Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 2010 г. (июнь 2010)


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (174) 2010 год / 4-5 страница (ПС)

Святые места
Их нашел на Алтае известный журналист Анатолий Муравлев

4-5 страница (ПС). Святые места

Рассказ о самых таинственных и заветных уголках Алтая неизбежно должен коснуться чудес и таинств, которые невозможно объяснить материалистам-атеистам-дарвинистам…
Над этими вопросами ломали и ломают головы несколько поколений: зачем люди ищут рай на земле? Кто мог читать древние геоглифы, если их видно только с борта вертолёта? Скала-икона и нерукотворный каменный крест — игра природы или рука создателя? Метеорит — это привет от «зеленых человечков», либо предупреждение о божьей каре? Подобные феномены не могут объяснить и современные ученые...


Послания из древности


ЗАГАДОЧНАЯ СТРАНА БЕЛОВОДЬЕ
Около двух веков, до начала ХХ века, на Алтае существовала легендарная страна, именуемая Беловодьем. Ее географическая привязка — долины рек Бухтарма и Уймон. Ныне эти места территориально принадлежат Восточному Казахстану и Республике Алтай. Впрочем, нередко Беловодьем считалось любое укромное место в горах или в предгорьях.
Наш земляк, писатель Григорий Гребенщиков утверждал, что в XVIII веке близ Бухтармы и Уймона существовало «маленькое государство», «твердо ставшее на ноги».
Действительно, после разгрома Джунгарии (Западной Монголии) Цинской империей (Китаем), на территории нынешних Рудного и Горного Алтая (эти названия закрепились только после 1916 года) образовалась территория, не имевшая общего государственного устройства, твёрдых границ, что позволяло беглым людям устраивать себе жизнь «без царя». А бежали сюда, прежде всего, по религиозным мотивам после раскола русской церкви на никонианцев (от имени патриарха-реформатора), и староверов, не принявших этих реформ. Последних еще называли старообрядцами, раскольниками, кержаками (выходцы с реки Керженец), челдонами или чалдонами (человек с Дона), каменщиками (живущими «за Камнем» — за горами). Здесь староверы могли отправлять обряды по прежним церковным канонам, сохранять свои обычаи.
Их семьи были крепкие, разводы не допускались, древние обычаи свято соблюдались. Раскольники не пустили к себе ни табака, ни хмеля, изготавливали траванушку и медовуху, которые готовились без хмеля на 40 травах и меду.
Но власти, как царские (до 1905 года), так и коммунистические, устраивали гонения на русских раскольников. А в мире лучшими земледельцами считаются люди, придерживающиеся «старой» веры, да ещё немцы-меннониты — великие труженики и великие скромники!
Не раз уходили в укромные места бывшие жители Малого и Большого Бащелака, Чечулихи, Абая, Белова, Бутачихи, Коробихи, Змеиногорского, Колывани и других алтайских поселений. Большие группы староверов, причём, разных толков (беспоповцы, австрийцы, бегуны и другие) уводили в горы Хрисанф и Семён Бобровы, Фёдор и Николай Паломошновы, Останины, Середцовы.
Официальная статистика фиксировала неуклонный рост побегов. Например, в 1857 году в бегах находились 282 человека, а в 1858 году — уже 389. Причем, нередко крестьяне и мастеровые совершали несколько побегов кряду, невзирая на жестокие наказания.
Бийский исправник сообщал губернатору: «Деревни, примыкающие к горам, — раскольничьи исключительно, и они как бы окарауливают входы в Алтай».

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ
А вот наставник поморского течения старообрядничества Илья (по другим источникам Иван) Демидов в 1828 году отказался от коллективного бегства, решив совершить духовный подвиг очищения души.
Он укрылся в Алтайских горах, обрядившись во власяницу и железную цепь, надетые на голое тело. Ключ от цепи Илья выбросил в пропасть.
Вскоре к нему присоединился еще один подвижник веры казак Иова Бычков.
К сожалению, точное место их отшельнического подвига ныне неизвестно.
Ещё одной формой сопротивления алтайских раскольников властям, образчиком святой кончины были массовые самосожжения. Подлинные мотивы этих страшных акций крылись не только в пресловутом религиозном фанатизме и отказе от принятия новой веры. Ожесточённое неприятие староверами вызвал указ царя-«антихриста» от 5 февраля 1722 года закрепивший за императором право по собственной воле назначить наследника.
Староверы ненавидели Петра Первого также за то, что при нем были введены ревизии (переписи), рекрутчина, паспорта, удвоенная подушная подать для раскольников и другие тяжкие повинности.
Мне известно несколько фактов гарей: около 17 февраля 1723 года совершили самосожжение раскольники в деревне Ировской (сейчас Усть-Чумышская в Тальменском районе); 24 марта 1723 года — Елунинская гарь, теперь на ее месте село Шипицыно того же района) — крупнейшая в России акция старообрядцев, где, отказавшись принять новую веру, по некоторым данным, в огне погибло от 600 до 1100 человек; 7-12 ноября 1739 года — трагическое противостояние официальной церкви и староверов закончилось гибелью в огне более трёхсот раскольников в деревне Новой Шадриной на реке Лосиха; после 8 марта 1742 года — жизнь 18 крестьян-раскольников деревни Лепёхиной ведомства Белоярской слободы оборвалась в горящих избах; 1746-1747 годы — из 18 дворов деревни Усть-Чарышская лишь в трёх осталось по три человека; 28 июня 1756 года — Чаусская гарь (это сейчас Колывань — райцентр Новосибирской области), в которой на глазах увещевателей в избах погибли 172 человека.
По данным сибирского историка Игоря Побережникова, в XVIII веке в Западной Сибири произошло около 45 самосожжений.
Места гарей староверы почитали, как святые. Например, в 1811 году на «мученических костях», в деревне Шипицыной была возведена часовня, доныне, конечно, не сохранившаяся.

КОСМИЧЕСКИЕ ПРИШЕЛЬЦЫ
Несколько лет назад Александр Бардин, ага-зайсан всех алтайцев, показал мне очень необычный предмет. По его словам, предмет, имеющий форму тетраэдра, был найден майманами во льду на склоне горы Белухи. К сожалению, при извлечении из ледяного плена тетраэдр немного пострадал.
Этот предмет — рукотворный, из светлой металлической проволоки. Имеет пять углов — равных пяти пространствам, пяти измерениям. Удивляет техника обработки металла: невооружённый глаз не отмечает следов ковки, пайки или сварки. Бардин утверждает, что это — знак древних цивилизаций.
В конце 1990-х годов на священном плато Укок в Горном Алтае были обнаружены загадочные гигантские рисунки — геоглифы. Их можно различить только с высоты птичьего полета.
Происхождение и смысл рисунков непонятны. До сих пор ученые не могут расшифровать данные «послания», называя их восьмым чудом света.
Возникает вопрос: как же их создавали предки, жившие до нашей эры, ведь они, как принято считать, не имели летательных аппаратов?!
Все геоглифы образованы путем снятия верхнего слоя почвы — получались «каналы» глубиной полтора-два метра. Удивительно, почему за несколько тысяч лет их не уничтожила эрозия? Многие рисунки похожи на известные нам объекты и животные. Некоторые очертания напоминают наскальные изображения грифонов. Но что хотели нам сказать древние авторы? Пока это остается тайной.
В Горном Алтае также можно наблюдать с борта вертолёта и остатки древних оросительных систем.
Василий Булгаков, пенсионер из Петропавловского района обнаружил в поле камень с рукотворными знаками в виде линий, не похожих на письмена или рисунки. Там же в 1962 году был вскрыт необычный 4-метровый курган, который, по мнению Булгакова, являл собой рукотворный памятник упавшему рядом болиду.
Еще четыре такие же астроблемы — места падения космических тел, образовались в другом конце края, в Заринском районе, вероятно, в XVII или XVIII веке, еще до прихода на Алтай русских людей. Причем, воронки отличаются по величине (от 260 до 50 метров в диаметре), и на карте выглядят как шлейф — осколки болида рассыпались строго по одной линии.
Требуют серьезных исследований вопросы: почему трава в кратерах выше, богаче? Есть предположение, что это явление связано с мутацией, с радиацией. Аномалию показывает и пляшущая стрелка компаса. Не исключено, что в этих местах в почву ушли крупные фрагменты метеорита.

ПИСЬМА ... ОТ КОГО?
На высокогорном плато Укок один из геологов в 70-х годах прошлого века обнаружил пятиметровый крест. Говорят, что в том же районе, неподалеку от райцентра Кош-Агач на горе имеется 50-метровый крест. Их природа мне неизвестна. Возможно, это знаки тенгрианцев, которые задолго до Христа поклонялись кресту.
Но я лично фотографировал интересный памятник природы — скалу под названием Иконостас в Краснощёковском районе. Небольшой грот имеет форму иконы Богоматери. Уникальная храмовая пещера соседствует с месторождением известняка.
Когда хозяйственники собрались взорвать скалу, чтобы добывать известь, местные жители пришли к этому месту, и сказали: «Взрывайте вместе с нами».
Несмотря на то, что это был период официального атеизма, власти не рискнули противодействовать населению.
А ещё на одной скале под названием Иконостас — что в Турачакском районе — в 60-х годах прошлого века местный житель Иван Сычев вырубил зубилом барельеф Ленина.
Удивительную находку совершил недавно лесник Николай Алексеев в Алтайском районе у села Макарьевка. На склоне невысокой горы им был найден крупный валун с изображением трех кругов (два — внизу и один — вверху) в обрамлении круга, диаметром 60 сантиметров.
Точно такой рисунок принято называть «Знаменем мира» Николая Рериха. Этот художник и философ, как известно, посещал Алтай в августе 1926 года, в том числе и Алтайский район, о котором идёт речь. Но изображение на диком камне появилось, вероятно, значительно раньше. Данный знак встречался в Индии, Средней Азии, на Кавказе (в храмах, на скалах, на оружии воинов), его знали Иисус Христос и Сергий Радонежский. Говорят, что оно имеется также где-то и в районе Белухи. Круги-кольца олицетворяют прошлое, настоящее и будущее, как единое целое в кольце вечности. Их именуют также «Пактом мира», «Знаменем мира», «Знаменем культуры».
Что касается «Знамени мира» Николая Рериха, то в музее истории культуры и литературы Алтая экспонируется его подлинник.
На Алтае имеются целые галереи наскальных изображений. Например, Курайскую долину впору переименовывать в Алтайские писаницы — рисунки древних людей тянутся на многие километры.
К сожалению, наскальные рисунки безжалостно уничтожаются, как временем, так и людьми. Тем не менее, старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Борис Кадиков, свыше 40 лет занимающийся изучением петроглифов, считает, что на Алтае около полумиллиона «каменных картин».
А в долине реки Сентелек Чарышского района Пётр Шульга, археолог из Барнаульского педуниверситета воссоздал «Царский курган», окруженный ориентированными по сторонам света каменными стелами. Ученые говорят, что здесь когда-то существовала древняя астрономическая обсерватория.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВАРВАРОВ
Страшный урон изучению истории малой родины нанесло освоение целины. По указаниям тогдашних вождей было велено распахивать всё, во что мог вгрызться лемех. Он с легкостью вздымал не только залежные земли, но и рушил древние захоронения. Плуг оказался куда более мощным оружием, чем лопаты бугровщиков и современных гробокопателей-археологов.
На территории Алтая когда-то последовательно проживало несколько великих цивилизаций, оставивших после себя лишь хрупкие могилы, рудные копи, да наскальные рисунки.
Путешественники, посещавшие Алтай два-три века назад, поражались несметному числу древних захоронений. Они буквально облепляли берега рек и озер, высились огромными курганами или отмечались скромным камнем.
Например, в 1889 году ученый В.М. Флоринский издал книгу «Топографические сведения о курганах Западной Сибири», в которой опубликовал сообщения о могильниках. Автор отмечал сотни курганов, существовавших на территории современных Романовского, Завьяловского, Благовещенского, Баевского районов. Например, у села Овечкино им было зафиксировано 29 курганов, у Гилевки — 44, у Гонохова — 71 курган.
К сожалению, почти ничего от этих памятников до настоящего времени не сохранилось. Их сровняли с землей, о чем напоминают камни, попадающие под лемеха во время обработки земли. Стационарные археологические раскопки почти не проводились. А если и проводились, то...
Выводы, сделанные в книге «Сказ об Алтае» горно-алтайским писателем Бронтоем Бедюровым способны изменить отношение к работе этих «официальных гробокопателей».
Считается, что все экспонаты, извлеченные из знаменитых Пазырыкских курганов Улаганского района, находятся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Как известно, эти курганы с 1924 по 1947 год раскапывал известный советский археолог Сергей Руденко. Он обнаружил прекрасно сохранившийся в вечной мерзлоте ворсовый многоцветный ковёр, а также тело вождя в колеснице, запряжённой четвёркой коней и ещё много чего, — уникального.
Так вот, Бронтой Бедюров утверждает, что в Нью-Йорке на одной из встреч, к нему «подошел коллекционер древних ковров. Он представился и сообщил, что является владельцем ковра из Алтайских курганов. Я сказал, что этого не может быть, поскольку единственный такой (и древнейший в мире) ковер находится в Эрмитаже. Он ответил, что был найден ведь не один ковер, а несколько».
И хотя автор не видел пазырыкского дубликата, он не сомневается в том, что имеет место, как международная контрабанда, так и недобросовестность археологов, которые «грабительски раскапывали эти курганы, ничуть не считаясь с чувствами народа». Могильники, по словам Бедюрова, вскрывались подобно сурочьим норам, нетронутые тленом веков трупы лошадей, редкостной, ныне неизвестной породы, выкидывались на съедение волкам и лисам. Бревна из могильных срубов выбрасывались — археологов интересовали лишь материальные ценности.
Автор книги подчеркивает также, что под Новосибирском в Академгородке иные археологи украсили свои дачи бесценными каменными изваяниями — скульптурой древних народов.
Были задеты национально-религиозные чувства алтайцев и когда вывезли в Новосибирск в 1993 году обнаруженную во льдах высокогорного плато Укок Республики Алтай «принцессу Кадын». И хотя учёные утверждают, что тело принадлежит белой женщине, алтайцы все равно считают ее своей прародительницей.
Между прочим, причина землетрясений 2003-2004 годов в Горном Алтае, по их мнению, кроется в том, что археологи потревожили «принцессу Кадын».
Наши современники любят подчеркивать, что они — цивилизованные люди. Но они оказались большими варварами, чем те, чьи могилы разрушают. Ни одна прежняя цивилизация не смела трогать древних могил. А на Алтае за три века уничтожено многое из того, что хранило историю тысячелетий!

ТРОПЫ ПАЛОМНИКОВ
Вершину горы Церковка в городе-курорте Белокуриха, напоминающую купол храма, украшает рукотворный крест. Также как и маковку горы Синюхи. Она почитается верующими как святыня уже более 250 лет. Считается, что восхождение и поклонение рукотворному кресту, венчающему вершину Синюхи, помогает исполнению желаний верующих.
В годы Советской власти эти традиции пытались насильственно пресечь. Крест, венчавший вершину Синюхи, неоднократно подвергался разрушениям. Последний по времени случай его низвержения и осквернения произошёл в конце июня 2003 года. Но в июне 2004 года на вершину Синюхи был вновь водружён рукотворный крест.
В это трудно поверить, но Алтай мог стать местом паломничества верующих людей ... в конце 20-х годов прошлого века. В книге «На пути к свободе совести» в статье А. Руденко приводится ошеломляющие сведения о попытке сооружения на Алтае «города Солнца». «В 1928 г. в ответ на инициативу евангельских христиан правительство выделило им землю ... для постройки города Евангельска, который по мысли И.С. Проханова (руководителя Союза евангельских христиан в СССР. — А.М.) должен был явиться воплощением социально-реформаторских устремлений возглавляемого им движения».
Известно, что группа баптистов в том году побывала на Алтае, рассмотрела несколько вариантов размещения будущего «города Солнца» и остановилась на очень красивом месте — в районе соединения вод Бии и Катуни. Лучше, красивей, пожалуй, трудно найти!
Верующие намереваясь приступить здесь к строительству Евангельска. Но последовала очередная волна религиозных гонений, в результате которых инициатор проекта Иван Проханов был вынужден уехать из СССР. Этот район, прилегающий к современному Бийску, мог бы стать местом паломничества, но о нём не знают даже современные баптисты.
В Каракольской долине Горного Алтая сооружён субурган — буддийский памятник из белого гранита высотою два метра. Он посвящен памяти ламы Боора, жившего в VIII веке, обучавшегося в Тибете, который являлся первым в горном крае доктором богословия.
Но святыня пострадала от рук бесноватых. Летом 2002 года они разбили этот удивительный памятник.

Хроники аномалий
— 1728 — отмечены крупные пожары в алтайских лесах. Эти сведения получены путем дендрологических исследований.
За последние триста лет имеются сведения о крупных лесных пожарах на Алтае, которые произошли также в 1780, 1793, 1810, 1851, 1887, 1900, 1910, 1929, 1951, 1974, 1996-1999 годах. Они имеют среднюю периодичность около 25 лет (Кулундинская степь, с. 153).
— Январь 1730 — северное сияние в Сибири, в том числе в широтах Тобольска, и, возможно, на Алтае. В последующие века несколько раз полярное сияние отмечалось алтайскими наблюдателями. Первое упоминание об этом явлении имеется в «Черепановской летописи»: «В месяце генваре знамение воздушное было в Тобольске, во втором часу ночи: прежде явилось с востока на запад по два, потом между востоком и западом по середине подошло облако и из того облака на севере светлое с переменами сияние происходило» (Тобольский хронограф, т. 2, с. 93).
— 1732 — затмение солнца. Его возможно было наблюдать и на Алтае. Явление описано в «Черепановской летописи»: «В Тобольску было затмение в солнце: обложилось солнце светлым кругом, над кругом же дуги две вверх рогами, а другие две вниз, по кругу же по ветрам четыре полусолнца имелись; на самом же солнце два копия светлы, вверх простирающиеся, нарознь склонением, и пресекающие круг, под копиями же подле солнца, по обе стороны его, две звезды видены были. Стояло со второго часа до четвертаго» (Тобольский хронограф, т. 2)
— Август–начало сентября 1734 — ботаник Иоганн Гмелин, автор книги «Флора Сибири», посетивший Колыванский завод, отмечал засушливость того лета (М. Розен, 1966). Он писал, что 30 августа (ст. ст.) во время ночевки около реки Локтевки неподалеку от впадения ее в Чарыш, «нам пришлось остановиться в сухой степи, где не было ни корма для лошадей, ни сухих дров» (Колывань, с. 81). Это свидетельствовало о том, что лето было сухим.
— 1734 — первые документальные свидетельства о сотрясении земной коры на территории Алтая – по сведениям, опубликованным в «Сибирской советской энциклопедии».
Также наиболее ранние землетрясения на Алтае происходили в 1785, 1803, 1862 и 1885 годах.
— 1736 — необычное атмосферное явление в Сибири, о чем повествуется в «Черепановской летописи»: «Видены были в Тобольску столбы огненные с севера на восток – шли в генваря с 30 марта по 1-е число; по три ночи было» (Тобольский хронограф, т. 2, с. 94).
— Лето 1748 — если верить публикации в «Алтайской правде» от 29 апреля 1995 года, получен рекордный урожай хлеба — около 20 центнеров с гектара. Автор публикации Лев Стрижкин пишет, что в том году, «при царице Елизавете, посеяли крестьяне хлеб, чтобы кормить змеевских рудознатцев, и получили с 50 десятин 6558 пудов зерна – по 20 центнеров с гектара». Впрочем, рекорд-то локальный, высокий урожай получен всего лишь на 50 десятинах (около 50 гектаров).
— 9 декабря 1761 — в «Историческом обозрении Сибири» Петр Слепцов отмечал, что «в Колыванском заводе (что ныне гра¬нильная фабрика) и по всем селениям качались в долинах висячие вещи».
Эпицентр упоминаемого землетрясения находился по одним данным в Усть-Каменогорске, по другим сведениям – в Монголии, отчего некоторые авторы именуют его Монгольским.
Алтайский краевед Михаил Розен ссылается на таблицу Г. Горшкова о землетрясениях в России и СССР, в которой отмечалось, что первые сведения об этом явлении в Усть-Каменогорске датируются 1761 годом.
Петр Слепцов подчеркивал, что «в системе Сибирского Алтая замечались землетрясения не так часто» (Обозрение, с. 492).
Магнитуда этого землетрясения оценивалась ориентировочно в восемь единиц, интенсивность в эпицентре порядка в 11 баллов.
По ранним данным, данное землетрясение было приурочено к крупной палеосейстовой структуре Ар-Хутел на северо-восточном склоне Монгольского Алтая. Отголоски этого катастрофического события проявлялись в эффектах землетрясений таким образом, что толчки в Усть-Каменогорске и Бийске ощущались интенсивностью порядка шести баллов, а в Барнауле и Семипалатинске – около пяти баллов (ВБ, 21 января 2005).
Скорее всего, именно об этом – и информация в газете «Санктъ-Петербургские ведомости» — в городе Бийске «трясение земли такой силы, что выпадали печные трубы». Это сообщение переопубликовано в брошюре «Летопись Бийска», выпущенной Алтайским книжным издательством в 1967 году.
По мнению алтайского ученого Бориса Лузгина, именно с 1761 года известны отрывочные сведения о землетрясениях в Русском Алтае. Данные об их проявлениях предполагаемой интенсивностью в 4-7 баллов относятся в Прииртышье и Колыванском районе к 1774, 1824, 1825, 1857, 1887, 1901, 1902 и 1911 годах, в Каменско-Барнаульском Приобье - к 1785, 1829, 1893, 1914 годах.
Монгольское землетрясение 9 декабря 1761 года вызвало большой резонанс и получило разнообразное неоднозначное освещение. По данным В.П. Солоненко и Н.А. Флоренсова, это явление было приурочено к крупному разлому северо-западного простирания Ар-Хутел на северо-восточном склоне Монгольского Алтая. Сейсмическое воздействие ощущалось в Усть-Каменогорске и Бийске интенсивностью порядка 6 баллов, а в Барнауле и Семипалатинске около 5 баллов.
Барнаульский ученый Борис Лузгин указывает, что в последнее время указанное местоположение Монгольского землетрясения 9 декабря 1761 года оспаривается. Так, Е.А. Рогожин с соавторами и С.Г. Платонова считают, что «собранные материалы позволяют «привязать» очаг этой грандиозной сейсмической катастрофы прошлого к Чуйской зоне Горного Алтая и составить представление о характере его сейсмодислокации». (Катастрофические ситуации, с. 71-73).


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©