КОЛОНКА РЕДАКТОРА
8 октября 1996 года в Омске я регистрировал новое издание – «Природа Кулунды». Такого типа (или вида, или как вам больше понравиться – сами придумайте) издания, как «межрайонная экологическая газета» в перечне изданий не оказалось и пришлось вписывать его от руки. И вот прошло 10 лет.
МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО? Так много это или мало: десять лет? С точки зрения вечности – меньше мига, с точки зрения человеческой жизни – ее изрядный кусок, с точки издательского дела (особенно в его современном состоянии) – целая жизнь. Были взлеты, награды, благодарность тех, кому хоть как-то когда-то удалось помочь. Были и падения, и горькие неудачи, и черная неблагодарность. Все, короче, было. …Вспоминаю поезд, случайного попутчика, разговор ни о чем и обо всем. Мое удивление и его радость, когда он узнал, что я – редактор «Природы Кулунды». - А я знаю вашу газету! – сказал этот случайный попутчик. И разобрал ее по «косточкам». Такие моменты помогают жить… А сейчас, в этом году, мы пытаемся создать новый тип (или вид, или придумайте еще какое-то определение) издания: общественно-экологическое. Можно сказать и чуть-чуть по-другому: массово-экологическое. Серьезно – о серьезном и чтобы читателей было много… Может быть, получится. На это ответят читатели, мы и…чиновники. На сегодняшнем этапе развития газеты, а идет ее становление, без финансовой поддержки (ее форм в рамках существующего законодательства много) со стороны бюджета края нам не обойтись. Надеюсь, что газета доказала свою необходимость и будет развиваться. Так много это или мало – 10 лет? О СЕГОДНЯШНЕМ НОМЕРЕ В сегодняшнем номере мы попытались рассказать о Большом Алтае, географически являющемся единым целым: Республике Алтай, Восточно-Казахстанской области, Монголии. Для этого опубликованы материалы на разворотах спецвыпусков. Мы постарались «заглянуть» в культурную историю Алтая (и страны). Именно поэтому и представили один из разворотов временно забытому писателю – Г.Д. Гребенщикову. Кстати, благодаря гранту Алтайского края наше культурное наследие пополняется: изданы первые тома (и я горжусь, что это сделано в Алтайском крае) эпопеи «Чураевы», написанной Гребенщиковым в эмиграции. Мы продолжили публикации по проблемам особо охраняемых природных территорий нашего края, представили два отдела Департамента по охране окружающей среды администрации Алтайского края, постарались рассказать об опыте наших соседей по Сибири и Большому Алтаю. По-прежнему регулярно выступают на наших страницах общественные экологические организации и, прежде всего, экоклуб Алтайского государственного университета. Как обычно, есть и страница «творчество», и в помощь садоводам и огородникам, и домохозяйкам (газета, вместе со всем прочим, должна иметь и практическую пользу…). Есть и многое другое. …В заключение вопрос к читателям: правильное ли, на Ваш взгляд, мы выбрали направление? Ваши письма мы ждем по адресу: Барнаул, Анатолия, 81, каб. 82, редакция газеты «Природа Алтая».
БРЭНД АЛТАЯ - ЕГО ПРИРОДА В чем мы видим одну из задач нашей газеты? В том, чтобы дать веру в себя и в величие человека, надежду на лучшее, и любовь к страждущему. Энергия этих вечных понятий сделала человека человеком, создала его духовность, помогла на долгом пути познания. И совсем плохо, когда этой энергии нет. Нам повезло – мы живем на Алтае. У нас еще есть прекрасная природа и у нас есть возможность ее сохранить. Трудно, живя на Алтае, понять, насколько хрупок мир и насколько приблизился он к точке невозврата. Трудно, живя на Алтае, понять насколько мы богаты. Мы думаем, что в этом и есть та задача, которую должна ставить перед собой наша газета. На самом деле мы еще очень богаты. И такие территории на Земле, как наш Алтай, и спасут мир, если ему будет суждено жить. Если же говорить о том же самом, но на более практическом языке, то одна из задач нашей газеты – создание брэнда Алтайского края. В чем же мы его видим? Мы считаем, что брэнд Алтая – его природа. Это то, что у нас есть, а в большинстве территорий страны (и в мире) уже нет. По разным, правда, причинам. В той же Западной Европе природы нет, а есть садово-парковая культура… АЛТАЙ БОЛЬШОЙ, НО ЧИСТЫЙ… Алтай, который объединяет четыре страны: Россию, Монголию, Китай и Казахстан, называют Большим. Очень хочется, чтобы синонимом Алтая стало слово «чистый». Имеется в виду экологически чистым. И здесь, конечно, нужно найти механизмы, как необходимости современной цивилизации (а это использование природных ресурсов, по крайней мере, в нынешнем столетии), ее безусловные свойства (а это рост населения и растущая проблема, как его прокормить) и безусловные издержки (рост отходов, загрязнение окружающей среды) совместить с самой жизнью. Иначе цивилизация неизбежно себя исчерпает. И сто лет туда (в смысле позже) или сюда (в значении раньше), думается, особой роли не сыграют. Такие точки на карте Земли, как наш Алтай, способны удержать планету в ее существующем состоянии, пока человечество успеет поумнеть. А сделать это оно будет вынуждено. И вот здесь сотня лет сюда (в значении раньше) играют определяющую роль. Так с чем же должен быть связан брэнд Алтая? С дымом из черной трубы или с ясным восходом над чистой землей? Ответ безусловен. Поэтому, на наш взгляд, и необходимо (а в перспективе и выгоднее во сто крат) развивать на Алтае экологический туризм, производство экологически чистых и экологически-естественных (не генно-модифицированных) продуктов питания. Мы думаем, что на Алтае могут «прижиться» такие виды туризма, не очень обычные, как духовный, этнографический, экзотический и даже эзотерический. Но для этого и нужно сохранить уникальность Алтая – его природу. Иначе путь экологического развития края через не очень большой отрезок времени станет невозможным. Просто потому, что будет другим… И НЕ НУЖНА ВТОРАЯ ШВЕЙЦАРИЯ И нам не нужно сравнивать Алтай со Швейцарией. Вот, мол, красота у нее такая, прямо вторая Швейцария! Приходится иногда такое слышать. Это когда нас хвалят. А это и не похвала вовсе. Швейцария – это Швейцария, со всеми красотами и особенностями, Крым – это Крым… А особенность Алтая – в его сохранившейся первозданности. И это позволяет создать у нас культ здоровья, если хотите, здорового образа жизни. Это направление, вряд ли кто-то поспорит, будет привлекательно для туризма. Подчеркнем экологически ориентированного туризма. А кто хочет в кемпинг на берегу асфальтового рая (вроде как отдых на природе, но не выходя из благоустроенного дома) – это тоже нормально. Люди разные, потребности у всех свои. Хватит на всех. Так что, считаем мы, сохранение уникальной природы Алтая – это, кроме всех духовных причин, есть в сегодняшнем мире категория экономическая. Такой брэнд Алтая – экологический – мы и пытаемся создавать в нашей газете. За ним – будущее. Сергей МАЛЫХИН
|