Конференция школьников
В начале ноября Алтайский краевой детский экологический центр (АКДЭЦ) провёл итоговую научную конференцию школьников Алтайского края «Дети Алтая исследуют окружающую среду». Эта конференция проводится ежегодно на осенних каникулах и собирает молодых исследователей, победивших в городских и районных конкурсах. В рамках конференции также был организован конкурс исследовательских работ по трём номинациям: «Экология», «Биология» и «Краеведение». В составе жюри работали научные сотрудники и преподаватели барнаульских вузов.
Школьники изучают природу
Экология В номинации «Экология» в конкурсе приняли участие 17 учащихся из девяти районов (Каменский, Курьинский, Кытмановский, Шипуновский, Табунский, Мамонтовский, Косихинский, Родинский, Панкрушихинский) и двух городов Алтайского края (Барнаул, Бийск) различных возрастов – от 7-х до 11-х классов. Тематика представленных работ достаточно разнообразная, включает исследования экологии водных объектов, особо охраняемых природных территорий, экологию растений, грибов, микробиологические исследования, изучение вопросов обращения с отходами. Практически все работы выполнены на актуальные темы, имеют логическую структуру, оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. Доклады с использованием электронных презентаций, сопровождавшие защиту представленных работ, ярко и лаконично демонстрировали полученные результаты, вызвав заинтересованность всех присутствующих. Все работы содержат хорошо выраженную практическую значимость, многие включают элементы научной новизны. Большинство докладчиков показало хорошее владение материалами исследования и достаточно высокий уровень теоретических знаний. Жюри отмечает, что результаты многих исследований могут быть использованы в практических целях. I место – Елизавета Синчукова (10-й кл, МКОУ «Казанцевская СОШ», Курьинский район) – 182 балла. II место – Андрей Бондаренко (11-й кл., МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», Табунский район) – 180 баллов; Анастасия Левыкина (10-й кл., КБОУ ОД «Алтайский краевой детский экологический центр») – 176 баллов. III место – Светлана Гофман (10-й кл., МБОУ «Сунгайская СОШ им. Ю.И. Дуброва », Кытмановский район) – 163 балла; Анжелика Костинченко (11-й кл., МБОУ «Родинская СОШ № 1», Родинский район) – 158 баллов; Евгений Чевелев (10-й кл., ГБОУ ОД «Алтайский краевой детский экологический центр» – 149 баллов).
Биология В номинации «Биология» в конкурсе приняли участие 18 учащихся из 11 районов (Троицкий, Немецкий, Шипуновский, Курьинский, Волчихинский, Баевский, Первомайский, Рубцовский, Родинский, Кытмановский, Панкрушихинский) и четырёх городов (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Камень-на-Оби) Алтайского края различных возрастов – от 7-х до 11-х классов. Тематика представленных работ отражает разнообразные интересы детей и включает исследования биологии животных, растений и микроорганизмов, а также физиологию и гигиену человека. Из средних общеобразовательных школ было представлено 11 работ и из учреждений дополнительного образования – семь. Все работы, проведённые учащимися, носят исследовательский характер и выполнены на актуальные темы. Текстовая часть работ имеет чёткую структуру, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. Молодые исследователи использовали современную и классическую литературу для обоснования цели работы, включая интернет-издания. Все сообщения сопровождались авторскими электронными презентациями, в докладах кратко и ёмко показывали достигнутые результаты. Эмоциональная речь, интонации и информативные иллюстрации вызывали интерес у слушателей, как членов жюри, так и учащихся, присутствующих в зале. Большая часть работ имеет чётко обозначенную практическую ценность, многие содержат элементы научной новизны. Ряд докладчиков показал хорошее владение темой исследования и достаточно высокий уровень знаний при ответах на вопросы. Жюри отмечает, что результаты многих исследований могут быть использованы в практических целях, а работы продолжены. Интерес жюри, педагогов и учащихся вызвали работы Ирины Чупиной (г. Барнаул) и Екатерины Халиной (г. Бийск). Исследование Чупиной связано с обоснованием необходимости официального признания памятником природы озера Бычьего в Волчихинском районе. Халина изучала уровни физического развития учащихся 9-х классов и пути улучшения их здоровья. Содержание текстов конкурсных работ в сравнении с прошлым годом показывает заметный прогресс в оформлении и структурной организации. Экспериментальная часть всех работ содержит результаты в виде таблиц, графиков, фотографий и текстового описания. Как правило, выводы отвечают на поставленные задачи. I место – Чупина Ирина, ученица 11-го класса, г. Барнаул II место – Екатерина Халина – ученица 10-го класса, г. Бийск; Виктория Сорокина, ученица 10-го класса Сунгайской СОШ им. Ю.И. Дуброва Кытмановского района. III место – Ирина Липатникова, ученица 11-го класса Логовской СОШ Первомайского района; Анатолий Михалёв, ученик 10-го класса Новороссийской СОШ Рубцовского района; Даниил Зуев, – ученик 6-го класса Курьинской СОШ Курьинского района.
Материалы к публикации подготовили Елена Круглова и Виталий Рассыпнов
Краеведение В номинации «Краеведение» в конкурсе приняли участие 18 учащихся из девяти районов (Баевский, Каменский, Косихинский, Курьинский, Кытмановский, Павловский, Петропавловский, Топчихинский, Шипуновский) и четырёх городов Алтайского края (Барнаул, Бийск, Заринск, Славгород) различных возрастов – от 6-х до 11-х классов. По сравнению с прошлым годом наблюдается значительная положительная динамика количества участников, среди которых преобладали учащиеся 11-х классов (пять человек), по два представляли 6-е, 8-е и 9-е классы, по три – 7-е и 10-е классы. Тематика представленных работ достаточно разноплановая, включая изучение истории детского дома в селе Трусово, названий населённых пунктов различных районов и сельских поселений, этнографических особенностей армянских и украинских переселенческих семей, изменений административно-территориальных характеристик сёл и исторические аспекты реализации Генерального плана развития села Шипуново, изучение рынка труда и демографические аспекты Заринска, особенности технологии домашнего маслоделия и изготовления пряжи из крапивы, разработку экологических троп и маршрутов и др. Практически все исследования выполнены на актуальные темы, имеют соответствующую структуру, оформлены по требованиям к конкурсным работам. Доклады с использованием электронных презентаций, сопровождающие защиту представленных работ, ярко и лаконично демонстрировали полученные результаты, вызвав заинтересованность всех присутствующих. Места распределились следующим образом: I место – Виктория Попова (7-й кл., МКОУ «Трусовская СОШ», Курьинский район) – 222 балла; II место – Валерия Новосёлова (10-й кл., МБОУ «Семёновская СОШ», г. Славгород) – 214 баллов и Ани Нахапетян (8-й кл., МБОУ «Курьинская СОШ им. М.Т. Калашникова ») – 208 баллов; III место – Анастасия Сухова (11-й кл., МБОУ «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначарского ») – 200 баллов; Сергей Валеев (11-й кл., МБОУ «Баевская СОШ», Баевский район) – 200 баллов; Ксения Веденёва (11-й кл., МБОУ «Баевская СОШ», Баевский район) – 198 баллов. При подведении итогов конференции было высказано предложение по расширению охвата школьников исследовательской работой, привлечению к руководству научных и педагогических работников высших учебных заведения края, а также просьба к руководству образованием изыскать возможности для публикации лучших исследовательских проектов школьников. |