Интервью с педагогом
Нельзя было не очароваться неподдельным вниманием, с каким первоклашки слушали про библиотеки Крыма на дне открытых дверей в Российском детском фонде. От родителей я узнала, что 1 «Б» класс один из самых читающих в 55-й школе Барнаула. Поговорить с детьми в рамках акции «Читай, Алтай!» мне предложили на уроке литературы.
Читающий класс – это про нас!
На интервью я пришла чуть раньше. В классе царило бурное оживление: дети переодевались на урок физкультуры, что дало возможность пообщаться сначала с классным руководителем Еленой Парыгиной.
– Елена Юрьевна, как давно для вас стал очевидным факт, что дети мало читают? – Мой педагогический стаж уже 35 лет. И даже когда я только начинала работать, не для всех детей урок чтения был любимым, но тех, кто читать совсем не любил, были единицы. Я долго думала над этой проблемой, анализировала факты педагогической практики в начальной школе. Помню свое детство: родители выписывали периодическую литературу по своей специальности и детские издания – журналы «Мурзилка» и «Костер», «Пионерскую правду». Все это нами прочитывалось. Детских передач по телевидению было всего две – «В гостях у сказки» и «Спокойной ночи, малыши». Возьмем нынешнее время. Сейчас почти все книги экранизированы, для детей такая форма получения информации намного легче и интереснее. Родители заняты на работе, дети предоставлены сами себе, почти в каждой семье есть Интернет, где можно посмотреть любую книгу в виде фильма, не утруждая себя чтением. Подписываться на периодику практически перестали. В лучшем случае, взрослые покупают газеты в киосках «Роспечати». Не могу сказать, что детям не покупают книг вообще. Когда мы начинаем говорить о выставках и писателях, школьники приносят книги, но не в таком количестве, как было раньше. Возьмем библиотеки. Даже Центральная универсальная молодежная библиотека Барнаула им. В.М. Башунова, на мой взгляд, не снабжена детской литературой в таком количестве, как было раньше. Это одна из причин. Чтобы приучить ребенка читать, нужно не говорить, как это делать, а показывать на собственном примере. Родители должны читать, чтобы это видел ребенок. Опять вернусь в свое детство: у нас были нередкими вечера семейного чтения, которые мы все очень любили. Еще 15-20 лет назад родители моих школьников тоже устраивали такие чтения. Сейчас этого в большинстве семей нет, это вторая причина. И третья – нужно довести темп чтения ребенка до такого уровня, чтобы он не испытывал дискомфорта от того, что читает медленно, по слогам, не понимая смысла. Это одна из самых главных задач педагога.
– И как вы решили исправить ситуацию? – Каждый урок начинаю с чтения, будь то математика, урок литературы или окружающего мира. Хорошее чтение – одна из основных причин успешной успеваемости, расширения кругозора, общения с одноклассниками. Я давно этим вопросом занимаюсь и стараюсь предоставить детям выбор. Чтобы они могли не только сходить в библиотеку и взять книгу или купить ее, а создаю условия, чтобы первоклассники захотели это сделать сами, по своему собственному желанию. Первый класс предусматривает обучение без оценок, но ребенок идет в школу, чтобы получать пятерки. С родителями каждого выпуска мы договариваемся о том, как будем поощрять детей. Наша школа имеет номер, который содержит две пятерки. Заказали и сделали специальную печать в виде солнышка. Ученик, получив 55 солнышек сначала на картонке, получает медаль, на которой написано слово «молодец». За что он получает солнышки? Конечно же, за чтение. Нужно прочитать текст грамотно и выразительно. В рамках внеурочной занятости веду курс «Я – исследователь». У каждого ученика есть своя папка с кармашками: прочитай, спроси, понаблюдай, обратись к Интернету, посмотри занимательную программу по телевизору, найди другие источники. Прошу приготовить ребенка сообщение на какую-либо тему, а для этого нужно искать литературу, дополнительно читать. Затем ученики выступают с сообщением перед классом. Наш класс – театральный, мы ставим спектакли и выступаем с ними. Первые зрители, конечно, родители. Затем показываем спектакли перед учащимися школы, в детских садах и детских домах. Принимаем участие в фестивалях и конкурсах. 25 апреля на фестивале «Свет восходящих звезд» получили диплом. Для того чтобы хорошо сыграть роль, мы учим слова, работаем над интонацией, актерским мастерством. Все это раскрепощает детей, они не боятся говорить, развивается речь.
– Учите ли вы детей писать? – В нашей школе учащиеся начальных классов занимаются по программе «Служу Отечеству пером» по основам детской журналистики. Мои дети не исключение. В первом классе мы знакомимся с жанрами, со второго начинаем выпускать тематические стенгазеты, в 3–4-м классах уже делимся на редакции. Дети сами издают стенные газеты с рубриками. Этому предшествует большая работа. Прежде чем макетировать и выпускать газету, нужно собрать материал. Ребята пишут заметки и зарисовки, берут интервью, редактируют текст. Неоднократно мои ученики занимали призовые места в городском конкурсе стенной печати. Каждый ученик в классе выписывает журнал «Добрята», где печатаются только детские произведения. Мы тоже там печатаемся, дети видят результат своего труда. Еще мы дружим с журналом «Звездочка наша» и его главным редактором Людмилой Поповой. Печатаемся и здесь. Я ищу для детей любой выход за стены школы: конкурсы, фестивали, праздники и т. д. Очень тесно работаем с библиотекой Башунова, как мы ласково ее называем, «башуновкой». Проводим встречи с алтайскими авторами, которые пишут для детей. Дети любят такие встречи, когда могут приобрести книгу с автографом. Ходили в редакцию «Алтапресса», зашли на радио «Серебряный дождь, где узнали, как монтируется передача, посмотрели всю «кухню» изнутри. У каждого ребенка в классе есть читательский дневник. Пробовала проверять их один раз в неделю, но чтобы был результат, лучше это делать каждый день. Даже те ребята, кто раньше не читал совсем или по 1-3 странички в день, сейчас читают уже по 10 и более страниц ежедневно. Традицией в нашем классе стали чтения в каникулярное время. Раньше на каникулах читали самые увлеченные дети. Сейчас это у нас очередное соревнование. Результаты на каникулах вывешиваем в классе, кто больше прочитал, тот получает суперприз, но без призов не остается никто. Пусть это будет конфетка, блокнот, ручка, фломастер и т. д.
– Елена Юрьевна, а родителей в процесс приобщения к чтению как подключили? – У меня сейчас 30 читающих человечков. Родители тогда становятся вашими сторонниками, когда видят заинтересованность своих деток и результат. У каждого ребенка есть свое портфолио, в первом классе их веду я, со второго – дети с родителями, а потом ребенок делает это сам. Как только у ребенка появляется достижение, грамоту кладет в папку. Мы не делим жизнь и успехи ребенка в школе и вне ее. В классе знают, где и чем занимается одноклассник, какие у кого победы. Родители являются моими единомышленниками. В конце года у нас проходит родительское собрание в неформальной обстановке с обязательным «парадом звезд». Мамы и папы видят, что одни дети выходят с веером грамот в руках, а другой ребенок – с одним дипломом, и это заставляет задуматься. На встречи моих нынешних учеников с моими бывшими приглашаю родителей. Мы делаем одно дело: учим и воспитываем маленьких граждан. Я часто сравниваю своих детей с другими, когда бываю на разных мероприятиях. Мои отличаются своей речью, умением общаться, интеллектом. Вот и получается, что основной толчок к чтению дает учитель, но только в тесной связи с родителями.
Полосу подготовила Олеся МАТЮХИНА
Говорят дети Чтобы не мешать учебному процессу и заинтересованности, с какой дети обсуждали необходимость чтения, я потихоньку вывела из класса трех первоклашек, которым задала пять одинаковых вопросов: – Ваша первая самостоятельно прочитанная книга – Любимая книга – О чем бы вы хотели написать книгу? – Книга, которую вы рекомендуете прочитать своим друзьям – Вопрос, который бы вы задали любимому писателю
Кригер Лев, 7 лет, 1 »Б» класс, МБОУ СОШ № 55, г. Барнаул: – Александр Волков «Волшебник изумрудного города», по-моему, мне было 4 года. – Любимая книга – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Александра Волкова. Там много всяких приключений, хотя есть и злые герои, но заканчивается все хорошо. – Я бы написал смешные рассказы про детей. – Друзьям рекомендую «Огненный бог Марранов» Александра Волкова, потому что марраны, как древние люди, это интересно. – Вопрос любимому писателю пока не придумал.
Вашкевич Соня, 7 лет: – Самая любимая книга – все части Гарри Поттера, я их прочитала сразу. Нравятся приключения, дружба, интересно по ходу чтения понимать, что и почему произошло. – Написала бы смешные истории. – Друзьям рекомендую Гарри Поттера. – У Джоан Роулинг бы спросила: «Как ей пришла в голову идея написать такую замечательную книгу?»
Танашкина Александра, 7 лет: – Первая книга – Агния Барто «Об игрушках», прочитала эти стихи года в четыре. – Самая любимая книга – Марина Дружинина «Веселые рассказы», там описаны смешные ситуации, в которые попадают школьники, люблю их читать, чтобы самой не попасть впросак. – Написала бы веселые рассказы про школьников. – Дружинину друзьям рекомендую. – Задала бы вопрос Пушкину: «Во сколько лет его посетило вдохновение?» |