Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №9 2011 г. (сентябрь 2011)

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9 (189) 2011 год / 32-33 страница

Своеобразная награда за активную работу
На протяжении 2010-2011 учебного года учащиеся Тюменцевского Центра детского творчества принимали участие в конкурсе «Когда горит трава…». Мы вели агитационную пропаганду против неконтролируемых сельхозпалов среди фермеров, жителей района, встречались с главами сельских Администраций, проводили анкетирование. Наградой за активную работу стала поездка в самое замечательное месте нашего края – в Тигирекский заповедник.
Юля Монина (7 класс), Анастасия Николаенко (9 класс), Марина Шаманаева (10 класс), Мария Пронько (10 класс) – самые активные экологи нашего Центра с рюкзаками и спальниками отправились навстречу мечте.
Сегодня они и их руководитель об этом и расскажут.

Мечты сбываются
Степной ветер, предгорье, куполообразные вершины – так хотелось останавливаться на каждом шагу и любоваться уникальными ландшафтами Западного Алтая! Первая остановка на реке Чарыш. Ослепительное солнце, чистая, прозрачная вода так и манили искупаться. Но это только начало.
14 часов пути и ни капли усталости – это результат чистого горного воздуха Тигирека.
Вершины, горные реки, пещеры, удивительный мир растений и животных – многое хотелось запечатлеть в своей памяти. Каждый уголок этих живописных мест привлекал к себе внимание красотой.

В пещерах
В первый день нам предстояло преодолеть течение реки Иня, за которой находится памятник природы «Лог страшной». Он представляет собой большой карстовый каньон с пещерами.
Мы побывали в пещере «Страшная», где были обнаружены находки плейстоценовой и голоценовой фауны позвоночных: пещерная гиена, мамонт, шерстистый носорог и другие, а также найден культурный слой с орудиями позднего палеолита. Нам так хотелось сделать новое открытие, мы рассматривали каждый сантиметр холодной, темной пещеры в поисках прошлого. Но открытие пока не «нашли»…
Следующая пещера карстовой природы с тремя входами – пещера Ящур. Её длинна 210, глубина 35 метров. В пещере имеются: большой грот, уступы до пяти метров высотой, известковые натечные образования.
Название пещеры связано с легендой, по которой в пещере когда-то обитал Зеленый Ящур. В этой пещере мы обнаружили останки раковин моллюсков в известковых отложениях.

На вершине гребня
Мы поднялись на вершину гребня одного из отрогов Тигирекского хребта, откуда открывается вид на весь хребет, реки заповедника – Иня и Малый Тигирек. Поражает растительность, которая живет на казалось бы безжизненных камнях. Её воле к жизни можно позавидовать.
Так хочется двигаться выше и выше, но надо возвращаться в лагерь – уже вечер.
Когда мы возвратились на кордон, то у вечернего костра делились впечатлениями, слушали рассказы сотрудников заповедника о своей нелегкой работе, планировали нашу природоохранную работу. Лай местных собак подсказывал: поблизости бурундучок или бурый медведь (!). А когда мы улеглись в теплые спальные мешки, наш сон потревожила летучая мышь – краснокнижный вид.

По экологической тропе
Следующий день начался очень рано – надо было успеть увидеть еще много прекрасных и удивительных мест. Наш путь проходил по экологической тропе «Большой Тигирек». Основная цель – преодолеть один из отрогов Тигирекского хребта. Маршрут начался с Тигирекского кордона. Дорога проходила по селу, далее среди зарослей кустарников, в составе которых встречается эндемик Западного Алтая – сибирка алтайская. Именно здесь, в окрестностях села Тигирек, находится самая крупная популяция сибирки.
Через четыре километра пути от кордона, появился ручей, знаменующий начало заповедника (высота – 511 метров над уровнем моря). Запах пихтового леса с примесью березок манил нас дальше. Через полтора километра тропу вновь пересек ручей, после которого начался первый серьезный подъем. Преодолевая этот участок, мы на себе ощутили, что такое второе дыхание.
Резкий и тяжелый подъем на хребет, серпантин. По мере продвижения в гору смешанный лес постепенно уступает место черневой тайге.
Мы преодолели еще километр крутого и сложного подъема и вышли на небольшую полянку – первый привал у ручья «Дегтярный». Пополнили запасы воды, немного отдохнули и отправились дальше на гребень хребта.
Через 1600 метров после начала перехода, петляя между огромными валунами, мы вышли к «Первым воротам» – это две большие скалы, между которыми находится небольшая удобная площадка с растущими на ней рябиной и кедром. Кедр – сосна сибирская с шишками и орешками, которые мы называем «кедровыми». С площадки открывается прекрасный вид в долину Малого Тигирека. Казалось, красивее этого места уже не будет. Это было незабываемое впечатление.
Здесь необходимо соблюдать осторожность: на теплых, нагретых солнцем скалах часто встречаются змеи. Меняется состав леса: заметно увеличивается количество кедра и ели, пихта встречается единично.
Далее, около двух километров серпантинный спуск по западному склону хребта. Тут-то мы и встретили след медведя, точнее медвежонка. В надежде, что нам с ним не по пути, мы отправились дальше к нашей конечной точке – ручью «Холодный ключ». Здесь мы перекусили и отдохнули под кронами пихты и кедра и отправились обратно. Около пяти часов мы преодолевали весь этот путь.
О своих впечатлениях расскажут сами участники:

Слово – участникам
Марина Шаманаева:
«Ноги гудели, голова кипела»
После летней лесной школы я не распаковывала рюкзак: меня ожидала поездка в Тигирекский заповедник, в красивейшие места Алтайского края.
…Холодное, раннее утро. Мы организовываем костер, чтобы подкрепиться перед нелегким испытанием – подъемом в гору. По пути в гору мы даже и не могли догадываться, какие трудности нас ожидают. Весело идем по тропинке, нас предупреждает экскурсовод: «Девочки, знали бы вы, что вас ожидает, плакали бы. Только в одну сторону три часа подниматься». Но нас это не пугало. У нас была цель: рассмотреть красоту гор с высоты.
И вот, подойдя к подножию, мы собрались с силами и духом. И начали подниматься в гору. Сначала все было хорошо, шагалось с легкостью.
Потом ноги переставали нас слушаться. И с каждым шагом все сложнее и сложнее было идти.
Денис – наш гид, подбадривал: «Ничего, полчаса, и вы втянетесь».
Я думаю: «Какие полчаса, хоть бы 10 минут выдержать. И зачем я вообще пошла, может мне прям здесь остаться и своих дождаться?! А если медведя встречу?! Нет, это тоже не выход».
И приходилось идти дальше, останавливаясь лишь ненадолго. После отдыха идти было еще сложнее. Но это того стоило.
Чем выше мы поднимались вверх, тем более выразительнее встречалась растительность: кустарники красной смородины, черники, сосны, пихты, кедр, лиственница.
И вот мы остановились около большого камня, отсюда открывался шикарный вид природы Тигирекского хребта. С каждым шагом нашего подъема становилось все красивее и красивее. Об усталости даже и думать было некогда, открылось второе дыхание, как у спортсмена.
На обратном пути, как настоящие хранители леса, мы собрали большой пакет мусора. Откуда он здесь? Все просто – по тропе местные жители ходят через заповедник на белок за ягодой.
Спускаться было не из легких занятий. Ноги устали ужасно, но потом они привыкли, и все было хорошо. Пришли на Тигирекский кордон: чувство полного удовлетворения и приятная усталость. Ноги гудели, голова кипела от переизбытка информации, эмоций.
...Как же всё-таки хорошо, что там есть медведи, которые не дали остаться посреди дороги и ждать своих, а все-таки преодолеть себя, забраться в гору и посмотреть всю красоту природы. За эти четыре дня для меня открылась такая красота Алтайских мест, которые я никогда раньше я не встречала.
Пронько Мария:
«Будто красивый стол»
Приезда в заповедник я ждала с нетерпением. Когда мы подъезжали к Краснощёковскому району, я увидела первые предгорья, они мне показались удивительно красивыми. Но это было только начало.
Когда мы подъезжали к Тигиреку предгорья становились всё выше и выше. И вот, наконец-то мы приехали! Это была маленькая деревушка численностью около сорока человек.
В этой деревушке располагается кордон заповедника. Нам выделили домик, где мы могли остановиться. Мы устроились и ходили с удовольствием осматривали окрестности.
Когда наступил поздний вечер, мы все дружненько надули матрас, я залезла в спальный мешок и уснула. Утром просыпаюсь, а девчонки мне рассказывают, что они всю ночь не спали, так как в нашем доме летала летучая мышь.
Оказалось, что она редкая и внесена в Красную книгу Алтайского края. Мне стало немного печально, что я такое пропустила.
Второй день мы ходили с нашим гидом Денисом на небольшие горы, переходили Малый Тигирек и реку Иню, которая сбивала нас с ног своим бурным течением.
Денис научил нас правильно переходить подобные реки. На горе мы забирались в пещеры. Это были мои первые пещеры! Там я нашла отпечатки древности: водорослей, моллюсков, кораллов (ранее это было дно океана).
Вечером мы варили вкусный супчик на костре.
На следующий день встали очень рано – нас ждало путешествие по Тигирекскому хребту. Мы очень долго шли с небольшими остановками. Хотелось сесть, отдохнуть, но предвкушение тянуло всё выше и выше. Хотелось полюбоваться на Тигирекские просторы. А когда мы увидели след медведя, то стало немного страшновато, мы забывали об усталости и прибавляли шаг. Подниматься в гору было очень сложно.
Казалось, что спуск будет легким, но это вовсе не так. Спускаться тоже надо уметь – и нас этому научили.
Так не хотелось, чтоб этот день заканчивался! Мы долго сидели у костра, любовались звездами, рассматривали созвездия. А утром нас ждала дорога домой.
Мне не хотелось покидать эти края. Я отдохнула там душой. Эта поездка была будто красивый, чудесный сон.
Юлия Монина:
«Мне очень понравилось!»
Подобного путешествия в моей жизни не было! Я увидела много интересного. В первый день нашего пребывания в заповеднике больше всего мне понравились реки.
Неглубокие реки с прозрачной водой, бурным течением и маленькими и большими камнями.
В Тигирекском заповеднике чистая вода и воздух! Воду пили из родников. Вечерами мы сидели около костра и слушали звуки природы: бурундуков, хищных птиц, летучих мышей и даже медведей.
Мы посетили пещеру «Страшную», где нашли череп хищной птицы. А вторая пещера называлась «Ящур», она очень глубокая, холодная и темная.
Когда мы поднимались по Тигирекскому хребту, то в охранной зоне заповедника помогали его сотрудникам собирать семена родиолы розовой, которая внесена в Красную книгу России. На территории нашего региона она является ресурсным видом и также занесена в Красную книгу Алтайского края. Из этих семян жители ближайшей деревни буду выращивать новые растения, не причиняя вреда дикой природе заповедника, а значит сохраняя баланс в природе.
Наше путешествие было нелегким. Мне не хотелось уезжать. Хотя в Тигиреке нет связи, но там есть чем заняться. Мне очень понравилось!
Анастасия Николаенко:
«Всё без исключения!»
Самым ярким и запоминающимся для меня в этой поездке было всё без исключения! Но больше всего мне понравился вид с места под названием «Первые ворота». Такая красота кроется в горах, не передать словами! То, как мы поднимались на гору, – не описать, было тяжело. Казалось, что мы никогда не придем. Но мысли о том, что находится на вершине, нам прибавляли сил.
По дороге мы ели чернику и кедровые орешки. Потом ходили на «Холодный ключ» – место отдыха перед дальнейшим походом. Там, по дороге, мы видели след медвежонка! Нам еще повезло, что это был просто след, а не сам медведь.
Также мне понравились пещеры. Особенная красота в пещере Ящур! Мы спускались в самый низ пещеры преодолевая страх! Так же мы видели летучую мышь. Вообще поездка удалась, это самое прекрасное, что я видела.
В питомнике
Уже в Барнауле мы посетили питомник редких птиц «Алтай Фалькон». Основная его задача: сохранение соколов балобанов - редких птиц, занесенных в Красную книгу России и в Красную книгу Алтайского края. Мы увидели большое разнообразие хищных пернатых (балобанов, сапсанов, грифа, сов и филина, орлов и других).
Замечательно и с пользой
Вот так замечательно и с пользой провели последние летние, теплые деньки учащиеся школы НОУ, которые на протяжении всего года вели активную экологическую работу. Хотелось бы отметить, что экологи активисты у нас есть еще, но по разным объективным причинам с нами они отправиться не могли. У них еще всё впереди!
Спасибо вам!
Всё это нам удалось благодаря Государственному природному заповеднику «Тигирекский» и Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество».
Отдельное спасибо хочется сказать председателю АКОО «Геблеровское экологическое общество» Алексею Владимировичу Грибкову, заместителю директора по экологическому просвещению Тигирекского заповедника Светлане Александровне Бондаревской, методисту по экологическому просвещению Людмиле Валерьевне Пожидаевой, специалисту по экологическому просвещению Эвальду Юрьевичу Лущаеву, а также младшему научному сотруднику научного отдела Денису Григорьевичу Маликову.
Светлана НАДЕИНА,
руководитель школы НОУ, направление «Экология. Биология. Медицина».

Фото 1Загадки амурского бархата
Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Межрегиональная благотворительная общественная организация «Сибирский экологический центр», Федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Тигирекский» с 1 июня 2011 года проводят межрегиональный конкурс «Экомонитор», в котором принимает участие наша экологическая команда «БЭД».
В последние денечки перед школой нам посчастливилось, пользуясь GPS-навигатором, определить местоположение интересного природного объекта на территории природного парка «Ая» - амурского бархата, родина которого Дальний Восток. Впервые обнаружил его и сберег от вырубки при строительстве дороги на Бирюзовую Катунь наш проводник – лесничий Айского участка В.В Самусевич. Растет это дерево, вернее два ствола от одного корня, в диком виде среди естественного биоценоза. Высота ствола 16-17 метров. Как оно оказалось здесь, никто не знает.
С лечебной целью используются кора, луб, листья, плоды. Известно о применении препаратов, получаемых из этого дерева, в качестве тонизирующих, антисептических, жаропонижающих и кровоостанавливающих средств.
Фото 2В корейской народной медицине ежедневное поедание 2-3 свежих ягод считается полезным при сахарном диабете. В тибетской медицине отвар коры, луба применяют при аллергии, дерматитах, полиартритах, заболеваниях лимфатических узлов, болезнях почек, глаз.
Амурский бархат является хорошим медоносом, даёт мёд, который, как иногда считается, обладает противотуберкулёзными свойствами.
Древесина имеет красивый цвет и очень выразительный рисунок, как в косом, поперечном, так и продольном срезах. Она прочна, хорошо обрабатывается, противостоит гниению, может использоваться для изготовления мебели, лыж, ружейных лож, рам, фанеры.
Древесина бархата амурского похожа на древесину ясеня, но несколько более тёмная. При тщательной полировке и при срезе острым ножом бархат амурский даёт красивый блеск. Из коры производят техническую пробку. Луб – источник жёлтой краски для шёлка, хлопка и льна. Листья служат кормом для пятнистых оленей.
Вот такое необычное дерево растет на Айской земле.

Аня ОВЕЧКИНА, учащаяся 10 класса

Официально.
Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае

Распоряжением Администрации края от 15.06.2011 № 219-р введен институт инвестиционных уполномоченных. В органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления назначены инвестиционные уполномоченные, определены их полномочия и функции.
Для реализации задач по улучшению инвестиционного климата и организации привлечения инвестиций в экономику края 6 сентября 2011 года состоялось совещание Администрации края под руководством Губернатора Алтайского края.
А.Б. Карлин выступил с вступительным словом, отметил задачи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по улучшению инвестиционного климата и организации привлечения инвестиций в соответствии с Распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева от 03.08.2011 №535-рп.
На совещании также были рассмотрены вопросы взаимодействия инвестиционных уполномоченных органов исполнительной власти и муниципальных образований Алтайского края по вопросу привлечения инвестиций и снятия административных барьеров в реализации инвестиционных проектов с региональным инвестиционным уполномоченным и Главэкономики, организация работы с инвесторами по модернизации производства для повышения производительности труда.
В ходе совещания уделили внимание развитию ифраструктуры и инструмен¬тов эффективной поддержки среднего и малого бизнеса в 2012-2015 годах, организации работы по государственно-частному партнерству как способу привлечения инвестиций в развитие городского хозяйства.
В этот же день управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края приняло участие в заседании круглого стола на тему «Создание благоприятного инвестиционного климата в Алтайском крае», на котором обсудили проблемы привлечения инвестиций для реализации разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Алтайского края, перспективные направления взаимодействия со стратегическими инвесторами по реализации крупного инфраструктурного инвестиционного проекта.
Инвестиционным уполномоченным в управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края назначен заместитель начальника управления В.Н. Горбачев