Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №8-9 2008 г. (август-сентябрь 2008)


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№8-9 (152-153) 2008 год / 28 страница

Домашняя экология
Еще раз об очень важном

Наши дети появились на свет в компьютерный век, поэтому волей-неволей им придется учиться и работать, используя компьютер. Это гениальное изобретение человечества до сих пор вызывает разного рода опасения. Родители постоянно задаются вопросами: не вреден ли компьютер для психики ребенка? Какие меры предпринять, чтобы сохранить душевный комфорт маленького пользователя сложной техники? Эти вопросы мы адресовали психологу Ирине Череменской.

Ребенок и компьютер

Фото 1- Ирина, прежде всего скажите, как вы сами относитесь к компьютеру - вы скорее за или против?
- На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь независимо от того, хотим мы этого или нет. Поэтому нужно принять его как данность, научиться жить рядом с ним и смириться с тем, что наши дети открывают его для себя. Может, они и вас возьмут с собой в этот увлекательный мир, и благодаря этому вы станете ближе друг к другу.
Я всегда с интересом наблюдаю отношения детей с этой машиной. Человечеству понадобилось много веков, чтобы изобрести это подобие интеллекта, а необразованный подросток осваивает его в считанные мгновения. Глядя на это, трудно согласиться с теми, кто ворчит, что молодое поколение тупо и нелюбознательно.
- Некоторые «продвинутые» родители начинают знакомить ребенка с компьютером чуть ли не с пеленок. Не рано ли?
- Конечно, рано. В магазинах сегодня можно встретить программы для годовалых малышей. Расчет производителей ясен: они метят в тщеславных родителей, которые уверены, что их чадо - истинный гений, а также в тех, кто панически боится, как бы ребенок не отстал в развитии от сверстников. Но, уважаемые мамы и папы, положа руку на сердце, скажите: а надо ли крохе, который едва научился ходить, уметь управляться с такой сложной машиной?
Если ребенок примет компьютер в качестве заменителя материального мира, то ничего хорошего из этого не выйдет. При этом вам все равно не удастся воспитать вундеркинда, перескочив сразу несколько ступеней развития. Дело в том, что для маленького человека на втором году жизни приоритетной является игровая деятельность, именно в ней он совершенствует двигательные навыки и навыки обращения с предметами. То, насколько хорошо развиты моторика и психоэмоциональная сфера малыша, определяет впоследствии его интеллектуальные способности. Поэтому педагоги и психологи не рекомендуют перескакивать этот этап.
Чтобы играть на компьютере, ребенок должен иметь четкую координацию системы «рука-глаз», то есть обладать теми качествами, которые в младенчестве еще не сформировались. Эти навыки вырабатываются в процессе действий, которые требуют участия пальцев - рисования, лепки, аппликации, завязывания узелков, пальчиковых игр с веревочкой, занятий с мячом, езды на велосипеде, плавания, бега... Таким образом, основы будущего интеллектуального развития могут быть заложены только в процессе реальных, но ни в коем случае не виртуальных игр.
- Какой возраст считается идеальным для знакомства ребенка с компьютером?
- Четыре года. Однако общение ребенка с компьютером должно быть строго дозированным, его ни в коем случае нельзя оставлять наедине с машиной. Примерно с трех лет можно позволять малышу пощелкать мышкой, перемещать стрелочку по экрану, попадая в нужные «иконки». Покажите, как включить и выключить компьютер. По прошествии некоторого времени вы сами удивитесь, как ловко ваш сын или дочка управляются с играми, насколько быстры и уверенны их реакции.
- Бытует мнение, что легче осваивают компьютерные игры более умные и развитые дети. Это действительно так?
- Вовсе нет. Вопреки расхожим представлениям, особого ума, развитого воображения, даже находчивости при освоении компьютера не требуется. И сами компьютерные игры эти способности не развивают. Здесь востребованы совсем другие качества. Дело в том, что компьютерные игры предпочитают всем остальным как раз те дети, воображение которых не очень развито. Участие не в реальной, а в виртуальной игре лишает ребенка возможности фантазировать, поскольку он действует не в спонтанных, а в уже придуманных кем-то обстоятельствах. В результате он еще больше тянется к игре, которая не требует от него особой находчивости. Круг замыкается. Чтобы развивать воображение малышей, детские психологи советуют играть с ними в ролевые игры, давать им творческие задания. Например, предлагать им сочинять сказки со своими героями.
- Противники компьютера убеждены: раннее знакомство с компьютером мешает детям полюбить чтение. Правы ли они?
- Не совсем. Если вы сами любите книгу и читаете интересные истории своим детям, то маловероятно, что ваш ребенок предпочтет доброй сказке перед сном виртуального героя, даже самого лучшего. При разумном подходе компьютер должен занять свое место где-то рядом с книгами, телевидением и кино. Родители должны постараться найти баланс в занятиях ребенка и разумно корректировать курс, которым он идет к знаниям.
- Еще больше, чем маленькие дети, «компьютерной болезни» подвержены подростки. Что бы вы могли посоветовать их родителям?
- Безусловно, подростков увлекают безграничные возможности компьютера. Конкурировать с Интернетом сегодня сложно. Но это вовсе не значит, что подросток может обходиться без чтения. Эту задачу должны решать родители. Прививайте ребенку любовь к печатному слову, научите его получать удовольствие от чтения книги. Обратите его внимание на печатные новинки Интернета - в них немало интересного. К тому же в Интернете можно попробовать и самим что-нибудь написать.
А тем взрослым, чьи дети пока еще не вступили в сложный подростковый возраст, я хочу посоветовать: не дожидайтесь того дня, когда вам придется за уши оттягивать ребенка от вредных компьютерных «стрелялок». Начните прививать ему компьютерную культуру уже сейчас, когда он маленький и ваше слово для него - истина в последней инстанции.
- Коль уж мы затронули тему компьютеров, нельзя не коснуться проблемы компьютерных клубов, в которых многие подростки пропадают часами.
- Это действительно очень серьезная проблема. Однажды мне довелось побывать в компьютерном клубе и, пока администратор помогал мне найти нужный материал, я огляделась по сторонам. Было уже десять часов вечера, но, к моему величайшему удивлению, мальчишки в возрасте от 12 до 18 лет, увлеченно резались в сетевую игру. Часть ребят играла в «стрелялку», а другая - в «страшилку», битву монстров. Я подошла к подросткам и спросила: «Что заставляет вас приходить в компьютерный клуб?» «Дома, - ответили они, - нечего делать, скучно, а здесь можно поиграть в сетевые игры». - «А разве дома у вас нет компьютера?» -»Почему же, есть. Мы и дома играем часа два-три в день, но это не то. В клубе интереснее, мы знакомимся по сети, ищем новых друзей. А в выходные проводим здесь всю ночь, приходим примерно в 9 вечера, а уходим в 8 утра». Знаете, после этого разговора мне стало страшно: что же будет с этими детьми через несколько лет, если уже сейчас они так подрывают свое физическое и психическое здоровье?
- Почему же, на ваш взгляд, подростков так тянет в компьютерный клуб?
- Они сами дают ответ на этот вопрос: потому что дома скучно и нечем заняться. Думаю, это хорошее предостережение слишком занятым родителям. Как бы вы ни были загружены, как бы ни уставали на работе, не бросайте на произвол своего подрастающего ребенка, старайтесь больше обращать на него внимания, занять его, увлечь каким-то делом. Конечно, у вас будет меньше времени на себя, но вы же спасаете собственного ребенка!
- К сожалению, некоторые родители настолько заняты, что, по сути, приходят домой только ночевать. Им-то как быть?
- Вообще задача родителей - направить энергию и любознательность ребенка в нужное русло, рассказать ему о тех местах, где он сможет себя реализовать. Есть, например, молодежные клубы, в которых подростки могут заняться журналистикой, экологией, волонтерством, психологией, правоведением, аэробикой. Есть в них и отделения прикладного искусства, и кружки кройки и шитья, кулинарии. Причем занятия бесплатные.
А те, кто хочет заработать на карманные расходы, могут поискать работу на молодежной бирже занятости.
ОТ РЕДАКЦИИ: Кроме тех проблем, которые обсуждались в этой статье, есть еще одна, не менее важная, - негативное влияние компьютера на зрение. Появился даже термин «компьютерный зрительный синдром». Речь о нем пойдет в следующих номерах.

С мира по строчке

Сегодня в номере мы вводим у себя новую рубрику – «с мира по строчке». В ней мы будем очень кратко рассказывать об очень интересных вещах

ГОРМОНЫ ПРОТИВ ОСТЕОПОРОЗА
Считается, что остеопорозу (заболеванию, которое приводит к хрупкости костей) подвержены в основном пожилые женщины из-за низкого уровня гормонов эстрогенов. Однако выяснилось, что и мужчины с пониженным уровнем гормона тестостерона также страдают от этого заболевания. Например, на сегодняшний день в США остеопороз диагностирован у двух миллионов мужчин и еще три миллиона находятся в группе риска.
Ученые Техасского университета проводят клинические испытания тестостерон-заместительной терапии, которая уже дала положительные результаты. Однако продолжительная гормонотерапия может привести к возникновению рака простаты и повышению уровня эритроцитов в крови, да и не все побочные эффекты такого лечения достаточно изучены.
ДВУЛИКАЯ ИНДИАНКА - БОГИНЯ ДУРГА?
В деревне северного района Индии родилась девочка с очень редкой физической аномалией. У нее два лица - две пары губ, глаз и два носа. Девочка вызвала огромный интерес среди жителей соседних окрестностей.
Толпы людей приходят к дому, где живет семья двуликой девочки, распевая молитвы, принося жертвоприношения и прося у ребенка благословения. Они поклоняются ребенку, считая, что это реинкарнация богини Дурги.
Богиня Дурга («труднодоступная») в индуистской мифологии - богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка от демонов. Ее обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов. Культ поклонения богине Дурги в Индии очень популярен.
ЙОГА ПРИДАЕТ УВЕРЕННОСТИ
Американские ученые решили узнать, как йоговские упражнения влияют на здоровье пожилых людей. Они предложили женщинам в возрасте старше 65 лет пройти девятинедельную программу йоги. Занятия проходили по полчаса два раза в неделю, причем интенсивность упражнений постепенно увеличивалась.
По мнению ученых, для пожилых людей важна уверенность в своих возможностях. После прохождения программы женщины могли совершать пешие прогулки на большее расстояние, чем раньше, у них улучшилась координация движений, они научились балансировать (и стоя на месте, и при ходьбе). Этот навык особенно важен для того, чтобы избегать падения. Даже рост у женщин увеличился (в среднем на 1 см).


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©