Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 34-35 страница

Молодые хозяева земли и Школа экожурналистики

С 8 по 12 июля в Курьинском районе прошла экспедиция-практикум «Молодые хозяева Земли», участниками которой стали ребята, обучающиеся в краевой очно-заочной школе Алтайского краевого детского экологического центра. В рамках экспедиции прошла и традиционная Школа экологической журналистики.

Экспедиция к сокровищам Курьи

Место жительства – палатка
В экспедицию по Курьинскому району отправились 16 ребят из разных районов Алтайского края и трое педагогов АКДЭЦ: руководитель экспедиции Елена Михеева, Ольга Нехорошкова и Евгения Лебедева, а также корреспондент газеты «Природа Алтая» Елена Панфило.
Во время экспедиции-практикума ребят разделили на две группы: растениеводы и журналисты. В рамках экспедиции работала школа экологической журналистики «Алые паруса», организованная педагогами АКДЭЦ совместно с редакцией газеты «Природа Алтая».
Занятия в группах проходили каждый день, ребята получали практические задания и рекомендации по их выполнению. Кроме того, юные экологи и журналисты научились быстро и правильно ставить палатки, готовить пищу на костре, выживать в походных условиях в непогоду – лето в этом году выдалось дождливым.
Несмотря на трудности и отсутствие привычного домашнего комфорта, ребята каждое утро отправлялись в поездки или на экскурсии, работали на практических занятиях, а в конце дня веселились на вечерних мероприятиях.
Экспедиция дважды меняла «место дислокации» – сначала на несколько дней ее палаточный лагерь был установлен в окрестностях села Казанцево, а потом переместилась на берега Белого озера, поближе к знаменитой горе Синюха.

Большие дела маленькой школы
В первый день участники экспедиции осваивались на берегу небольшой речки в окрестностях села Казанцево и изучали растения на склоне ближайшей горы, сплошь усеянной спелой лесной клубникой. А на следующий день началась работа.
Юные растениеводы и журналисты отправились в Казанцевскую среднюю школу – посмотреть на созданный там учебно-опытный участок. Школа небольшая, в ней учится всего 65 ребят из трех сел – Казанцево, Ручьево и Каменки.
Однако ученикам и педагогам этой школы удалось создать такой учебно-опытный участок, которому могли бы позавидовать школы крупных райцентров. Площадь его довольно велика для такой небольшой школы – 1,6 гектара. Но тем не менее с 2003 года, когда был образован учебно-опытный участок, он считается лучшим в районе и одним из лучших в крае.
Педагоги скромно говорят: «Просто наши дети умеют работать на земле». Вот, казалось бы, и весь секрет. Ребята проходят на участке обязательную летнюю практику, весной и осенью здесь проводятся уроки труда.
Весной, если надо вспахать участок или провести боронование картофеля, ребята с разрешения родителей приезжают сюда на собственных лошадях. Иногда даже со своими боронами. От работы никто не отлынивает.
Выращенные на участке овощи попадают в школьную столовую. Излишки идут на продажу, а вырученные деньги направляются на нужды школы.
Ребята, которые особенно старательно трудились на грядках, получают «премии»: бесплатное питание в школьной столовой либо на месяц-полтора, либо даже на целую четверть. Для местных жителей, которые живут небогато, это неплохое подспорье.

Экскурсия по школьному участку
Экскурсию по школьному участку провела девятиклассница Елизавета.
– Наш учебно-опытный участок включает в себя восемь отделов: цветочно-декоративный, плодово-ягодный, производственный, коллекционный, отдел овощных культур, полевых культур, дендрарий и отдел, на котором работают ребята из начальных классов, – рассказала Елизавета. – Есть у нас и своя экологическая тропа. По протяженности она небольшая, но очень удобная. За сорок минут урока можно посетить все станции. Первая станция нашей экотропы – дендрарий. Это именная работа выпускников 2006 года. Ребята вложили в это дело немало сил. Раньше на территории нашей школы росли огромные тополя и березы. Их надо было спилить. Но старые деревья были очень высокими. Этой работой, конечно, занялись взрослые. Распиловку вели по частям, используя веревки для направления падающих частей деревьев. А потом все вместе корчевали пни, перекапывали и разравнивали почву, готовили посадочные ямы… Но это было только началом долгой кропотливой работы.
Все деревья и кустарники в дендрарии именные: на табличке рядом с названием растения выведена фамилия того выпускника 2006 года, который его посадил. Дальнейшим выпускам повезло меньше – для них остался лишь небольшой клочок земли. Поэтому каждый год выпускникам школы выделяют лишь одну посадочную яму, и они высаживают дерево – одно на всех. И на табличке под названием дерева красуется дата их выпуска. Например, в этом году выпускники Казанцевской школы посадили пихту, а в прошлом – липу.
Как отмечают педагоги, многие растения прекрасно чувствуют себя на территории их дендрария. Отлично приживаются сирень венгерская и обыкновенная, сосна, ель, снежноягодник, барбарис, миндаль, калина, жимолостью. А вот такие растения, как дуб, ясень зеленый, форзиция, орех, чубушник и кизильник, к сожалению, подмерзают.
Есть здесь и цветник. Пока он не такой роскошный, как того хотелось бы педагогам и школьникам – коммунальщики систематически проводят ремонтные работы на школьном дворе. И все же к середине лета на клумбах распускаются герани, флоксы, петунии, георгины, циннии, портулак…
Учебно-опытный участок Казанцевской школы – это не только клумбы и грядки. Есть здесь «Дарвиновская площадка» с крохотным водоемом, небольшим садом камней и альпийской горкой.
– Водоем представляет собой биоценоз, – пояснила учитель биологии и химии Татьяна Гридякина. – Сначала в него запустили ряску, все остальные растения и насекомые заселились в него сами – например, калужница или личинки комаров. Непонятно откуда взялся «волосатик» – безобидный червь, который в народе называют «живым волосом».
Участники экспедиции с интересом осматривали учебно-опытный участок, интересуясь лекарственными растениями, разнообразными видами лука, которые здесь представлены довольно широко. Но наибольший интерес у них вызвал почему-то именно крохотный водоем – всем хотелось разглядеть того самого загадочного «волосатика». А потом группа растениеводов осталась на учебно-опытном участке, а ребята из группы журналистов отправились обратно в лагерь, чтобы на мастер-классе корреспондента газеты «Природа Алтая» научиться правильно писать заметку в печатное издание.

Во глубине курьинских руд…
На следующий день Сергей Егиоя, кстати, постоянный автор газеты «Природа Алтая», показал участникам экспедиции Демидовские рудники на горе Воскресенская сопка. Ребята увидели четыре шахтных ствола, в которых добывали медь и серебро рудознатцы XVIII века. Их глубина от 23 до 47 метров. Эти шахты по сей день уходят глубоко под землю, и если постараться, можно увидеть входы в штольни. Только вот сами штольни давным-давно засыпаны.
– Ходят легенды, что в годы становления советской власти кулаки прятали в штольнях зерно, – рассказал Сергей Николаевич. – Большевики это зерно нашли, кулаков якобы расстреляли, а входы в штольни засыпали.
Демидовские шахты, несмотря на то что создавали их около трех веков назад, найти просто, если знать одну примету – где шахта, там отвалы породы (которые до сих пор четко видны на склонах). А на отвалах – березы. Такие «березовые островки» выделяются на травянистых склонах.
– Русским рудознатцам повезло – они искали руду уже по древним выработкам, – пояснил Сергей Егиоя. – Воскресенский рудник, шахты которого мы сейчас видим, был открыт в 20-х годах XVIII века. Сначала на восточном склоне Воскресенской сопки, а потом – в 50-60-х годах того же столетия – на западном. Его назвали Нововоскреским.
Историческая ценность Воскресенского рудника в том, что именно он дал Российской Империи первое сибирское серебро. За первые 30 лет существования здесь было добыто 20 тонн свинца, 30 тонн меди и 150 килограммов серебра.
Ребята с опаской заглядывали внутрь шахт, удивляясь, как это людям три века назад удалось вырыть такие глубокие «колодцы», ведь никакой техники у них, разумеется, не было.
– В Сибири при добыче руды в те времена использовали шпуры, – сказал Сергей Николаевич. – Брали ломик, забивали кувалдой в стенку породы, засыпали порохом, затыкали, поджигали и взрывали. Таким образом откалывали породу, убирали ее на поверхность в отвалы, потом снова в трещину забивали лом и повторяли манипуляции. Технологию эту завезли на Демидовские рудники специалисты из Германии. В 1747 году этот рудник у Акинфия Демидова забрали в пользу императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.
Осмотрев шахты на восточном склоне, участники экспедиции перешли на западный и остановились у пересекающей его глубокой стометровой траншеи. Это также дело рук демидовских рудознатцев.
– А знаете, почему Воскресенский рудник был заброшен? – спросил ребят Сергей Николаевич и тут же дал ответ. – Потому что в отличие от других рудников Алтая здесь месторождения полиметаллических руд находятся как бы в гнездах, окруженных пустой породой. Безошибочно угадать, где выкапывать шахту, было невозможно. Такое гнездо могло быть где угодно. Да и сейчас не исключено, что мы стоим прямо над крупным месторождением меди. Кстати, руда здесь очень богата этим металлом – его содержание в породе составляет 5%, а промышленная разработка меди введется, если в руде ее содержится не менее 0,5%.
Сергей Николаевич рассказал ребятам, как три века назад рудознатцы искали месторождения меди. Оказывается, они рыли разведочные траншеи – такие же, как и на Воскресенской сопке, – и плавили породу в пробных печах. Обнаруживали жилу – пробивали шахту. Нет – двигались дальше. В одну из старинных штолен, пробитую из разведочной траншеи, ребята даже смогли спуститься. Они любовались четырехметровыми сводами этой рукотворной «пещеры» и удивлялись – прошло почти триста лет, а своды так же прочны, как если бы их пробили с помощью современной техники.

Учимся сеять грамотно
Участники экспедиции побывали в Курьинском межшкольном комбинате в селе Курья, где ученики 10-11-х классов школ района могут получить такие профессии, как шофер (и, разумеется, водительские права), механизатор, швея-модельер. На занятия ребята приезжают раз в неделю на протяжении двух лет. Эта система работает уже с 1969 года.
Как рассказал директор комбината Константин Степанов, когда-то в Алтайском крае работало 25 таких комбинатов. До наших дней сохранился лишь один – Курьинский. На практике были случаи, когда его бывшие ученики, окончив вузы, возвращались к приобретенной в комбинате рабочей профессии.

Два музея в одной школе
В Усть-Таловской средней школе есть роскошный цветник, ухоженный дендрарий, фруктовый садик и сразу два небольших музея: музей декоративно-прикладного искусства и этнографии, которому уже десять лет, и камня, официальный статус которого на момент экспедиции был еще не определен.
Первый занимает отдельное помещение, где собраны всевозможные предметы старины, но наибольший интерес представляют изделия из керамики, выполненные ребятами, занимающимися в творческом объединении «Керамика», которое работает на базе этого небольшого музея. Под руководством педагога Татьяны Сапрыкиной они осваивают технологию ручного формования и работу на гончарном круге.
Второй музей появился совсем недавно и занимает лишь угол в одном из учебных классов. Коллекция минералов только формируется, но уже появились интересные экземпляры, собранные юными геологами под руководством учителя географии Ирины Назиной во время экспедиций или полученные на Колыванском камнерезном заводе.
Гордость школы – пришкольный участок. Здесь растут лекарственные травы. Ребята изучают их целебные свойства, способы размножения, правила сбора. Отдел полевых культур представлен тремя полями. Одно из них засеивают пшеницей, второе – картофелем, третье – бобовыми. В овощном отделе выращивают огурцы, помидоры, дыни, арбузы, кабачки, свеклу, редьку, репу, перец. Но особенно участникам экспедиции понравился плодово-ягодный отдел, где им позволили «объесть» кусты смородины.

Сокровища Курьи
Одним из самых ярких событий экспедиции стали дни, проведенные ребятами на берегу озера Белого, а кульминацией – подъем на гору Синюха. Преодолев трехчасовой подъем по крутой тропе, спотыкаясь о корни деревьев, высматривая путь среди скал, они увидели потрясающую картину.
Озеро Белое лежало внизу во всей своей красе, гряды скал напоминали крепостные стены, вдали виднелись снежные горные хребты. Зачарованные этим зрелищем, ребята забыли про усталость.
Особенно сильное впечатление этот вид произвел на ребят из степных районов. Они признались, что раньше им не приходилось видеть такие потрясающие пейзажи.
Завершилась экспедиция экскурсией в Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае, которую провела директор музея Ольга Панина. Она рассказала о символе алтайского камнерезного искусства – Царице ваз. Также Ольга Борисовна упомянула, что за все время существования Колыванской шлифовальной фабрики на ней создали более 900 значительных произведений. Большая часть сохранилась до нашего времени.
В собрании Эрмитажа 89 ваз, торшеров и чаш, а также четыре камеи. В том числе та самая Царица ваз – самое знаменитое творение алтайских камнерезов, – чаша весом 19 тонн, выточенная из цельного куска волнисто-зеленой яшмы.
В музее подробно показана история развития горнорудного производства и камнерезного дела на Алтае. Основная часть экспозиции – это копии и чертежи известнейших изделий, в том числе и Царицы ваз, с подробным описанием процесса изготовления.
В одном из залов можно увидеть и настоящий шедевр – камею «Родомысл», изготовленную в 1839 году по проекту выдающегося мастера Федора Толстого в память победы над Наполеоном.
На медальоне тончайшей работы, вырезанном из яшмы колыванским мастером Голубцовым, изображен Александр I в образе славянского бога Родомысла, которому приданы традиционные для классицизма античные черты.
На стенах музея множество портретов: управляющие заводом, мастера-камнерезы, учитель рисования – тоже незаменимые люди на такой фабрике. На стендах представлены образцы поделочных камней с местных месторождений: яшма, кварцит, порфир, гранит.
Особенно интересным ребятам показался макет цеха камнерезного завода с миниатюрными фигурками мастеров, изготовляющих каменную чашу.
Интересно и само здание, в котором находится музей. Оно было построено в 1868 году по проекту управляющего Колыванской шлифовальной фабрики И. Злобина для частного училища, в котором разместили рисовальный класс для одаренных мальчиков 8-14 лет.
В здании в разное время размещались школа, клуб, колесная мастерская, красный уголок фабрики. В конце 70-х годов здесь открыли ювелирную мастерскую, а одну из комнат отвели под музейную комнату. А потом мастерская закрылась, и все здание было отдано под музей.
Экспедиция получилась информативной, интересной и увлекательной. Позже ребята признались, что скучать им не приходилось. Участникам школы экологической журналистики было дано задание для начала учебного года: описать наиболее яркие события этого путешествия в своих заметках.

Елена ПАНФИЛО













Общая информация


История

Здание музея камнерезного завода было построено в 1868 году по проекту управляющего Колыванской шлифовальной фабрики И. Злобина для частного училища, в котором разместили рисовальный класс для одаренных мальчиков 8-14 лет 
Сведения

В собрании Эрмитажа – 89 ваз, торшеров и чаш, а также 4 камеи. В том числе та самая Царица ваз – самое знаменитое творение алтайских камнерезов, – чаша весом 19 тонн, выточенная из цельного куска волнисто-зеленой яшмы

Интересно

Воскресенский рудник был заброшен потому, что в отличие от других рудников Алтая здесь месторождения полиметаллических руд находятся как бы в гнездах, окруженных пустой породой. Безошибочно угадать, где выкапывать шахту, было невозможно 
Сведения

Историческая ценность Воскресенского рудника в том, что именно он дал Российской Империи первое сибирское серебро.

Заметки

Демидовские шахты, несмотря на то что создавали их около трех веков назад, найти просто – где шахта, там отвалы породы. А на отвалах – березы.  
Интересно

Все деревья и кустарники в дендрарии именные: на табличке рядом с названием растения выведена фамилия того выпускника 2006 года, который его посадил.

Заметки

Ребята, которые особенно старательно трудились на грядках, получают «премии»: бесплатное питание в школьной столовой   


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©