Блог Губернатора Алтайского края
В своем блоге Губернатор края Александр Карлин ответил на самые актуальные и часто задаваемые вопросы в области туризма. Мы решили поместить этот материал в газете, так как далеко не каждый человек на селе умеет пользоваться Интернетом и имеет к нему доступ. ОТ РЕДАКТОРА. Хотел бы обратить Ваше внимание на динамику развития отрасли и напомнить, что риск столь активного развития туризма в крае был серьезным.
Маршрут развития Зачем развивать туризм в крае? Нет-нет, да и услышу подобный вопрос. Некоторые скептики до сих пор утверждают, что внимание, которое уделяет краевая власть развитию туризма в последние годы, не окупается должным образом. Говорим, мол, о туризме много, а где мощные валютные потоки, финансовые поступления (в невероятных объемах) в краевую казну? «Много возлагали – мало получили», «туризм в крае – не экономическая, а идеологизированная категория»… Если рассуждать о социальных, экономических эффектах развития туризма в регионе – начинать нужно с другого. Я считаю базовым показателем туристической отрасли в крае (где актуальна тема занятости населения) тот факт, что сегодня здесь трудятся 16 тысяч 200 человек. Они заняты на 900 туристских предприятиях – именно столько их у нас на сегодняшний день. «Зеленых домов», гостиниц, турбаз, турфирм, санаторно-курортных учреждений. Не слишком ли много мы занимаемся продвижением туристического бренда Алтайского края? «Только бы и ездили по выставкам…» Несмотря на бюджетные сложности, мы будем продолжать заниматься продвижением туристического продукта Алтайского края на крупнейших выставках мира: ITB в Берлине, MITT и MITF, Интурмаркет в Москве. В этом году Алтайский край выступит генеральным партнером на Интурмаркете, туристической выставке № 1 в России. Наши специалисты активно работают и на сибирских выставочных площадках, представляют свой курортный потенциал на выставке «Здравница» в Сочи… Уже два года подряд организуем собственную туристическую выставку в Белокурихе – «АлтайТур. АлтайКурорт». В крае разработано 25 туристических маршрутов. Кто-то понимает это как фигуру речи, призванную повысить интерес туриста: подумаешь, Малое, Большое золотое кольцо, Казачья подкова… Но все не так просто. Во-первых, грамотно разработанный туристический маршрут дает потенциальным гостям нашего края подсказку – куда поехать в первую очередь, какой вид отдыха предпочесть. Помогает конкретизировать интерес к Алтаю. Малый и средний бизнес видит в востребованном маршруте подсказку для себя – где размещать объекты придорожного сервиса. Наконец, оформление туристического маршрута помогает нам включаться в федеральные программы, решать вопросы дорожного строительства, развития инфраструктуры, инженерного обустройства территорий. Своевременно и качественно выполняя свои обязательства, мы заслужили хорошую репутацию в Федеральном агентстве по туризму. В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» край определен приоритетной территорией для развития внутреннего туризма. Мы стали единственным в России регионом, для которого федеральные средства по программе выделяются на развитие инфраструктуры сразу двух туристических кластеров: «Золотые ворота» и «Белокуриха-2». С разработкой маршрутов мы не спешим. Зато появление каждого нового маршрута – гарантия тщательно продуманного отдыха. И решение проблемы экологической безопасности, сохранения уникальных природных объектов при ежегодном увеличении потока туристов. Очень долгое время эта проблема находилась на периферии общественного внимания. Мы развиваем туризм в крае – без ложной скромности, у нас это получается. Доказательство тому – награды и премии, которые получает регион на российских и международных конкурсах. Приведу лишь некоторые результаты работы туристической отрасли региона в 2013 году: край вошел в число победителей национальной премии «Моя планета» в номинации «Лучший регион для путешествий по России»; город-курорт Белокуриха признан лучшим курортом федерального значения; санаторий «Алтай – West» – лучшей здравницей; проект «Белокуриха-2» назван лучшим проектом санаторно-курортного комплекса в стране. Белокурихинские санатории высоко востребованы в силу высочайшего качества оказываемых медицинских услуг. Треть занятых в курортном бизнесе – дипломированные медицинские работники. Это один из лучших в мире показателей. Наряду с Сочи и Санкт-Петербургом Алтайский край стал одним из лидеров по росту организованного туристического потока среди российских регионов. В 2006 году к нам приехало 600 тысяч отдыхающих. В 2013 – один миллион 600 тысяч. За семь лет туристический поток возрос в 2,5 раза. Предпочтения туристов – самая достоверная и объективная оценка правильности нашего пути. Теперь о финансах. В прошлом году в туристическую отрасль было направлено два миллиарда 637 миллионов инвестиций. Темп прироста инвестиций – 16 с небольшим процентов. Неплохой темп при правильном соотношении государственных и частных инвестиций: на один государственный рубль приходится 3,5-4 рубля инвестиций частных компаний. К счастью, на заре развития туризма в Алтайском крае мы не стали мучительно рефлексировать над тем, нужен ли туризм краю. Время все расставило на свои места. В первоначальных концепциях развития туристско-рекреационной местности в крае планировалось, что территория туризма будет ограничена Белокурихой, особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь», Алтайским, Солонешенским, Чарышским и Смоленским районами. Наши ожидания не оправдались. Туристско-рекреационная местность Алтайского края в настоящее время вышла далеко за пределы той территории. Сегодня туризм присутствует в экономике 29 муниципальных районов и шести городских округов. В прошлом году возникло 40 новых объектов для размещения. И где? В Рубцовске, Яровом, Алтайском, Баевском, Быстроистокском, Егорьевском, Ельцовском, Краснощековском районах… Мы сделали рискованное дело. Мы стали известными. Теперь нельзя позволить себе снизить планку. |