Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №7-8 2007 г. (июль-август 2007)

А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык

на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (139-140) 2007 год / 30-31 страница

Заповедная родина в жемчужине гор

Эти дни запомнятся
Слово - гостям из томска

Вот уже в третий раз в составе шести человек команда Михайловского лицея побывала в экологическом лагере «Заповедная Родина», организаторами которого являются Экологический клуб АлтГУ и Тигирекский заповедник. С 1 по 7 июля 2007 года на турбазе «Жемчужина гор» в Краснощековском районе собрались ребята из экологических организаций Алтайского края (Михайловский, Змеиногорский, Шелаболихинский районы, Барнаул) и Томской области (Молчановский район). Таким образом, наш лагерь из межрайонного превратился в межрегиональный. В третий раз ребята побывали в замечательном месте и нисколько не пожалели, что добровольно согласились на занятия во время школьных каникул, потому что и преподавателям, и детям темы занятий были очень интересны!

Мы представляли Томскую область в межрегиональном экологическом лагере на Алтае…
В этом году наш экологический клуб выиграл грант на 30 000 рублей для участия в работе экологического лагеря, расположенном в предгорье Алтая.
Местечко, где проходила эта смена, называлось «Жемчужина гор». Несколько слов о самом лагере. На ровном месте, расположенном между двумя реками Чарыш и Иня, находятся бунгало, в которых мы и жили. Рядом построены: прекрасный коттедж, сауна, столовая-кафе, танцевальный шатер и наше самое излюбленное место – бассейн. Есть на территории и спортивный комплекс, где мы играли в волейбол.
Организаторами экологического лагеря стали: президент экоклуба АлтГУ Репетунова Елена Васильевна и его члены, а так же работники заповедника «Тигирекский».

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ.
1 июля был необычным днем, потому что этот день можно считать началом нашего «отдыха». Рано утром мы все под предводительством Жанны Александровны Лисица, нашего руководителя собрались у лицея. Загрузили весь багаж в машину (а его было немало, т.к. Ж.А. запугала нас холодами и сказала, что 3 одеяла – в самый раз!) и отправились в дорогу. Ехать нам предстояло около 7 часов, до райцентра Краснощеково. Тут нам предстояло дождаться остальных участников лагеря. Мы прогулялись по селу, побывали в огромном парке и увидели широкую и глубокую реку (Чарыш, как выяснилось позже).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ
Дождавшись всех в этом парке, мы поучаствовали в акции по посадке кедра. 15 саженцев преодолели большое расстояние и из Томской области попали в Алтайский край. Мы и не думали, что посадка деревьев – такое интересное дело! К месту посадки подходили люди, наслышанные об акции, были представители местной администрации. Нам так захотелось, чтобы в Михайловском росли кедры, посаженные нашими руками!
ПРИБЫТИЕ НА ТУРБАЗУ
После посадки все дружно уселись в автобус и отправились на турбазу. За пару часов пребывания в автобусе мы познакомились друг с другом, увидели за окном живописные пейзажи и проехали по подвесному мосту над рекой Чарыш. На турбазе мы принялись обустраивать свое жилье, а точнее – ставить палатки. С первой мы разбирались долго, обнаружились «лишние» детали, но вторую уже устанавливали почти профессионально! Потом сходили в бассейн, посетили «кухню» и «столовую». К этому времени как раз был готов питательный и вкусный ужин - лапша быстрого приготовления! Отбой мы пытались игнорировать, но здесь преподаватели на уступки не шли, так нам пришлось 8 часов драгоценного времени потратить на сон…
ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОЖКУ
В течение нашего пребывания на турбазе мы посетили множество занятий на самые разнообразные темы, связанные с окружающей нас природой и ее охраной. Рассказывали нам обо всем этом наши преподаватели, за что выражаем им огромную благодарность! Преподаватели были очень разные – опытная и задорная Ольга Владимировна, всеумеющий и никогда не унывающий Эвальд Юрьевич, пытающиеся казаться строгими и тут же хохочущие вместе с нами Алена, Наташа и Жанна Александровна, мудрая и единственная в своем роде Надежда Сановна. Они старались сделать дни нашего пребывания в лагере разнообразными и насыщенным.
Нас разделили на 4 группы, у каждой группы было свое задание на день: «зеленый патруль» следил за порядком в лагере, «аниматоры» придумывали развлечения на вечер, «журналисты» готовили очередной выпуск «Вестей Жемчужины гор», «повара» готовили еду на костре, это было самое трудное задание! Обычно завтрак был: «Не очень, но всё равно спасибо», обед – «О, это самый вкусный обед за весь сезон! Супчик – просто чудо!», ужин – «Рестораны отдыхают!». Мы успевали купаться в бассейне, загорать, устраивали посиделки у костра с обсуждением пройденного дня. Научились разжигать костер и варить на нем еду на 30 человек в ведрах, переправляться через реку и преодолевать различные препятствия, научились рисовать на камнях. Больше всего запомнились сплав по реке, поход к месту раскопок древних курганов скифских времен и пещерам, и ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭКОЛОГИ!!!
ПОХОД В ПЕЩЕРЫ
Нас долго держали в лагере, обещая большой поход, но этого пришлось ждать. Но в один из дней весь лагерь проснулся в ожидании похода в пещеру. Все были рады, и погода соответствовала нашему настроению: было ясно, солнечно и жарко с самого утра. Все дружно сходили на зарядку, потом на завтрак. Во время завтрака было много вопросов: «Далеко ли ехать?», «Будем лазить в пещеру?», «Живут ли там летучие мыши?»…
Наконец все собрались и мы отправились. В автобусе ребята смотрели в окна, пытаясь рассмотреть всю красоту природы. Вот мы остановились недалеко от подножия какой-то горы и все, не дожидаясь команды руководителя, двинулись в гору. Вскоре девчонки начали уставать, но пацаны взяли их за руки и не останавливались. Наконец мы на вершине горы!
Так как в лагере не было мобильной связи, то все начали звонить своим родным и близким, делясь своими впечатлениями, потому что вид с горы открывался очень живописный! Позвонив, все двинулись дальше. Метров через 10 мы наткнулись на огромную дыру в земле. Нам объяснили, что это один из входов в штольню Демидова, где добывали серебро, медь, железо. На фоне этой штольни и на фоне красоты гор мы много фотографировались.
Второй вход в пещеру расположен на расстоянии нескольких километров и каторжники, работавшие на руднике, должны были внутри горы прорыть туннель, соединяющий оба входа. Не пользуясь никакими приборами, они ошиблись и разошлись на 60 метров. Вдруг появилась идея сходить еще к одной пещере. Спустившись наполовину склона горы, мы двигались по тропинке вдоль обрыва. Было страшно, иногда камни летели из-под ног в обрыв к реке, но и весело тоже. Все друг другу помогали. Уставшие, мы добрались к пещере Ледяной. Там было так красиво, что трудно описать словами такую красоту. Название соответствует температуре в этой пещере, но это было очень кстати после жары.
…Нужно было идти назад. Мы очень аккуратно, держась друг за друга, начали крутой спуск к реке. На пути к автобусу нам пришлось четырежды переходить реку вброд. Течение в некоторых местах было быстрое, поэтому острые ощущения были гарантированы! Шли прямо в обуви, потому что каменистое дно было очень скользким и трудно было устоять. Мокрые, уставшие, но счастливые, мы дошли до автобуса и нас повезли в лагерь.
«ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Однажды нас разделили на две команды и каждой выдали карту с отмеченными участками, где спрятано что-то очень важное. Так началась игра «Цивилизация». Надо сказать, что места эти были крайне труднодоступные – то в гнезде, высоко на дереве, то под крутым обрывом, то в кустах шиповника. В общем, пришлось попотеть, тем более что хотелось успеть собрать все элементы быстрее команды-соперника.
В итоге в наших руках оказались кусочки писем - одно полностью и часть второго, и мы чуть не переругались внутри команды, гадая, где же мы ошиблись, и почему второе письмо не полностью. Оказалось, что соперничать в данной игре не было смысла, и прочитать письма полностью мы смогли, только объединив находки обеих команд.
Это были письма погибшей цивилизации, в которых нам рассказывалось о том, какие ошибки они совершили, и как это привело их к гибели. И сквозь строчки этих писем просвечивались экологические проблемы и экологические катастрофы и нашей цивилизации.
Вот так, сначала побегав и разыскав эти письма, мы потом долго обсуждали, как спасти нашу планету и человечество от последствий неразумной человеческой деятельности и что по силам конкретно нам.
НЕДЕЛЯ БЫСТРО ПРОЛЕТЕЛА
За неделю, которая, к сожалению, так быстро пролетела, мы все стали одной большой и дружной семьей. Но это еще не все! Мы обменялись друг с другом адресами и телефонами, чтобы поддерживать связь. Отдых и занятия в эколагере запомнятся нам на очень долгое время и каждый из нас не против повторить эту недельку!
Савва МОРОЗОВ, Алексей БЫКОВСКИЙ, Айслу БИКСУЛЬТАНОВА, Алена ОСАДЧАЯ, Естай КАЛИЕВ,
с. Михайловское

АКЦИЯ НА АЛТАЕ
Главной и очень ответственной миссией нашей группы была посадка кедров в Краснощековском районе, продолжая акцию «Кедр-возрождение традиций», начатую по инициативе губернатора Томской области В. М. Кресса в 2003 году. Для этого мы закупили пятилетние привитые кедры в лесхозе г. Томска. По мнению ученых они должны плодоносить уже через 6 лет.
В Краснощеково нас встретила делегация школьников из четырех районов и местные жители.
Посадить кедры пришли и представители местной администрации. Данная аллея стала украшением мемориала погибших жителей в годы войны.
РАБОТА В ЛАГЕРЕ
Тренерами в нашем отряде были члены экологического клуба Алтайского государственного университета и преподаватели экологии школ. Мы познакомились с работой эколого-туристического клуба «Горизонт» с. Барановка, Змеиногорского района и его необыкновенным руководителем Гайдуковой Надеждой Александровной. Все ребята лагеря были влюблены в Лущаева Эвальда, который все, чем мы занимались в лагере, делал лучше всех: разрисовывал камни, проводил самые прикольные игры, зарядку, плавал и играл в волейбол. Чибрикова Наталья, Лисица Жанна и Шабанова Алена отличные вожатые, тренеры, а теперь и большие наши друзья.
Руководитель ОО «Экополис» Кузнецова Светлана Николаевна была нашим гидом во время следования в лагерь, на Чарышские пещеры и к местам раскопок могил скифов. Свободного времени у нас хватало лишь на то, чтобы быстро искупаться в бассейне, а остальное время было занято экологическими играми и занятиями. У нас было четыре команды и каждый день дополнительно к занятиям мы выпускали газету, наводили порядок в лагере, готовили игры для вечернего костра или дежурили по кухне. А еще у лагеря есть интересная традиция: на костре знакомства каждый «вытягивает» себе «тайного друга» и в течение всей смены ему пишет, шлет подарки… Получение почты было одним из приятных событий нашей жизни в лагере.
НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Больше всего запомнилась природа Алтая: живописные склоны гор, бурлящие горные реки и захватывающие пороги. Сплав по реке Чарыш был одним из самых интересных событий. Занятия, которые проводили наши тренеры по лагерю, были полезными, интересными и увлекательными. Глубокий след в нашей памяти оставили походы по Алтайским горам, таинственные и красивые пещеры, прозрачный и чистый воздух. Многим из нас впервые пришлось варить еду на костре для всего лагеря. Мы с удовольствием ели пищу, которую готовили сами и наши друзья на природе в беседке. Самым запоминающимся событием в жизни лагеря было посвящение в экологи. Оно начиналось в 12 часов ночи и закончилось в четвертом часу. Каждый из нас должен был пройти проверку на «прочность». Шесть испытаний мы преодолевали при свете одного прожектора. Все началось с проверки командного духа, испытания продолжились в группах, а затем каждый должен был доказать, что он достоин звания «эколог». «Дух» воды на берегу Чарыша смыл наши прежние грехи перед матушкой-природой, а далее со свечами в руках все давали клятву беречь и защищать нашу природу.
В лагере мы приобрели прекрасных друзей и нужную закалку, которая необходима каждому для цивилизованного общения с природой. Домой возвращаться никому не хотелось. Было приятно, что наша делегация оставила о себе хорошее впечатление, а Ольга Владимировна получила приглашение для участия в смене экологов на следующий год. Надеемся, что кто-то из нас снова сможет побывать в этом прекрасном местечке Алтая и встретиться со своими друзьями.
ОБМЕН ИДЕЯМИ
И ОПЫТОМ

Очень значимой стала данная поездка для ребят, по мнению нашего руководителя, которые, во-первых, пополнили свои экологические знания. Во-вторых, эта работа дала возможность юным экологам познакомиться с деятельностью сверстников в соседнем регионе.
Обмен опытом всегда обогащает и наталкивает на новые идеи для дальнейшей работы.
Мы благодарны за спонсорскую поддержку ОГУ «Облкомприрода», а так же работникам центра экологической политики и информации под руководством О. И. Кобзарь и конечно всем организаторам и тренерам смены экологического лагеря на Алтае.
Своими впечатлениями с вами поделились члены экспедиции на Алтай: Ковалев П, Самарин С, Сопельниченко Т, Бек Е, Голдовская Т, Энгельке Н, Плотников С, Мискичекова И, Трубицин А. и руководитель клуба «Исследователь» Перковская О. В.

Лагерь и кедры
В третий раз лагерь «Заповедная Родина» работал в Краснощековском районе. В этом году он стал межрегиональным, так как помимо команд из Михайловского, Змеиногорского, Шелоболихинского районов Алтайского края и г. Барнаула были приглашены школьники и преподаватели Томской области.
В рамках томской акции «Кедр - возрождение традиций», которая началась по инициативе губернатора области В. М. Кресса в 2003 году, всеми участниками экологического лагеря была посажена аллея кедров в честь погибших героев в парке с.Краснощеково. Пятилетние кедры из томского питомника привиты и уже через 6 лет подарят шишки. Теперь у каждого участника лагеря есть свое дерево, которое будет расти вместе с ним.
Первого июля туристический комплекс «Жемчужина гор» встретил 20 школьников и 6 преподавателей. Занятия проводили тренеры экологического клуба, Тигирекского заповедника и руководители групп. Преподаватель из с. Барановка Н.А. Гайдукова, турист со стажем, показала мастер-класс по завязыванию узлов, ориентации на местности, а также по организации переправы через воображаемую речку и спуск-подъем с горы со всем необходимым снаряжением, что, несомненно, может пригодиться в жизни, и вызвало живой интерес участников.
Очень увлекательным как для детей, так и для преподавателей оказался спецкурс гостьи из Томской области О.В. Перковской – определение качества воды в водоемах методом биоиндикации и наблюдения за беспозвоночными в природе. Набравшись опыта, барнаульские тренеры планируют проведение этого курса с другими ребятами.
Кроме того, школьников познакомили с ООПТ и правилами поведения на их территории, рассказали, что такое Красная книга. Научили составлять карту-схему местности. Детям и преподавателям очень понравилось рисовать на камнях в рамках курса цветовой экологии по программе Т.В.Шпотовой. Уроки Лидерства, которые проводил Э.Ю. Лущаев (г. Барнаул) помогли сплотиться нашей команде и создали дружественную атмосферу в лагере. Именно здесь, школьники стали настоящими экологами.
Особенно участники были в восторге от сплава по реке Чарыш и похода в пещеру Холодную. Путь в пещеру был не легкий, но трудности сплотили ребят.
Справки по телефону: 8-913-234-32-42 (Чибрикова Наталья), экологический клуб АлтГУ

Лучшие Вожатые России
Победителем II Всероссийского конкурса молодых специалистов сферы отдыха и оздоровления детей 2007 года в номинации «Лучший заместитель директора лагеря» признана Анна Миронова из Бийского загородного реабилитационного лагеря «Лесная сказка». Она представила на суд зрителей и жюри программу летнего отдыха «Мозаика лета», посвященную 70-летию Алтайского края и 300-летию Бийска.
Призером в номинации «Лучший вожатый лагеря» стал барнаулец Иван Ивакин. Он защищал проект «Мы живем на Алтае».
Всего в конкурсе приняло участие 25 молодых специалистов со всей страны, - сообщают в управлении края по образованию и делам молодежи. Алтайский край представляли двое участников, успешно защитившие свои проекты. На уровне региона их работа также была отмечена ранее.
Так, Анна Миронова является лауреатом краевого конкурса молодых специалистов-организаторов летнего отдыха среди заместителей директоров, кандидатом на премию Президента РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» «Поддержка талантливой молодежи». Иван Ивакин - победитель краевого конкурса молодых специалистов-организаторов летнего отдыха среди вожатых и также кандидат на премию в рамках нацпроекта.

Детей собрали в школу
В Алтайском крае более 15 тысяч детей получили помощь в рамках акции «Соберем детей в школу»
Она проводилась в целях оказания социальной помощи и поддержки остронуждающимся семьям в подготовке детей к новому учебному году. Акция проходила при поддержке управления края по образованию и делам молодежи с 1 по 31 августа текущего года.
Как поясняют в управлении, на конец августа в крае материальная помощь оказана около 15 тысячам школьникам. Администрациями городов и районов выделено для поддержки данной категории детей более 1,2 миллиона рублей. Также в 2007 году привлечено порядка 2 миллионов рублей спонсорских средств – почти в 2 раза больше, чем в прошлом году (в 2006 году - около 900 тыс. рублей).
За счет различных источников финансирования одежды приобретено более чем на 2,2 млн. рублей, канцелярских товаров - на 840 тыс. рублей, учебников - на 700 тыс. рублей.
Особенно активное участие в проведении акции принимают города Заринск, Новоалтайск, Алейск, а также Алейский, Благовещенский, Егорьевский, Завьяловский, Косихинский, Курьинский, Павловский, Рубцовский, Троицкий, Чарышский и другие районы.