Природоохранная прокуратура Алтайского края
Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие проведена проверка исполнения законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) на территории городов Барнаула и Новоалтайска, Первомайского, Павловского, Шелаболихинского районов края.
Выявлены нарушения С 1 января 2016 года в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» введена ст. 16.4, регламентирующая порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. С указанного времени изменился отчётный период внесения платы, которым признаётся календарный год; срок внесения платы (не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом; а также лицами, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрено внесение квартальных авансовых платежей не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода (кроме четвёртого квартала), в размере одной четвёртой части суммы платы); а также представления расчётов платы в форме декларации о плате за НВОС (не позднее 10 марта года, следующего за отчётным периодом). Кроме того, введена мера гражданской ответственности лиц за несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС в виде уплаты пени в размере одной трёхсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. В ходе проверки выявлены нарушения срока внесения платы за НВОС за четвёртый квартал 2015 года в деятельности 12 организаций, должностные лица которых привлечены к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, руководителям внесены представления об устранении нарушений.
А. ГЛОТОВА, помощник прокурора
Руководителям и специалистам Внимание! Закон предупреждает Природоохранная прокуратура предупреждает об ответственности за огневой способ очистки полей. Наступление весны связано с обильным таянием снега и установлением устойчивой тёплой погоды, что неизбежно приближает пожароопасный период, когда возникает угроза возгорания сухой травы, крупных лесных пожаров. В связи с неблагоприятными погодными условиями осени 2015 года ряд сельхозпроизводителей края не успел в полном объёме собрать урожай, обработать поля от стерни. Несобранный урожай и пожнивные остатки являются легкогорючими материалами, что может привести к возникновению пожара. Некоторые из сельхозпроизводителей предпочитают огневой способ очистки полей, что может привести к возникновению лесных пожаров, повлечь гибель людей, животных и причинение значительного материального ущерба. В 2015 году с земель сельскохозяйственного назначения на территорию лесного фонда перешло семь пожаров. В марте-апреле 2016 года природоохранная прокуратура объявила 44 индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций, занимающихся выращиванием сельскохозяйственных культур, предостережения о недопустимости нарушений. Сельхозпроизводители привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В соответствии с преамбулой Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В статье 37 этого закона закреплено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, которые содержатся в Правилах. Пунктом 218 Правил противопожарного режима, утверждённых Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390 (далее – Правила), установлен запрет сжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Кроме того, в целях предотвращения перехода огня на леса пунктом 214 Правил закреплено, что перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее четырёх метров. Уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее восьми метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее четырёх метров (п. 215 Правил). Начало пожароопасного периода устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества, руководители организаций за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. При этом для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Сжигать сухую листву, траву, мусор в населённых пунктах опасно, особенно в ветреную погоду. Указанное может повлечь распространение огня на жилые дома, особенно в зоне индивидуальной застройки. Запрет на сжигание отходов, листвы и мусора закреплён Правилами благоустройства населённых пунктов. Например, в г. Барнауле он закреплён пунктами 4.1.2, 14.1, 15.6 Правил благоустройства территории городского округа – города Барнаула, утверждённых решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 № 110. Несоблюдение указанной нормы закона влечёт административное наказание по ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трёх тысяч рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В силу пункта 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Согласно ст. 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством. Таким образом, при переходе пожара с используемых сельхозпроизводителями полей на земли лесного фонда сельхозпроизводители могут быть привлечены к гражданской ответственности в виде возложения обязанности компенсировать причинённый вред.
По материалам природоохранной прокуратуры Алтайского края
По результатам принятых мер В 2015 году природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований водного законодательства были установлены факты пользования, владения и распоряжения водными объектами и земельными участками в границах береговой полосы. Действующим законодательством предусмотрено, что земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Исходя из смысла положений Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Иные водные объекты относятся к объектам федеральной собственности. Как следует из частей 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно информации отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления, земельные участки сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданину С. на праве собственности, пересекает река Бащелак, которая является собственностью Российской Федерации и относится к водотоку. Решением районного суда удовлетворены исковые заявления природоохранного прокурора к С. о возложении обязанности по исключению водного объекта из границ земельных участков.
Д. РЫБАЛЬЧЕНКО, помощник Алтайского межрайонного природоохранного прокурора |