Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№5-6 (161-162) 2009 год / 25 страница
в помощь педагогу устный журнал
Для более полного представления о туризме мы проводим устный журнал «Алтай туристский», цель которого дать учащимся представление о возможностях Алтайского края развивать туризм. Задачи: формировать экологические нормы поведения в природе; сформулировать «Кодекс туриста»; выявить основные туристические районы Алтая; определить степень антропогенного воздействия на данные территории; развивать умение отбора необходимого материала для выступления, умения работы со статистическими данными, географической литературой; развивать коммуникативные способности; воспитывать чувство бережного отношения к родной земле, воспитание гражданственности и ответственности за свои дела и поступки.
«алтай туристический»
Warning: getimagesize(/images/pages/2pg28_54_54.jpg): failed to open stream: ЅХв вРЪЮУЮ дРЩЫР ШЫШ ЪРвРЫЮУР in /var/www/prirodasibiri/data/www/prirodasibiri.ru/phpinc/show_inc.php on line 128
Оборудование: Стенды с заголовками: “Жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать” (Н.М.Пржевальский). “Лучше нет родного края” (И.Языков). Видеозаписи, презентации, фотографии. Стенды: мы путешествуем по краю, стране, миру (фотомонтаж).
Содержание: 1. Туризм. Функции туризма. 2. Развитие туризма на Алтае. 3. Виды туризма. Гость. 4. Туристские маршруты. 5. Будущее туризма на Алтае. Каждая страница журнала отделяется одна от другой “привалами”.
Страница 1 “Туризм. Функции туризма” Сегодня мы поговорим об активном виде отдыха - туризме. Нам несказанно повезло, мы живем в удивительном месте - на Алтае! Для многих слово Алтай — синоним туризма. А что же такое туризм? В 1954 году ООН было принято следующее определение туризма: это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека...
Функции туризма: 1. Способствовать восстановлению сил и трудоспособности человека. 2. Способствовать рациональному использованию времени людей. 3. Способствовать увеличению занятости населения. 4. Туризм обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов. 5. Туризм является не только источником прибыли, но и сильным фактором престижа страны. Привал №1. Вы отправляетесь в поход. Один из главных моментов - умение ориентироваться на местности. Конечно, это не трудно когда есть компас, но и другие навыки ориентирования на местности вам должны помочь.
Задания по группам: 1. Группа находится в лесу. (Дерево-смола, мох, кора. Ягоды на поляне - красные с южной стороны. Муравейник - пологий склон на юг, крутой - на север и т. д., по квартальному столбику - в России нумерация кварталов лесных массивов идет с запада на восток. Столбы поставлены на пересечении всех просек. Ребро между гранями с наименьшими цифрами указывает направление на север.) 2. Группа находится в поле. (Застой влаги от дождей - на севере. Можно ориентироваться по подсолнечнику: 6-7 часов цветок на востоке, в полдень - на юг, 21 час - на запад, 23 часа - вертикально. Солнце в наших широтах светит большую часть дня с юга. Больше всего солнечных лучей отражается от южной стороны дерева, пня, столба, камня).
Страница 2 “Развитие туризма на Алтае” Владимир Афанасьевич Обручев в 1936 году писал: «Алтай уже начал привлекать к себе туристов своими особенностями природы. Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами, ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и маленьких озер, мрачных елово-пихтовой черни на востоке и светлых лиственных лесов на западе». История развития туризма на Алтае насчитывает не один десяток лет и неразрывно связана с общегеографическими исследованиями. К первому десятилетию относится зарождение альпинизма и туризма на Алтае. В 1907 году группа молодых людей (внуки Ф.В. Геблера) делает попытку подняться на Белуху. Зимой 1909 года англичане также потерпели неудачу. Покорение Белухи принадлежит двум братьям Борису и Михаилу Троновым - 26 июля 1914 года. После установления Советской власти на Алтае начался новый этап развития туристского дела. Общество пролетарского туризма проделало большую работу по развитию самодеятельного туризма в стране, в том числе и на Алтае. Общество организовало несколько маршрутов для начинающих туристов, выпустило путеводитель. В 1928 году была создана первая турбаза на Алтае «Золотое озеро». Летом 1933 года группа альпинистов под руководством В.М. Абалакова успешно штурмовал Белуху. В 1935 году редакция газеты «Советская Сибирь» и Западно-Сибирский краевой совет ОПТЭ организовали Всесибирскую альпиниаду на Белуху. Годом зарождения лыжного туризма на Алтае можно считать 1936 год. В феврале группа студентов Новосибирского института военных инженеров транспорта совершила лыжный поход пройдя более 1300 км. С 1938 года центр туристских и альпинистских мероприятий перемещается в Северо-Чуйские белки, где работает лагерь «Актру». 50-е годы стали годами становления самодеятельного туризма на Алтае. К 1960-65 годах. были пройдены все наиболее популярные маршруты. 70-е, 80-е годы - время, когда десятки тысяч туристов со всей страны побывали на Алтае. В настоящее время наступает новый этап в развитии туристической индустрии Алтая. Здесь должна быть сформирована одна из мощных туристско-рекреационных зон России. Привал № 2. «Лечебница доктора Айболита». Класс делится на группы. Задание группам: оказать первую помощь при порезе руки, потертости ног, простуде, расстройстве желудка.
Страница 3 “Виды туризма. Гость “ Алтай настолько многолик и многообразен, что может удовлетворить вкус любого путешественника. Один из наиболее интересных, достаточно востребованных видов туризма является экстремальный. Что это за вид туризма, расскажет наш гость (можно пригласить представителя турклуба, турагенства или студентов географических факультетов университетов края). Рассказ гостя сопровождается видеоматериалами. Привал № 3. Задания по группам: определить по местным признакам изменение погоды.
Страница 4 “Туристские районы Алтая” Для работы на этой странице нам понадобятся данные социологического опроса, который проводился среди учащихся 9-11 кл. Предлагалось ответить на такие вопросы: 1. Любите ли вы отдыхать? 2. Какой вид отдыха вы предпочитаете - пассивный или активный? 3. Где предпочитаете отдыхать? 4. Какие туристские районы вам знакомы? 5. Назовите туристские районы на территории Алтайского края. Места отдыха, которые были названы в анкетах, это места на территории Республики Алтай, а также называлась Белокуриха, озеро Ая, турбаза «Бирюзовая Катунь», расположенные на территории Алтайского края. Итоги данного опроса говорят о том, что большинство отдыхает активно. Наиболее развит туризм, следовательно, и велика степень антропогенной нагрузки на территории Алтайского района (42 объекта туризма). Согласно оценке специалистов, Алтайский край занимает 19 место по уровню туристского потенциала в стране и первое место в Сибири. Предлагается посмотреть презентации о районах отдыха, подготовленные детьми. Путешествуя, отдыхая, школьники должны соблюдать неукоснительное правило поведения в природе - не навреди! Привал № 4. Кодекс туриста. На дом было дано задание составить кодекс туриста. Учащиеся предлагают свои варианты.
Страница № 5 “Будущее развитие туризма на Алтае” В стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года определены первоочередные действия по развитию спортивно-оздоровительного туризма. В области туризма выполнен ряд научно-исследовательских работ, связанных с обоснованием формирования туристско-рекреационных зон в предгорных и горных районах края. В частности подготовлено экологическое обоснование организации туристско-рекреационной деятельности в районе Горной Колывани, левобережья Катуни, освоение долины реки Ануй. Подведение итогов. Привал №5. “Туристская песня” Исполняется любая туристская песня под гитару.
Warning: getimagesize(/images/pages/1pg28_54_54.jpg): failed to open stream: ЅХв вРЪЮУЮ дРЩЫР ШЫШ ЪРвРЫЮУР in /var/www/prirodasibiri/data/www/prirodasibiri.ru/phpinc/show_inc.php on line 128
о сборнике
Опыт проведения занятий по экологии Алтайского края: Сборник методических материалов. Под ред. д.б.н., профессора В.А. Рассыпнова. В сборнике представлены методические разработки педагогов Алтайского края по проведению занятий с учащимися по экологии. Педагоги школ и учреждений дополнительного образования предлагают авторские программы, планы, новые формы организации уроков и внеклассных занятий по экологии.
ЗАЧЕМ И ДЛЯ КОГО Современная экономика России требует экологически грамотных специалистов во всех отраслях. И в первую очередь экологические знания необходимы школьным учителям. К сожалению, ВУЗы страны не готовят учителя экологии, да и образовательного предмета в школьных программах такого нет. Вот и приходится формировать экологическое сознание учащимся и обучать их началам экологической культуры на интегрированных уроках, либо в надпредметной форме, да еще в учреждениях дополнительного образования. Об эффективности обучения можно судить по результатам краевого смотра экологической работы городов, районов, разных типов образовательных учреждений, итогам проводимых детских конкурсов исследовательских работ - «Первые шаги в науку», «Водных проектов старшеклассников», «Моя малая Родина». В настоящее время достаточно много литературы по экологии, но ощущается острый дефицит регионально ориентированных материалов. Вот почему так востребован краевой экологический конкурс методических материалов краеведческой направленности. Он уже может быть назван традиционным, так как проводится с 2001 года. Тема конкурса 2008 года: Экология Алтайского края. В конкурсе приняли участие 101 педагог из 65 образовательных учреждений, представляющих 31 территорию Алтайского края. На рассмотрение жюри было предложено 103 методических разработки. Наиболее активно в конкурсе участвовали города: Барнаул (9 школ и учреждений дополнительного образования), Бийск (13 обр. учреждений), районы (по 2-3 и более обр.учреждений): Троицкий, Целинный, Родинский, Завьяловский, Тальменский, Кулундинский, Заринский. В. РАССЫПНОВ, руководитель лаборатории БГПУ «Экологическое образование учащихся», д.б.н., профессор