Познание окружающего мира ребёнком начинается с самого раннего возраста. Научная картина мира формируется с начальной школы и затем происходит её пополнение и насыщение новыми знаниями на всех этапах образования. Исследовательская деятельность является одной из самых эффективных форм обучения и воспитания. Это одна из наиболее элитарных, творческих, но и трудоёмких форм работы, как для детей, так и для педагога. Целью любого исследования является достижение истины и практическое преломление результатов, которые позволяют с одной стороны удовлетворить любопытство школьника, а с другой – получить новые знания. Исследовательская работа школьников требует специальной подготовки для руководителей – школьных учителей и педагогов дополнительного образования.
Стартовал проект «Дети Алтая исследуют окружающую среду» Алтайский краевой детский экологический центр уделяет исследовательской работе учащихся самое серьёзное внимание. В крае около 20 лет проводится краевой конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду» (раньше он назывался «Первые шаги в науку»). За это время Конкурс прошёл большой путь: от состязаний в заочной форме к очному рассмотрению работ; от малочисленного представления территорий края до многоэтапного (школьный – муниципальный – окружной – краевой) с широким представительством муниципальных образований и образовательных учреждений.
Серьёзные научные исследования проводятся в Новороссийской СОШ Рубцовского района, Загайновской СОШ Троицкого района, биологической станции г. Камень-на-Оби, эколого-биологическом центре г.Бийск и некоторых других образовательных учреждениях. Вместе с тем, качество большинства представляемых на конкурс работ улучшилось незначительно. Анализ детских исследовательских работ, участвующих в конкурсе АКДЭЦ, показал, что трудности возникают уже на этапе выбора актуальной темы, современных и доступных методик, интерпретации полученных результатов. Вывести исследовательскую работу на новый качественный уровень может налаженное взаимодействие учёных края и творческих коллективов педагогов и учащихся. Для этого, конечно, необходимы определённые затраты. Фонд «Современное естествознание» при поддержке Фонда некоммерческих программ «Династия» одобрил проект АКДЭЦ по созданию условий для экологического образования школьников Алтайского края и профессионального самоопределения посредством вовлечения их в исследовательскую работу, выделив на эти цели 500 тысяч рублей. На эти деньги планируется приобрести оборудование для проведения исследовательских работ, пригласить для консультаций ведущих учёных ВУЗов и научных учреждений, провести обучающий семинар для педагогов и практикум для школьников, краевой конкурс «Дети Алтая исследуют окружающую среду», помочь в подготовке юных исследователей на российские конкурсы. Инициаторы проекта надеются, что его реализация повысит качественный уровень исследований, опытов по эколого-биологическому направлению и оформление проектов. Будет оказана методическая и практическая помощь учителям естественных дисциплин, педагогам дополнительного образования в организации исследовательской работы со школьниками. Реально создадутся условия для установления партнёрских отношений учёных, педагогов, школьников Алтайского края. Людмила Патрушева, зав. методическим отделом АКДЭЦ www akdec.barnaul.ru
Участниками проекта могут стать образовательные учреждения, где учащиеся в возрасте 11-18 лет (кроме высших учебных заведений) занимаются исследовательской деятельностью - изучают проблемы экологического состояния своей местности, особо охраняемые природные территории и объекты края, занимающиеся сельскохозяйственным опытничеством и др.
Приглашаем к творческому сотрудничеству образовательные учреждения, заинтересованных педагогов, учащихся. Контактные телефоны: (3852) 68-57-91 – Батлук Наталья Владимировна, 68-51-53 – Патрушева Людмила Ивановна, 68-48-91 – Круглова Елена Евгеньевна.
Площадка для обмена опытом Всероссийская научно-практическая конференция С 2007 года в Республиках Алтай, Хакасия и Тыва, в Кемеровской области, Красноярском и Алтайском краях реализуется проект Программы Развития ООН и Глобального Экологического Фонда (ПРООН/ГЭФ) «Сохранение биоразнообразия в российской части Алтае-Саянского экорегиона» при поддержке Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Администраций соответствующих субъектов Российской Федерации. В рамках реализации приоритетных направлений проекта ПРООН/ГЭФ Фондом устойчивого развития Алтая, коллективом ученых Республики Алтай и Алтайского края был разработан комплект учебных пособий для общеобразовательных школ Республики Алтай «Алтай заповедный». 21-22 мая с целью распространения опыта по экологическому образованию учащихся, проживающих в регионах, Министерство природных ресурсов Республики Алтай, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Фонд устойчивого развития Алтая, Некоммерческое партнерство «Культуротворческие школы Алтая» и Муниципальные образования районов Республики Алтай при финансовой поддержке проекта ПРООН/ГЭФ проводели итоговую научно-практическую конференцию. Конференция вышла не только представительной, но и необходимой. Она собрала много друзей. Москву представляла, например, сотрудник Центра экологической политики и культуры Наталья Александровна Шарова, Санкт-Петербур – Алиса Петровна Валицкая, Томск – Ольга Ивановна Кобзарь, Кемерово – Юрий Алексеевич Манаков, Красноярск – Александр Иванович Бондарев, Алтайский край – не столько наша газета, сколько большая группа учителей, что очень важно. Конечно, важно и то, что особое внимание конференции оказали представители законодательной ветви власти Республики Алтай, например, Вячеслав Николаевич Уханов – председатель Комитета по образованию, культуре, СМИ и общественным образованиям Государственного собрания Эл Курултай, депутаты Онгудайского и Кош-Агачского районов. Особо интересно, на мой взгляд, было то, что в работе конференции приняли участие учителя Республики Алтай, где внедряется проект культуротворческих школ. Причем, учителя во второй день конференции стали главными действующими лицами. После того как руководитель проекта ПРООН/ГЭФ по подготовке учебного методического комплекта (о нем мы рассказывали в №№ 1-2 «Природы Алтая» за этот год) Ирина Жерносенко провела презентацию комплекта «Алтай заповедный», состоялся обмен опытом. Мы еще расскажем подробнее о многом интересном, что было на конференции, а пока отметим, что, на наш взгляд, прошла не только презентация проекта и намечены пути его развития, но и в ходе работы получилась своеобразная площадка обмена опытом. И выяснилось, что у каждого региона есть своя изюминка в работе с детьми и сохранении биоразнообразия. Но – об этом разговор впереди. С. Малыхин
|