Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2014 год


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (217-218) 2014 год / 33 страница

33 страница. Слово – ученымСлово – ученым
Год культурыОбъявленный Президентом России В.В. Путиным Год культуры является логическим продолжением предыдущего Года охраны природы. Эти две темы – природа и культура – постоянно привлекают пристальное внимание всего населения не только в мире, но и в нашей стране. Россия позднее большинства стран мира начала строить новые экономические отношения в обществе с приоритетами частной собственности на средства производства. Основным условием новой экономики для страны является получение прибыли. Первоначальное накопление капитала идёт за счёт природных ресурсов, а это создаёт угрозу разрушения экосистем.

Экология культуры
Формирование уклада жизни любого народа идет под непосредственным влиянием факторов среды обитания и рода трудовой деятельности. Природа оказывает влияние не только на индивидуальные качества каждого человека, но и формирует нации. Ряд исследователей находит тесные связи национального характера народа с окружающими ландшафтами.

Традиции – в семье
Традиции формируются в первую очередь в закрытом социуме, который представлен семьей, родом и связаны с поведением людей в повседневной жизни. В XIX веке большинство российских семей традиционно состояло из нескольких поколений, которые были связаны общим крестьянским трудом. Распад семей происходил при разделении труда. В русской крестьянской среде, да и у любого другого народа, традиции складывались в семье под влиянием религии и тиражировались через общение, которое происходило в довольно жестких пределах одного села (деревни).

Год культурыПереселенческий ареал
Переселенец, покидая свою историческую родину, порывал связи с природной средой, его породившей. На новом месте жительства он получает новую природную среду обитания и совершенно новый социальный уклад. На новом месте жительства формируется переселенческий ареал, в котором, как в котле, смешиваются культуры и традиции многих народов. Необходимо много времени, чтобы здесь сформировалась общность людей, объединённая культурой и природой в единое целое.
Население Алтайского края (да и всей зауральской части России) как раз и является переселенческим ареалом, где во всей полноте проявляется экологическая неграмотность.

О «чувстве природы»
Немецкий писатель Г. Лэнс связывал «чувство природы» с национальным выживанием, утверждая, что «…нации, где чувство природы рассеивается, поскольку они разрушают свою родину, несут в себе семя смерти, они только искусственно продолжают существовать как нация. Нации с сильно определенным чувством природы, подобно немцам и славянам, преодолевают даже самые тяжелые удары и имеют неограниченную способность возрождаться. Поэтому правительство, которое пытается поддержать чувство природы своего народа, разумно, и для этой цели никакие жертвы не являются слишком большими и никакие средства маленькими, и каждый, кто помогает охране природы, служит своему народу».

В прежние годы
Народ России за многие годы коллективного труда привык исполнять чужие решения по инерции, не осознавая последствий своей деятельности. В прежние годы Госплан, Совмин, ЦК КПСС и различные министерства давали указания, а на местах тут же бросались их исполнять. Так было с мелиорацией, строительством гидроэлектростанций на равнинах, распашкой целины. Как правило, все «великие» стройки проходили в малообжитых регионах, туда и устремлялись переселенцы.
Традиционно в России крестьяне природные ресурсы, и в частности земельные, использовали без жесткого управления биосферой. Это был путь самоограничения в использовании природных ресурсов.
Индивидуальная культура крестьянина позволяла находить выходы из экологических тупиков, организовать свою жизнь на основе гармонии с природой. При этом проявляется экологическое сознание на индивидуальном уровне. Вмешательство в природу не давало человеку убежденности в ее бесконечности.

Признак упадка
Антропогенные разрушения природы являются признаком упадка культуры. Безобразные картины с уничтоженными ландшафтами порождают у людей духовное недовольство, равнодушие к красоте, усиливают тревожные состояния психики и увеличивают материальную нужду. Все это усугубляется на переселенческих территориях с неустойчивым по этносоциальному составу населением.
Польский писатель Ян Павликовский изучал отношение людей к природе и установил, что любовь прежде всего связана с тем, что является предметом наших забот. И если это любовь к природе своей родины, то ей мы отдаем частицу нашей души, соединяемся с ней моральными узами. «И эта любовь имеет для природы высокую моральную ценность. Укрепляет она связь солидарности со всем сущим, расширяет горизонты наших благородных чувств, становится источником бескорыстного удовлетворения, дает мысли покой и отдых. Если очарование природы порой не влияет на нас, так это потому, что не умеем смотреть на нее. Охрана природы облагораживает не только лик Земли, она облагораживает человека».

Виталий РАССЫПНОВ,
доктор биологических наук, профессор факультета природообустройства Алтайского государственного аграрного университета


Непременное условие
Перенесение понятия «экология» на отношение к культуре совершенно оправданно и в последние годы широко используется в средствах массовой информации и в науке. Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды.
Дмитрий Сергеевич понимал, что природа и восприятие природы является частью нашей культуры, что памятники, так же как и человек, не могут жить вне природы и общества. Он употребил термин, взятый им из естественных наук, который много лет назад ввел в научный обиход немецкий естествоиспытатель Геккель, он отражает взаимоотношение живых существ и окружающей их среды.
Современные последователи академика Д.С. Лихачёва считают, что условием существования культуры является не только сохранение культурных ценностей, культурных традиций, воспитание культуры, но и сохранение природы, без которой не может существовать человек, сохранение благоприятных условий взаимодействия природы и общества.
Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков.
Экология культуры признаётся одним из разделов экологической эстетики, которая исследует проблемы эстетического с точки зрения диалектической взаимосвязи человека и окружающей среды (человек преобразует не только природу, но и самого себя).
Экология культуры – это проблема её человеческой меры. Надо добиваться, чтобы стремление к творчеству не подавило способности к любви. Экология культуры – это проблема сохранения её гуманистического характера.
Современный человек всячески стремится сделать эстетически привлекательным место своего обитания. Мы достаточно много сил прикладываем к поддержанию красоты своего тела, внешности, одежды, жилища, а также вещей, которые нас окружают. Это естественное стремление человека к красоте исходит от гармонии окружающих его ландшафтов. Чтобы чувствовать себя здоровым и душевно уравновешенным, человек должен постоянно соприкасаться с благоприятной природной средой.
К сожалению, жизнь современного общества не предоставляет такой возможности постоянно и потому люди в любое свободное время стремятся выехать из городов (да и сёл) на природу: в лес, к реке.
Созерцание пейзажей является необходимым условием для удовлетворения умственных и эстетических потребностей человека.

Забота о сохранении культуры лежит также и на экологах. Так что год, объявленный Годом культуры, будет напряженным и у всех защитников природы.


Общая информация


Культура

Антропогенные разрушения природы являются признаком упадка культуры 
Цитата

Писатель
Ян Павликовский:
«Охрана природы облагораживает не только лик Земли, она облагораживает человека»

Заметки

Чтобы чувствовать себя здоровым и душевно уравновешенным, человек должен постоянно соприкасаться с благоприятной природной средой 
Сведения

Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды наряду с сохранением природной среды


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©