ГМИЛИКА. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая
2015 год богат на памятные даты. В год празднования 70-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне отмечается ещё один знаменательный юбилей. 80 лет назад 15 апреля 1935 года был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха), который стал основой современной международной правовой системы защиты и охраны ценностей культуры. Это единственный в мировой практике правовой документ, который обеспечивал защиту всем объектам культуры и работающему в них персоналу не только в военное, но и в мирное время.
Алтай – невскрытая сокровищница
Пакт Рериха – важнейшая веха в истории мировой культуры, его принципы впоследствии легли в основу Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Автором и инициатором Договора (Пакта) стал русский художник, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих (1874-1947).
Немного биографии Николай Рерих родился в Петербурге, с детских лет увлекался историей, археологией, живописью, окончил юридический факультет Петербургского университета и Петербургскую академию художеств. Н.К. Рерих оставил огромное литературно-художественное наследие: около 7000 картин, эскизов и рисунков, более двух десятков книг. Большую часть своей жизни (42 года) Николай Константинович жил и трудился в России, однако он много путешествовал, побывал в разных странах, повидал Тибет, Гималаи, Тянь-Шань. В 1926 году во время организованной им Центрально-Азиатской экспедиции Рерих посетил Алтай. «Кроме художественных задач в нашей экспедиции, – писал Н.К. Рерих, – мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». Будучи не только художником, но и историком, профессионально занимаясь археологией, Николай Константинович считал, что через Алтай проходил один из главных путей, по которому древние племена передвигались из центра Азии на равнины Сибири и далее в Европу. Множество племён и народов оставили здесь следы своих культур. На Алтае находится множество древних захоронений, наскальных изображений, уникальных памятников.
Особый интерес И действительно, в который раз подтверждаются слова Николая Константиновича о том, что «и в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу». Совсем недавно, в майском номере журнала National Geographic (2015 год) появилась статья: «Найден самый древний в мире браслет». Речь идёт о браслете, обнаруженном в Денисовой пещере на Алтае ещё в 2008 году. Только сейчас удалось точно определить, к какому времени он принадлежит. Прекрасно сохранившийся доисторический браслет, сделанный из отполированного камня, переливающегося на солнце всеми оттенками зелёного, признан древнейшим в мире – его возраст составляет около 40 000 лет. Удивительно то, что искусством создания подобных ювелирных изделий люди овладели существенно позже, во времена неолита. Пока остаётся неясным, как денисовским гоминидам, жившим 40 000 лет назад, удалось произвести такую тонкую работу. Вообще Сибирь и Алтай вызывали у Николая Константиновича особый интерес. По воспоминаниям сына художника Святослава Николаевича, его родители – Николай Константинович и Елена Ивановна (1879-1955) – придавали большое значение Сибири и Алтаю. Они считали, что духовное возрождение нашей Родины придёт из Сибири.
Литературные труды Николай Константинович Рерих хорошо известен как художник, путешественник, общественный деятель, его творчество исключительно разносторонне. Но в Год литературы, который официально объявлен в нашей стране в 2015-м, хотелось бы обратить внимание на его литературные труды. Это и прозаические произведения: сказки, близкие по характеру к философской притче, записки, очерки, это и стихи, и путевые дневники «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии» (в музейном фонде хранится книга «Сердце Азии», вышедшая в 1929 году в издательстве «Алатас»). Ценность его путевых дневников заключается ещё и в том, что их писал не просто художник, ценящий красоту и чутко улавливающий знаки, которые подаёт природа, но и учёный с цепким умом, способностью к анализу и обобщениям. Читать Рериха необычайно интересно. Его произведения не потеряли своей значимости и актуальности и в настоящее время. Музей не только бережно хранит всё, что связано с именем нашего соотечественника, но также занимается широкой просветительной деятельностью. Это экскурсии, детские программы, выставки, научно-практические конференции, в том числе международные, «круглые столы». Работать с фондом приезжают учёные из разных городов России.
Мечтал вернуться в Россию Николай Константинович Рерих принадлежит к славной плеяде российской интеллигенции, которой всегда славилась наша культура. Его творчество с каждым годом становится всё более актуальным и необходимым для нас. Последние годы жизни художник провёл в Индии, стране, которая тепло приняла его. Индусы уважали семью Рерихов. Николай Константинович мечтал вернуться на родину, в Россию. Когда он ушёл из жизни, на мольберте осталась последняя работа художника – «Приказ Учителя», над которой тот работал свои последние дни. На картине изображён сидящий у края горного ущелья человек. Белая птица несёт ему добрую весть от Учителя. На заднем плане мы видим силуэт горы, так похожей на Белуху. Когда Николай Константинович писал эту работу, прошло уже более двадцати лет с тех пор, как он побывал на Алтае. В памяти сохранились прекрасные алтайские горы, ему хотелось вернуться на родину и ещё послужить Отечеству.
Т. Джумиго, научный сотрудник ГМИЛИКА
Кажется, что и к нам обращается художник с этим заветом: «Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее – это ступень к нему. Так думайте и вы...». С этими словами трудно не согласиться.
Реликвии в нашем музее Красота Алтая покорила Николая Константиновича. «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию», – писал художник. Местные жители вспоминали, что Рерихи мечтали после завершения экспедиции вернуться на Алтай и поселиться здесь. В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая хранятся уникальные материалы, связанные с именами Рерихов. В личном фонде семьи Рерихов нашего музея более двух тысяч экспонатов. Среди них подлинные рисунки, этюды, письма, документы, прижизненные издания его произведений, личные вещи, фрагменты археологической коллекции. Вызывают интерес очень редкие детские рисунки сыновей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Разностороннее гармоничное воспитание, уважение к детям как к личностям, признание их интересов помогло и Юрию, и Святославу найти свой путь в жизни. Юрий Николаевич Рерих (1902-1960) стал всемирно известным учёным-востоковедом. В музее хранятся некоторые его научные работы, а также редкое многотомное издание: «Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями». Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) – прославился как замечательный художник. Два его ранних этюда, написанные предположительно в 1920-е годы, долгое время считались утерянными. Когда первый директор музея Т.И. Вараксина на встрече со Святославом Николаевичем в Москве в 1984 году показала фотографии этюдов, бережно хранящихся в музее на Алтае, художник был обрадован и растроган. Ещё одна реликвия, которой гордится музей, – подлинное Знамя Мира, созданное в 1929 году по эскизу Николая Константиновича Рериха. Таких знамён всего несколько в мире. Это Знамя – символ охраны ценностей культуры – было передано на Алтай уже после смерти художника верными друзьями и соратниками Рерихов Зинаидой Григорьевной Фосдик, участницей экспедиции на Алтай, и вице-президентом музея Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл. Причём Кэтрин Кэмпбелл лично привезла его в Сибирь в 1979 году. Знамя Мира никогда не лежало в запасниках музея, всегда находилось в действующей экспозиции. Стоит напомнить, что именно с фондов художника Н.К. Рериха и членов его семьи, а также наших земляков – писателя, актёра и кинорежиссёра В.М. Шукшина и писателя Г.Д. Гребенщикова – и начиналось становление ГМИЛИКА. |