Читай, Сибирь!
15 апреля в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова в рамках Дней сибирской книги X краевого фестиваля книги «Издано на Алтае» состоялась встреча с гостями из Новосибирска – в Барнаул приехали специалисты Новосибирской областной научной библиотеки, которые презентовали выставку «На моей земле: поэты и прозаики Новосибирска», а директор библиотеки Светлана Тарасова представила «Литературный портрет Новосибирской области». Светлана Антоновна уточнила, что в подготовке этой работы ей помогали коллеги, в частности ведущий библиограф Галина Петровна Рыбина. В результате получился познавательный развёрнутый рассказ, особо актуальный в Год литературы в России. Часть этого труда мы публикуем сегодня на страницах «Природы Алтая», а продолжим в следующих номерах.
Новосибирск литературный Столица Сибири Новосибирск сравнительно молод, у него нет уходящего в глубь веков прошлого, как у некоторых старинных сибирских городов. Но это прошлое насыщено яркими событиями. Свой литературный облик, своё литературное пространство город на Оби стал формировать с двадцатых годов прошлого века, став административной и индустриальной столицей огромного края. В марте 1922-го выходит в свет первый номер журнала «Сибирские огни». Всего четырьмя месяцами раньше создаётся московская «Красная новь», но московское издание прекратило своё существование в 1942 году, а «Сибирские огни» живы до сих пор. В этом году журналу исполняется 93 года. Это старейшее издание литературной периодики России. Журнал сохраняет свои лучшие традиции и ищет новые формы работы. Журнал «Сибирские огни» объединил вокруг себя разрозненные литературные силы Сибири, с самого начала чётко определил свои цели и задачи. Актуальные вопросы современности – революция, гражданская война, колчаковщина, крутая ломка общественной жизни и сознания людей, сибирская деревня на «великом переломе», строительство нового социального уклада – всё это, прежде всего, было в поле зрения авторов «Сибирских огней» тех лет. В этом журнале публиковали свои произведения многие известные писатели: Кондратий Урманов, Афанасий Коптелов, Валериан Правдухин, Вивиан Итин и другие авторы, составлявшие цвет советской литературы довоенного периода. И первый камень в фундамент будущей писательской организации заложили именно они. Журнал «Сибирские огни» прошёл большой путь становления и развития. Он дал литературную путёвку в жизнь многим писателям, чьи имена стали гордостью нашей культуры. Творческие судьбы многих выдающихся писателей, ставших настоящими мастерами слова российской литературы, – Виктора Астафьева, Анатолия Иванова, Александра Вампилова, Василия Шукшина и других замечательных авторов – начинались в журнале «Сибирские огни». На страницах журнала публиковались произведения Георгия Федосеева, Сергея Залыгина, Петра Проскурина, Петра Дедова, Елены Коронатовой, Ильи Лаврова, Николая Самохина, Владимира Сапожникова и десятков других замечательных писателей, чьи имена вошли в золотой фонд сибирской литературы. Одним из ярчайших редакторов журнала был Анатолий Никульков. В период его редакторства (1975-1987 годы) в журнале печатались Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Николай Самохин и многие начинающие писатели, которые потом вошли в большую литературу. Многие из них впервые смогли опубликовать свои произведения благодаря поддержке Анатолия Васильевича. В 70-е годы прошлого века (вплоть до середины 80-х) тираж журнала достигал астрономических размеров – свыше 120 тысяч экземпляров. Сейчас это кажется невероятным.
Летописцы больших преобразований С появлением Сибирского союза писателей, созданного в 1926 году в обстановке обострённой литературной борьбы, Новосибирск становится не только административной, но и литературной столицей сибирского края. У истоков создания этой организации стояли такие известные деятели сибирской культуры, как Владимир Зазубрин, Михаил Басов, Феоктист Березовский и Емельян Ярославский. Сибирский союз писателей оказал большое влияние на развитие литературного процесса в Сибири. На Первом съезде писателей СССР литературная дружина столицы Сибири была самой крупной и представительной после Москвы и Ленинграда. Появилась целая плеяда молодых (большинству не было и тридцати), но уже имевших за плечами серьёзный жизненный опыт, талантливых и по-хорошему амбициозных писателей, которые способствовали формированию литературной среды и определяли литературный процесс на всём пространстве от Урала до Тихого океана. Главной темой советской литературы в Сибири становится тема превращения отсталой страны в страну крупной индустрии. На литературном горизонте Новониколаевска (так город назывался до 1925 года) появились прозаики Ефим Пермитин, чьё литературное имя связано с Алтаем, Глеб Пушкарёв, Александр Каргаполов, Афанасий Коптелов, Александр Смердов, а также писатель-краевед Максимилиан Кравков, которого Владимир Зазубрин называл «сибирским Джеком Лондоном». В эти годы активно работает Сибгосиздат (с 1925 года – Сибкрайиздат) – крупнейшее сибирское издательство. Только за пять лет его существования было издано две сотни поэтических и прозаических книг сибирских писателей, в том числе и проживающих в Новониколаевске. Это, в частности, сборники Ивана Ерошина «Переклик» (1922), поэта Георгия Вяткина (кстати, в творчестве этого автора алтайская тема занимала большое место) «Чаша любви» (1923), Вивиана Итина «Солнце сердца» (1923), рассказы Кондратия Урманова «Половодье» (1924), сборник повестей и рассказов Лидии Сейфуллиной «Перегной» (1923), книга статей о современной литературе Валериана Правдухина «Творец – Общество – Искусство» (1923). Здесь же осуществлялись крупные издательские проекты, среди которых и поныне уникальная Сибирская советская энциклопедия – многотомное научно-справочное издание, памятник научной мысли Сибирского региона 1920-30-х годов. При работе над вторым томом были арестованы все редакторы, работающие над ней. Некоторые – расстреляны. Так что для работы над следующим томом был сформирован новый редакторский состав. Всего вышло три тома. Четвёртый был издан только в 1992 году в Нью-Йорке небольшим тиражом. В 1923 году в Новониколаевске работает один из самых ярких сибирских прозаиков первой половины XX столетия Владимир Зазубрин (1895-1937), многогранно талантливый человек, разделивший драматическую судьбу интеллигенции в период репрессий 30-х годов прошлого века, автор первого советского романа «Два мира» (1921) – одного из самых впечатляющих в нашей литературе произведений о гражданской войне, который ещё при жизни автора выдержал 12 изданий. Владимир Зазубрин был одним из организаторов литературных сил Сибири, он создал и возглавил Сибирский союз писателей, был одним из первых руководителей журнала «Сибирские огни». В 30-е годы прошлого века в Новосибирск приезжает уроженец Алтайского края Афанасий Коптелов, ставший впоследствии для литературы Сибири человеком-эпохой, внёсшим неисчерпаемый вклад в сибирскую культуру и литературу благодаря своему роману «Точка опоры» (1979). В 1935 году выходит его первый крупный роман «Великое кочевье», посвящённый социальным преобразованиям в Горном Алтае. Это одно из лучших произведений русской словесности XX века на национальную тему. Роман «Великое кочевье» заслуженно вошёл в золотой фонд советской литературы. Продолжение в колонках на страницах 8-9, а окончание – в следующих номерах «Природы Сибири»
Гордость города Новосибирск как административный центр Сибирского федерального округа не без оснований носит звание столицы Сибири – литературной, деловой, научной, транспортной и промышленной. Также он по праву считается самым быстрорастущим городом мира. Судите сами: количество его жителей достигло миллиона менее чем за 70 лет. Между тем Чикаго на это потребовалось 85 лет, Нью-Йорку – 250, Токио – 400, а Москве – все 700. Сегодня Новосибирск – третий по численности населения город России. Здесь активно действуют многочисленные творческие союзы и объединения, развита сеть учреждений культуры, работает свыше семисот творческих коллективов, восемь профессиональных театров, в том числе Новосибирский государственный академический театр оперы и балета – историко-архитектурный символ и визитная карточка не только Новосибирска, но и Сибири в целом. Нередко его называют Большим театром Сибири. Уникально не только его здание, но и труппа. Широко известны в стране и за рубежом блистательный сибирский балет и великолепная оперная группа. Гордость города – прославленный Академический симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии, созданный его бессменным руководителем и главным дирижёром Арнольдом Михайловичем Кацем. Международное призвание снискала Новосибирская скрипичная школа Захара Брона. Её выпускники Антон Бараховский, Вадим Репин и Илья Коновалов стали мировыми знаменитостями. Город гордится своей самой крупной в Сибири картинной галереей, экспозиция которой располагает более чем шестью тысячами произведений русских и зарубежных живописцев. Жемчужина её собрания – коллекция картин Николая Рериха, подаренная городу сыном художника. Среди достопримечательностей города уникальное научно-просветительное и культурно-досуговое учреждение – зоопарк, которому нет аналогов в Сибирском регионе. С Новосибирском связаны имена многих известных мастеров слова, внёсших большой вклад в развитие не только сибирской, но и российской литературы. И не случайно многие городские улицы названы именами писателей-новосибирцев. Кстати, о названии Новосибирска. Есть мнение, что предложил его известный советский писатель, автор знаменитого романа «Два мира» и главный редактор журнала «Сибирские огни» Владимир Яковлевич Зазубрин. Имя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, инженера-путейца, указавшего на географической карте место будущей столицы Сибири, тоже стоит в ряду известных русских писателей. |