Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№6 (198) 2012 год / Страница 30-31
Музеи Большого Золотого кольца Алтая
История камнерезного дела 4 июня участники журналистской экспедиции посетили Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае. Директор музея Ольга Борисовна Панина встречала гостей на входе – рядом с фотографией самого знаменитого произведения искусства, сотворенного руками колыванских камнерезов – Царицей ваз, которая находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ольга Борисовна кратко рассказала об истории села Колывань. - История села Колывань началась в первой половине XVIII века, когда некоронованному королю Урала Акинфию Демидову пожаловали алтайские прииски полиметаллических руд, – начала она свой рассказ. – Сначала он послал сюда своих приказчиков для осмотра мест древних выработок. А в 1725 году у подножья горы Синюха на берегу речки Локтевка была произведена первая опытная плавка меди. Однако это место показалось неудобным для строительства настоящего медеплавильного завода, и приехавший вскоре из Санкт-Петербурга горный офицер Никифор Клеопин переносит завод в более подходящее место в верховье реки Белая, которая вытекает из озера Белого. Произошло это в 1728 году. Он и считается годом основания села Колывань. В 2006 году по старинным чертежам восстановлена 12-метровая башня, которая была выстроена в 1728 году. В селе построили жилые дома, а на речке Белой – завод. Он получил название Колывано-Воскресенский медеплавильный завод Акинфия Демидова. Но славу Колывани принесла все-таки не медь, а цветные поделочные камни, о которых узнает Екатерина II. Она отправляет на Алтай несколько экспедиций. Вокруг Колывани было найдено около 60 месторождений цветного поделочного камня. Принимается решение – построить на месте закрытого к тому времени медеплавильного завода фабрику по обработке цветного камня. Это произошло в 1802 году. В рекордно короткий срок – всего за восемь месяцев – было построено двухэтажное здание. Проектировал и руководил этой стройкой первый управляющий завода Филипп Васильевич Стрижков. Талантливый художник, архитектор, инженер, к большому сожалению, умер в 1811 году в возрасте 42 лет. Могила его утеряна, но подлинники чертежей, выполненных его рукой, хранятся в нашем музее. А в производственном корпусе, построенном под его руководством, колыванские мастера-камнерезы работают до сих пор. На отдельной витрине выставлены срезы знаменитых алтайских камней – ревневской яшмы и белорецкого кварцита (белоречита), коргонского порфира. Рисунки на срезах причудливы и удивительны. На одном можно разглядеть силуэт застывшего в прыжке льва, на другом – веточку на заснеженном поле, на третьем – глухаря на току. На срезах нескольких образцов «отпечатались» целые пейзажи. Такие необыкновенные камни люди ценили во все времена, недаром Колывань считалась богатым поселением. Жители села до сих пор находят на своих огородах старинные монеты. Когда знакомишься с экспозицией этого музея, удивляет не только причудливость природы, создавшей эти удивительные камни, но и творения колыванских камнерезов. Вообще-то они прославились произведениями довольно крупных размеров. Одна Царица ваз высотой в два с половиной метра и весом в 19 тонн чего стоит! А кроме нее в XIX веке они изготовили более 900 монументальных произведений искусства – огромные вазы и чаши, массивные колонны и камины. Все эти работы отправлялись в Санкт-Петербург для оформления дворцов и дворцовых парков. Но, оказывается, и в изготовлении мелких изделий тонкой работы местного мастера тоже преуспели. Подтверждение тому – камея, выполненная резчиком Федором Голубцовым, которую можно увидеть на одной из витрин музея. Вообще-то таких камей было 12, и сделаны они были колыванскими мастерами по эскизам художника Федора Толстого в честь победы российских войск над Наполеоном. Федор Голубцов трудился над этой камеей в течение двух лет. Он выбрал союзную яшму, темно-зеленый цвет послужил фоном, из светло-зеленого цвета, убирая все лишнее, он вырезал профиль царя Александра I. Алтайские камни известны своей твердостью, а значит, в обработке они очень сложны. Но мастерство этого камнереза поражает – ему удалось выполнить мельчайшие детали: пряди волос, лунки ногтей. Некоторые детали настолько мелкие, что разглядеть их удалось лишь через объектив фотоаппарата под большим увеличением. До наших дней сохранилось всего пять камей. Четыре из них находятся в Государственном Эрмитаже. И все же монументальных изделий было гораздо больше. Изготавливались они, конечно, не вручную, а с помощью специальных станков. Для того, чтобы они могли работать, в 1729 году на Колыванской камнерезной фабрике была устроена рукотворная плотина, с которой по специальному желобу вода поступала на огромное колесо, которое и приводило в движение все механизмы. Кстати, оно работает до сих пор, и во время экскурсии по Колыванскому камнерезному заводу журналистам это наглядно продемонстрировали. В одном из залов музея на специальном макете можно увидеть все этапы обработки камня на Колыванском камнерезном заводе в XVIII-XIX веках. Здесь же представлены и современные произведения местных мастеров-камнерезов. За лето музей посещает около шести тысяч человек, среди них – туристы со всей России и стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
История знаменитого оружейника
Курьинский краеведческий музей, который все чаще называют просто «музеем Калашникова», оказался самым скромным на пути журналистской экспедиции «Большое золотое кольцо Алтая». Но это только пока. В 2009 году Губернатор Алтайского края Александр Карлин отдал распоряжение создать мемориальный музей легендарного конструктора стрелкового оружия в бывшей Курьинской школе, где он когда-то учился. Летом 2010 года Михаил Калашников передал для будущего музея своего имени часть личного архива – книги, фотографии, военную форму и гражданский костюм, коллекцию наручных часов. Еще 1400 экспонатов для будущего мемориального музея выделил Алтайский государственный краеведческий музей. Кстати, музей Михаила Калашникова будет его филиалом. Сейчас идет реконструкция здания бывшей школы. Предположительно новый музей откроется в следующем году. Здесь будет несколько экспозиционных залов, каждый из которых посвятят определенному периоду жизни знаменитого земляка, от детства до изобретения легендарного автомата Калашникова. Отдельный зал займет экспозиция о переселенцах из других частей России, осевших на территории Курьинского района. Ведь Михаил Тимофеевич, как известно, был потомком переселенцев. Сейчас же музей занимает два небольших зала, один из которых посвящен истории, культуре и быту жителей Курьинского района, а второй – его военной истории, частью которой и является Михаил Калашников. С экспонатами гостей познакомила директор музея Людмила Николаевна Куриленко. Она рассказала, что Михаил Тимофеевич неоднократно бывал в этом музее и даже помнил, на каком месте расположены определенные экспонаты, он сразу замечал, когда их перемещали с витрины на витрину. И это не удивительно, ведь немалая часть этих экспонатов была подарена музею именно им. Например, армейский штык-нож, или металлическая туба с именной водкой «Калашников», сделанной в Ижевске, или муляж автоматного рожка. Особое место занимает макет самого первого автомата, изобретенного Михаилом Тимофеевичем – АК-47, а также пишущая машинка и патефон, которые были найдены на чердаке дома, принадлежащего его сестре Агафье Тимофеевне. В нем когда-то жил и ее знаменитый брат. А самого дома уже давно нет – он снесен. Пока музей не может похвастаться большим количеством посетителей, но после того, как он переедет в помещение бывшей школы, ситуация, несомненно, изменится. Наверняка найдется немало туристов, желающих побывать на родине гениального оружейника и узнать побольше о его жизни и творческом пути.
Народные музыкальные инструменты
В тот же день журналисты побывали в музее народных музыкальных инструментов в селе Карпово-2 Краснощековского района. Примерно год назад ребята из общественного экологического движения «Начни с дома своего» присутствовали на открытии этого удивительного музея, газета «Природа Алтая» подробно писала об этом событии. Теперь же сюда проложили маршрут и журналистской экспедиции. Напомним, создателем этого уникального музея и всех его экспонатов стал житель села Александр Епифанцев. Сама усадьба раньше принадлежала его родителям. Здесь и сейчас сохранилась обстановка сельского дома середины прошлого века: вышитые рушники, полотенца и покрывала. Это творение рук матери Александра Епифанцева. Теперь здесь «живут» музыкальные инструменты – более 70 экземпляров. А иногда – и туристы. Да-да, в этом музее-усадьбе можно провести несколько дней. Для этого есть все условия. С точки зрения сельского жителя, конечно. В усадьбе мастера Епифанцева гостей уже ждали. Здесь собрались ребятишки из местной школы. Они разделяют увлечение хозяина усадьбы. - Это детишки из моего ансамбля «Родничок», – говорит Александр Епифанцев. – Мы с ними почти два месяца занимаемся, и уже выучили «Барыню», «Камаринскую» и «Плясовую». А ведь до знакомства со мной все они ни разу никакого музыкального инструмента в руках не держали! У каждого из ребят – свой музыкальный инструмент. Но почему-то все едины в одном – хотят играть на волынке. Но вот только ни у кого пока это толком не получается. А Александр Епифанцев уже и подходящую волынку сделал – маленькую, чтобы ребятишкам на ней играть удобно было. Есть у Александра Апифанцева единомышленники и среди взрослых. Это его музыкальный коллектив «Земляки». Александр Епифанцев говорит, что никакого музыкального образования у него нет. А свои музыкальные инструменты он делает, лишь пользуясь фотографиями или репродукциями старинных картин и гравюр. Как у него это получается? Говорит, что и сам не знает. Только, улыбаясь, шутит: «У меня костыль и тот играет». Про костыль проверить не удалось, но маленькие крыловидные гусли, струны которых сделаны из обычной проволоки, к удивлению гостей звучали отлично. За год существования музея мастерство Александра Епифанцева было признано на международном уровне. Он побывал на международном фестивале в Лончано (Италия) и Монтодоре (Франция). В этом году он получил приглашение на фестиваль волынщиков, который проходит в Болгарии. Поступило приглашение и из Республики Алтай – мастера просят дать там серию мастер-классов игры на славянских народных инструментах: гуслях, волынке и жалейке. А вот для журналистов экспедиции «Большое Золотое кольцо Алтая» Александр Епифанцев устроил настоящий концерт, продемонстрировав звучание нескольких музыкальных инструментов. Он показал звончатые гусли, аккорд которых звучит 25 секунд, сыграл на шлемовидных гуслях, колесной лире, помповой флейте. А самый живой интерес у гостей вызвали волынки. С удивлением они узнали, что у славян волынки тоже были, только назывались по-другому – дуда. Кстати, оказывается, что своя волынка была и у китайцев, а Александр Епифанцев сделал ее из местных материалов – камыша и тыквы. Он сыграл на обеих волынках, предоставив своим зрителям возможность сравнить звучание этих необычных музыкальных инструментов. Нередко находятся люди, которые хотели бы приобрести у Александра Епифанцева какую-либо музыкальную диковинку. Но экспонатами музея мастер не торгует. Зато принимает заказы. Да и то в случае острой финансовой необходимости. Самым большим спросом пользуются гусли, волынки и жалейки. Делал Александр Епифанцев на заказ и несколько колесных лир. А однажды сделал заказчику гусли, но так и не смог с ними расстаться. Они заняли свое место в экспозиции музея. Кстати, в этом музее можно взять в руки любой музыкальный инструмент и попытаться извлечь из него звуки. Александр Епифанцев такому интересу к своим творениям только рад. Вот только потока туристов у калитки его усадьбы пока, к сожалению, не наблюдается. А зря. Этот человек – из тех, встречи с которыми остаются в памяти надолго. Вот и журналисты вспоминали его на протяжении всей экспедиции – настолько сильным было впечатление от знакомства с этим удивительным человеком и его коллекцией музыкальных инструментов. Кстати, Александр Епифанцев уже взялся за работу над новыми экспонатами своего музея – большими 21-струнными гуслями и шотландской волынкой.
История Алтайского района
Директор краеведческого музея Алтайского района Петр Александрович Тырышкин удивил участников журналистской экспедиции тем, что провел экскурсию по залам своего музея (а их здесь 13) за 15 минут! При этом успел еще рассказать об Алтайском районе. Дело в том, что программа экспедиции 7 июня была очень насыщенной, и группа выбивалась из графика. Но, несмотря на малое количество времени, Петр Александрович успел показать гостям самые интересные на его взгляд экспонаты. - Наша земля дважды Алтайская – она находится в Алтайском районе Алтайского края, может быть именно поэтому здесь можно встретить все, чем славится наш край, – начал он свой краткий рассказ. – У нас самые глубокие пещеры, например, Геодезическая. Ее глубина 214 метров, а длина – пять километров. Село Алтайское – это родина сыра «Советский». Через наше село проходила одна из экспедиций Николая Рериха, когда он шел в Усть-Коксу. Когда мы решили сделать зал, посвященный этому великому философу, нам денег на эти цели не выделили, но жители села Алтайское обустроили его сами, так сказать, методом народной стройки. Примерно также ранее возник зал народного творчества. Местные (и не только) художники и народные умельцы несли сюда свои работы. Самые лучшие и интересные стали частью экспозиции музея. Свой вклад внес и Губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он подарил музею очень необычную вещь – алтайский календарь. – В прошлом году мы отремонтировали крышу, сделали ремонт, но самое главное, что наш музей поистине народный, – продолжал свой рассказ Петр Александрович. – Три года назад у нас было три тысячи экспонатов, а сегодня восемь с половиной тысяч. Многие из них подарены жителями нашего района. Несут нам все – даже не знаю, чего у нас нет. Я вам сегодня покажу только то, чего нет в других музеях. И правда, экспонаты, показанные им, заинтересовали журналистов. Вот, например, где еще увидишь такую богатую коллекцию старинных утюгов? Нет, они есть во многих краеведческих музеях, но один экспонат совсем необычный. Этот утюг топится, как маленькая печка-голландка. А где еще есть вафельница, в которой можно выпечь вафли с гербом Российской империи? Или православные икона и рака, подаренные Государственным Русским музеем? Здесь есть и фотоувеличитель, сделанный 107 лет назад в Дрездене. И на нем до сих пор можно работать! Есть в коллекции музея и необычный баян – четырехрядный. Судя по надписи, он принадлежал братьям Сунцовым. Как и во многих районных краеведческих музеях, есть экспозиция под названием «Русская изба». Но кроме стилизованной русской печи и домашней утвари, здесь можно увидеть настоящие полати – самое теплое место в избе, где зимой спали хозяева дома. - В вот это, как вы думаете, что такое? – спрашивает Петр Александрович, показывая какой-то странный предмет, отдаленно напоминающий прялку, только слишком уж маленькую. – Это складная прялка, с которой девушки ходили на посиделки. Одно движение – и она складывается, становится совсем небольшой. Не успели журналисты посмотреть на диковинный предмет, как Петр Тырышкин позвал их в следующий зал. - Вот это долбленая лодка, которую подняли в 2006 году со дна озера Ая, – продолжил он. – Один новосибирский археолог сказал, что ей не менее 250-350 лет. А вот наш зал природы. Я покажу вам рога северного оленя, изюбра, бизона, носорога. Вот глухарь, косуля, кабарга. Кабаргу вообще сейчас редко где увидишь – хоть живую, хоть в виде чучела. Так что краткая экскурсия оказалась очень содержательной, и некоторые за нас решили – если снова окажутся в командировке, обязательно зайдут в этот удивительный музей и подробнее познакомятся с его экспонатами.