Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 30
Краевой слет-конкурс В экологическом смотре-конкурсе приняли участие образовательные учреждения из 17 территорий края: 15 дошкольных, 11 школ, 9 – дополнительного образования. Лучшие учреждения награждены дипломами и призами.
Лучшие территории края определены Управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи, Алтайским краевым детским экологическим центром, при поддержке управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проведён краевой смотр-конкурс территорий, учреждений по экологическому образованию учащихся и воспитанию детей дошкольного возраста за 2011 год. Анализ конкурсных материалов показал, что в отдельных территориях края учреждения работают в системе непрерывного экологического образования. Победителями смотра-конкурса 2011 года стали следующие образовательные учреждения.
Детский сад Детский сад «Колокольчик» (Заринск). В детском саду системно представлена работа по формированию основ экологической культуры дошкольников. В основе работы по экологическому воспитанию детей лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, также используется парциальная программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». Островок природы, островок экспериментирования – стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды каждой возрастной группы и экологической студии. Для наблюдения за живой и неживой природой в детском саду создана экологическая тропинка. Имеются «уголки» леса (лиственные и хвойные растения, грибная полянка), сада, луга, огород и цветник. Большое внимание коллектив детского образовательного учреждения уделяет природоохранным акциям, которые нередко перерастают в долгосрочные проекты. В течение двух последних лет ведётся совместный с детьми и родителями проект «Вода – чудо природы». Итогом работы над проектом стала организация мини-музея воды. Сотрудничество детского сада с родителями, центром детского творчества, школой помогает учреждению стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования в городе.
Средняя школа Пролетарская средняя школа (Троицкий район). Формирование экологической культуры осуществляется в рамках программы развития учреждения, общеобразовательной программы, начиная с первой ступени обучения. Для дошкольников организованы группы кратковременного пребывания. Процесс приобщения малышей к природе осуществляется в интересной игровой форме, эмоционально, радостно. К работе по экологическому воспитанию детей педагоги привлекают и родителей: умело используют приёмы анкетирования, проводят обучающие семинары. В начальной школе экологическое образование осуществляется на уроках природоведения и окружающего мира по программе «Школа России». Предмет «Экология» ведётся в 5-7 и 10-11 классах, в 8 классах – «Введение в экологию», «Экология растений» и «Экология животных». Старшеклассники посещают элективный эколого-биологический курс «Экология человека». Значительное внимание уделяется реализации активного участия школьников в самоуправлении и организации экологических мероприятий. На одном из заседаний Совета старшеклассников «Содружество» учениками 9-11 классов разработан план экологической работы на весь учебный год. Придуманы новые интересные направления в работе, предложены проекты по изменению ландшафта школьного двора, озеленению школьных помещений. Так стараниями учеников школы и руководителей – М.С. Ушаковой и Н.А. Колотвиной появилась альпийская горка, которая украсила летом территорию школы. Для освещения важных событий жизни школы разработан проект школьного телевидения «Школа-TV». В течение года ребята снимали видеорепортажи, готовили новости, встречи, интервью о проведении экологических мероприятий. Каждую неделю школьники узнавали об интересных событиях экологического характера. Кружковцы эколого-географического объединения «Юные любители природы» принимают участие в конкурсах разного уровня. Участвуя в межрегиональном конкурсе «Помоги зимующим птицам», ребята в течение учебного года подготовили проект «Птицы посёлка Гордеевский». Изучение орнитологии им так понравилось, что они продолжили наблюдения за птицами и в летний период. За последние три года в школе сформировалось тесное сотрудничество с официальными и общественными организациями. Интересной формой работы стало сотрудничество с краевым экологическим клубом «Чёрный аист» – ученики и педагоги участвовали в совместных проектах: «Сажая деревья, мы делаем воздух нашей планеты чище», «Природа глазами детей». Учителя школы являются постоянными участниками различных конкурсов: опыт работы по непрерывному формированию экологической культуры школьников получил высокую оценку жюри регионального этапа Международной ярмарки социально-педагогических инноваций и рекомендован для участия на Всероссийском этапе конкурса.
ДЮЦ Детско-юношеский центр (Троицкий район). Эколого-биологическое направление является одним из приоритетных направлений работы центра. Уже с дошкольного возраста у обучающихся Школы раннего развития «Малышок» закладывается представление о том, что человек нуждается в экологически чистой среде. В объединениях «Фея», «Каприз», «Основы журналистики», «Самоделкин», «Вита» ведётся целенаправленная работа по формированию и развитию экологической культуры подрастающего поколения. На протяжении последних лет обучающиеся центра являются победителями и призёрами районных, окружных, краевых и Всероссийских конкурсов исследовательских работ школьников. Внедряются и новые для центра мероприятия: конференция по техногенным катастрофам, лекторий для жителей села о растениях Красной книги Алтайского края, ярмарки по продаже рассады и саженцев. Важным направлением деятельности ДЮЦ является создание и развитие системы районных массовых мероприятий. В рамках ежегодного районного марафона «Цвети, мой край» ведется практическая и просветительская деятельность. В этом году в марафоне приняло участие 1112 человек: высажено около четырех тысяч корней цветочной рассады, 800 деревьев и кустарников; очищены четыре родника и берега пяти озёр, трех прудов, пяти рек; силами учащихся изготовлено и выставлено 18 аншлагов в местах несанкционированных свалок и восемь природоохранных щитов; выпущено 368 листовок с обращениями к жителям сёл. Хорошие результаты приносит совместная деятельность и творческое сотрудничество ДЮЦ с различными учреждениями сельского, районного и городского уровня. Для активизации работы удалённых от районного центра школ в 2011 году получен грант в сфере молодёжной политики.
Призеры Активная экологическая работа ведётся и в образовательных учреждениях, ставших призёрами смотра-конкурса: МДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» Ребрихинского района; МДОУ «Детский сад «Берёзка» Панкрушихинского района; МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 57 «Алёнушка» г. Рубцовска; МОУ «Стан-Бехтемирская СОШ» Бийского района; МОУ «Гимназия №11» г. Бийска; МОУ «Белокурихинская СОШ №1» г. Белокуриха; МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» г. Бийска; МОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска.