Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 26-27
Косихинский район Экотропа – подарок селу В прошлом году небольшому селу Лосиха, расположенному в Косихинском районе, исполнилось 260 лет. Жители Лосихи сделали своей малой родине особый подарок – создали эколого-краеведческую тропу «Земля без людей - не земля». Над созданием этого необычного маршрута работали все лосихинцы – и школьники, и педагоги, и ветераны, и неравнодушные селяне. Инициаторами проекта стали учитель биологии и руководитель кружка «Юный эколог» Светлана Павловна Модорова, учитель истории и руководитель школьного музея «Наследие», депутат районного собрания депутатов Ирина Николаевна Полевая. Сегодня газета «Природа Алтая» знакомит своих читателей с результатом их работы.
«Земля без людей – не земля»
С чего начинается Родина? У каждого начало свое: с просёлочной дороги, с речки, озера, родника, березовой рощи. Мы хотим познакомить вас с нашей малой Родиной, с тем, как мы, живущие здесь, ее любим, бережем, храним. Наше путешествие мы начнем с первой стоянки «Начало пути». Почему она так названа? Потому что отсюда начинается наше село, здесь самая высокая точка, с которой просматривается панорама нашей деревни, протяженностью три километра. В 2008 году братьями Сухоруковыми здесь был поставлен камень. Как основа, как фундамент, как начало чего-то нового. И они не ошиблись. Можно было много думать, что написать на этом камне, но молодежь восприняла это по-своему, и первая надпись, которая появилась – «Лена, я тебя люблю». И он приобрел статус «Камня любви». К нему каждый год стали приходить выпускники встречать рассвет, для них он стал символом начала жизненного пути. У этого камня есть свой «ангел-хранитель» – это Николай Григорьевич Сухоруков, который нанес на него собственные надписи: «Храни вас Бог», «Основателям села – память», «Нам дым отечества так сладок и приятен», «Деревня моя деревянная», «Присядем на дорожку» и стихи: «Заблудились в тумане деревья, Поднимается солнце в зенит. А на рыжем пригорке деревня Посредине России стоит».
Красивая легенда От «Камня Любви» проследуем к следующей стоянке - «Живи, родник, живи». По пути перед вами откроется водная гладь реки Лосиха, которая является притоком одной из самых больших рек Сибири - Оби. Название нашего села напрямую связано с названием реки. У нас в народе существует красивая легенда, которая передается из поколение в поколение. Когда-то на территории, окружавшей наше село, водилось много лосей. Местные жители часто на них охотились. Во время одной из охот они стали преследовать лосиху с лосенком, загоняя ее к реке, как в ловушку, надеясь на то, что мать-лосиха не бросит своего детеныша и не поплывет на другой берег. Но случилось непредвиденное: лосиха бросилась в воду, а лосенок – за ней. Проплыв немного, он стал тонуть. Мать-лосиха, увидев это, поднырнула под своего лосенка, взвалив его себе на шею и переплыла на другой берег. Охотники, увидев такое чудо, опустили ружья, отдав должное материнскому самопожертвованию. С тех пор река стала называться «Лосиха». Это же название получило и основанное на ней поселение.
«Живи, родник, живи» Богата лосихинская земля замечательными людьми и красивыми традициями. Но есть богатства, которые скрыты от человеческого глаза, и только если приложить к ним руки, они обретают красоту и силу. Это и есть наш родник. Сколько было силы у этой тонкой струйки, чтобы пробиться наружу! Вода родника была исследована в Центре гигиены и эпидемиологии Алтайского края. В ней содержатся органические и минеральные вещества, она имеет среднюю окисляемость, для подземных вод этот показатель – от сотых до десятых долей, у нас - 1,6. А вода с низкой кислотностью и высоким содержанием щелочей – это так называемая «живая вода». Она обогащена кислородом, полезна для здоровья, особенно людям с заболеванием желудочно-кишечного тракта. Не содержит ни запаха, ни привкуса. У нее высокая прозрачность, а мутность низкая. По показателям водорода относится к нейтрально-щелочной. Вода родника очень жесткая - при норме от 3 до 6 наш показатель равен 9,82 единицам жесткости. Причиной жесткости являются подземные залежи известняков, гипса, доломитов, которые растворяются в подземных водах. Содержится в ней очень мало бактерий и неорганических соединений (гидроксидов и карбонатов). Поверхностно-активные вещества (ПАВ) имеют положительную реакцию на частички земли, песка и глины, они высвобождают ионы тяжелых металлов, которые удерживаются этими частичками, что снижает риск попадания данных веществ в организм. Таким образом, вода как бы самоочищается от посторонних веществ. Кроме живительной силы, которая таится в каждой капле, вы найдете здесь успокоение, душевное равновесие, веру в свои силы. Ангелы-хранители есть и у этого места.
«Ива Плакучая» Так называется следующая стоянка. Это одно из самых близких от села потаенных мест, где наши жители любят отдыхать. Надеемся, что оно вам понравится. Уголок села с интересным названием «Отношка». Оно своеобразно. Вообще, топонимика Лосихи имеет свои особенности, потому что многие слова, диалектизмы, да и произношение, характерны только для нашей местности. К таким диалектным словом относится и слово «Отношка», что значит «удаленная от села». Когда-то здесь, на отшибе, находился небольшой поселок. А сейчас проживают три семьи, они приезжают сюда, как на дачу. Достопримечательностью этого места является озеро интересной окраски. В 2006 году учащимися школьного кружка «Юный эколог» был сделан анализ воды, в которой оказались окислы железа. Данное озеро питается за счет родников и талой воды. Здесь находится «Холодный Лог», снег в котором задерживается до конца июня. В прошлом году озеро было мелкое, потому что снег растаял гораздо раньше обычного срока. Лог богат бояркой разных видов и лекарственными растениями. На берегу озера стоят серебристые ивы, которые словно по команде природы выстроились в ряд. Есть поверье: если рыбак займет место между этими деревьями, то рыбалка состоится.
«Озеро Овечье» Вот и четвертая остановка экотропы – «Озеро Овечье». Известность этого озера вышла не только за пределы нашего района, но и края. Большое количество исследовательских и творческих работ, посвященных этому озеру, было выполнено учащимися школы, которые они защищали на районном и региональном уровнях, получали награды за сохранение этого прекрасного уголка природы. Для нас озеро важно и тем, что здесь произрастает одно из ценнейших растений, занесенных в Красную книгу Алтайского края и РФ - рагульник или водяной орех – чилим. Плод у этого ореха твердый, и четырехрогий, иногда два рога развиты сильнее остальных. В нашей местности водяные орехи называют «чертиками». Это однолетнее растение, цветущее в июне-июле, с тонким ветвистым стеблем длиной до метра. Листья подводные линейные, рано отпадающие. Цветки на коротких жестковолосых цветоножках. Лепестки цветка белые, обратно-яйцевидные, около 10 мм длиной и 5 мм шириной. Размножается только семенами. Этот орех с роговидными выступами используется в пищу и на корм скоту. Очень богат витаминами и микроэлементами. Лучше использовать в недозрелом состоянии. Он находится под охраной закона. Почему это озеро называется Овечье? Это стало известно из рассказа старейшей жительницы нашего села (ныне покойной) Веры Федоровны Буланенко. Она поведала о том, что во время войны из Горного Алтая перегоняли стада овец, а на этом месте, где было скопление родников, была устроена перегонная стоянка. В 1942-43 годах с помощью трудармии (переселенных немцев) на этом месте был вырыт котлован для более удобного содержания овец. Мы предполагаем, что овцы и занесли сюда чилим. Сейчас учеными установлено, что это растение реликтовое, дошедшее до нас с ледникового периода. Надеемся, что к нашему озеру проявят интерес исследователи и природоохранные организации. Мы это озеро любим по-особенному, оно зеркало нашей души. Зону отдыха на этом озере нам помог создать предприниматель Петр Дурунда.
Музей «Наследие» Наконец мы приближаемся к следующей стоянке. Здесь находится историко- краеведческий музей «Наследие». Наш историко-краеведческий музей «Наследие» Лосихинской СОШ Косихинского района был создан в 1982 году по инициативе бывшего директора школы. В музее нашей школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Музей «Наследие» работает по двум направлениям: военно-историческое («Борьба трудящихся за Советскую власть», «Великая Отечественная война», «Период послевоенного строительства», «Летопись школы») и этнографическое («Русская изба»). В основе работы музея лежит собирательская и поисково-исследовательская деятельность. В основном это стационарный поиск, включающий в себя такие формы, как сбор устных и письменных источников, предметов старины, характеризующих этнографические особенности села. Результативность этой деятельности определяется количеством экспонатов, материалов, представляющих сегодня фонд музея. В школьном музее «Наследие» собрано более 800 экспонатов этнографического профиля: предметы культуры и быта людей, поживавших на территории села с момента его образования; военно-исторического профиля: письма с фронта, документы, фотографии, награды, статьи из газет, документы того времени. Собран также материал о тружениках тыла, о восстановлении социалистического хозяйства в послевоенные годы, о героях труда. Кроме этого ведется летопись школы. Все материалы в музее – подлинные. Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры, гордости за свое Отечество, школу, семью.
Связь времен Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, ребята постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, и общественной деятельности. Формы работы историко-краеведческого музея: обзорное посещение музея посетителями; тематические беседы, лекции, экскурсии; тематические выставки; персональные выставки; семейные выставки; клуб интересных встреч «Званые гости»; музей на дому; проведение уроков памяти и мужества, тематических классных часов, круглых столов; проведение операции «Забота»; участие в конкурсах исследовательских работ различного уровня; пропаганда работы музея через средства массовой информации. В ходе реализации своей программы деятельности наш историко-краеведческий музей «Наследие» является одной из ведущих форм работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся процессе учебной и внеурочной деятельности нашего учебного учреждения.
Наши корни И вот и наша последняя стоянка – «В земле наша сила, в земле наши корни». Наши корни идут от ямского станца (зимовья), где поначалу проживало четыре души, возможно, одна семья, которая носила фамилию Третьяковых. Зимовье было перевалочным пунктом, когда шло строительство Томского завода, между Барнаулом и Кузнецком. В зимнее время путники находили здесь приют. Зимы были суровые, ветра сильные, холодные, и путникам приходилось иногда задержаться надолго. Поэтому ямской станец в силу природных обстоятельств и заинтересованности заводского начальства был расширен и укрупнен для поселения здесь крестьян, для обеспечения продовольствием и всем необходимым проезжающих к месту строительства Томского завода. В это же время сюда вместе с крестьянами переселились с Урала казаки, среди которых был Клим Зимовьев. С его именем и связывают основание села. То, что было заложено нашими предками изначально, лосихинцы пронесли через 260 лет и не случайно на памятнике стоит плуг, который изготовил Леонид Иванович Зайцев. Это символ работы на земле-матушке, дань памяти людям, работавшим и создавшим основу для дальнейшего развития земледелия. Совет ветеранов, во главе со своим председателем Л.Н. Алешиной содержит памятник в надлежащем порядке.