он не спас своего всадника. Так или иначе, древние верили, что конь воину в загробной жизни обязательно понадобится. Если курган, в котором были погребены пожилой воин и его боевой конь, искали целенаправленно, то захоронение юного лучника обнаружился случайно. Во время строительных работ трактором разравнивали землю и зацепили древнюю каменную кладку. Археологи вскрыли курган и увидели два скелета – человека и лошади. Здесь же отыскался истлевший колчан стрел и большое количество наконечников к ним. – После соответствующего исследования выяснилось, что этому воину было всего 14 лет, – рассказал Антон. – По характеру вооружения и его возрасту был сделан вывод – этот юноша был воином дальнего боя, поскольку возраст не позволял ему принимать участие в тяжелых рукопашных схватках. Отчего погиб – загадка. Скелет юноши был не поврежден, поэтому и версий две – либо причиной смерти стало проникающее ранение, либо его отравили.
Уникальные находки Неподалеку еще одно захоронение. От других оно отличается тем, что здесь похоронен воин без боевого коня. Из оружия только нож. По характеру останков ученые сделали вывод, что покойный – человек преклонного возраста. Скорее всего – мудрец, учитель, который передавал свои знания и опыт молодым воинам. При нем были найдены предметы конской упряжи – удила, подпружная прядка и стремена. А также совершенно уникальный предмет – наконечник стрелы со свистком на конце. – Когда тысячное войско разом выпускало такие стрелы, в воздухе создавался ужасный гул, – пояснил Антон. – Воины, которые слышали его впервые, приходили в ужас. Иногда одного такого залпа было достаточно, чтобы противник в страхе покинул место битвы или сдался на милость победителя. Однако человек ко всему привыкает, и столкнувшись с такой атакой второй раз, воины уже не боялись страшного звука, чего нельзя сказать о лошадях, которые каждый раз испытывали дикий ужас, вставали на дыбы и сбрасывали своих всадников, что было равносильно поражению. Другое гениальное изобретение тюрков – стремя. Оно дошло до наших дней практически в неизменном виде. Когда не было стремян, воин удерживался на коне, обхватив его ногами. Нанести сокрушающий удар противнику и при этом удержаться верхом было сложной задачей. С изобретением стремян она намного упростилась. Именно это казалось бы простое изобретение позволило тюрскому каганату завоевать территории от Азовского моря до реки Хуанхэ. Все эти захоронения – подлинные и по сей день находятся на тех местах, где были обнаружены. Но есть в парке «Перекресток миров» и реконструированный курган. Это захоронение было перенесено сюда из устья реки Усть-Уба. Если предыдущие курганы были сложены из округлых гладких камней, то в этом случае камни иные – острые и грубые. – Уникальность данного захоронения состоит в том, что оно также одиночное, – рассказал Антон. – Возможно, конь тоже погиб в битве и отыскать его не смогли. Зато снабдили погибшего воина изрядным запасом стрел различной формы: крупными с ладонь трехлопастными – для поражения крупных целей (например, лошадей) и плоскими – для того чтобы вывести из строя воинов противника. Именно вывести из строя, а не убить. Часто такой цели во время боя не было. В VI-VII веках предводители противоборствующих сторон зачастую не собирались уничтожать вражеское войско и просто мерились силами. Они договаривались между собой о продолжительности боя, количестве погибших и выведенных их строя воинов. Бой был честный, условия договора соблюдались. Победителем становился тот, у кого в строю останется больше воинов. Так вот, эти стрелы не наносили смертельных ранений, но даже задев человека по касательной, такой наконечник оставлял на теле человека глубокий порез, и истекающий кровью воин не мог продолжать битву, однако оставался жив. Немало уникальных находок археологи сделали в Большом Тавдинском гроте. Антон Жаксигеренов рассказал, что когда археологи обнаружили этот грот, то предположили, что нашли обычную стоянку первобытного человека. Глядя на закопченные камни, сделали вывод: здесь когда-то был очаг. Однако потом по характеру находок выяснили, что этот грот был культовым местом, где главенствовал шаман, который проводил в этом месте различные обряды – жертвоприношения духам-покровителям, посвящение в воины и тому подобные ритуалы. В гроте было найдено большое количество перламутровых подвесок, которые пришивались на одежду шамана. На них даже остались отпечатки ниток, которыми они были пришиты к ткани. Здесь же археологи нашли множество каменных наконечников для стрел. Но самой значимой находкой стал наконечник шаманского жезла – вырезанное из рога крупного самца косули антропоморфное изображение. Археологи, по словам Антона, отметили, что эта находка уникальна. За Уралом такие предметы пока не находили – по крайней мере в ненарушенном, цельном состоянии. Это самое антропоморфное изображение и стало символом парка «Перекресток миров». Идея создания археологического памятника, где рассказывалось бы о быте и традициях древнего населения этих мест, была частично позаимствована из природного музея-заповедника под открытым небом «Томская писаница». Однако в «Томской писанице» практически нет подлинных объектов, кроме разве что самой скалы с петроглифами. Постройки – жилища шорцев, традиционное шорское подворье, иные постройки, в том числе и бытовые, жилые и культовые – были либо воссозданы по историческим источникам, либо перевезены из мест, где обнаружены.
«Подлинник» В «Перекрестке миров» можно видеть подлинные курганы, расположенные в тех самых местах, где и были найдены археологами. Однако парк «Перекресток миров» мало известен среди туристов. Как рассказывает Антон, многие туристы, прибывшие на экскурсию в Большую Тавдинскую пещеру, увидев у подножия горы археологический парк, удивляются: «Надо же, а мы про «Перекресток миров» и не знали». Антон и его единомышленники собираются исправить это досадное упущение. – «Перекресток миров» обязательно должен развиваться, – убежден Антон Жаксигеренов. – Его необходимо расширить, добавить объектов. Мы уже начали привлекать сюда организованные группы из окрестных туристических баз и Белокурихи. Антон считает, что «Перекресток миров» должен стать такой же яркой достопримечательностью предгорий Алтайского края, как Большая Тавдинская пещера. Он уверен – археологический парк этого вполне заслуживает, ведь почти все объекты здесь – подлинные.