Материалы этой полосы объединены одним – любовью и болью за природу. Эколог Юрий Колупанов из Хабаров пишет о законодательных проблемах, возникших в условиях реформирования, а депутаты, ученые, работники административных органов пишут пути выхода из этой ситуации. КРУГЛЫЙ СТОЛ Проект закона о природопользовании в Алтайском крае 22 марта обсудили в Барнауле за круглым столом депутаты краевого Совета народных депутатов, представители администрации края, федеральных управлений и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Предваряя обсуждение, председатель комитета АКСНД по аграрной политике и природопользованию Николай Золотухин напомнил участникам обсуждения, что закон о природопользовании дополнит закон об охране окружающей среды, принятый в январе текущего года. «Я хочу сказать, что проблема очень сложна и интересна, поскольку в Российской Федерации единого закона о природопользовании нет, действуют отраслевые законы. Мы подготовили проект закона, который предлагаем вашему вниманию. Очень важно, чтобы сегодня ведущие специалисты в тех областях, которые будут отражены в законе, высказали свои суждения о порядке подготовки закона и об основных моментах, которые должны найти отражение в этом законе», - подчеркнул Николай Золотухин. По мнению председателя постоянной комиссии по охране природы и вопросам природопользования АКСНД Александра Гаврилова, принципиальными моментами при подготовке этого закона являются закрепление комплексного подхода к природопользованию и приоритета сохранения биоразнообразия Алтайского края. Важен также экосистемный подход к управлению природными ресурсами и закрепление мер экономического воздействия за нарушение различных экологических норм и нанесение экологического ущерба. Участники обсуждения проекта закона о природопользовании в Алтайском крае отметили необходимость закрепления основных понятий, используемых в законе, во избежание проблем, связанных с различиями в толковании тех или иных терминов. Кроме того, в законе необходимо четко прописать нормы и правила использования ресурсов, в частности растительных, которым в настоящий момент уделено слишком мало внимания.
Хабарский район Беспечность себе во вред Об итогах работы за 2006 г. мы попросили рассказать заведующего сектором экологического контроля отдела сельского хозяйства администрации района Юрия Иосифовича Колупанова: - С какими основными показателями, результатами, закончили прошедший год? - Прогнозный план доходов, а это 150 тыс. руб., выполнен на 147% (это 10-й результат среди всех районов края), но показатель относительный. В бюджет поступило 221 тыс. руб. экологических платежей (15-й результат в крае; за Алейским, Павловским, Тальменским и другими более «экологичными” районами просто не угнаться), взыскано 48,4 тыс. руб. штрафов (16-е место в крае; все идут в районный бюджет). Так что служба, где я в единственном числе, работает не хуже других. - А как же с экологическим контролем? - За год проведено 19 комплексных и 20 целевых проверок предприятий. Составлены акты и выданы предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства, выполнение которых необходимо контролировать. К этому надо добавить 32 рейда по охране биоресурсов - лесных, водных, охотничьих, земельных (зачастую в выходные дни и по ночам ловим браконьеров). - Какую проблему считаете самой жгучей, злободневной? - Сельхозпалы и лесные пожары. Именно они наносят природе самый непоправимый вред. За год нами зафиксировано 27 случаев. На 22 выезжал, в основном, с лесничим В. В. Крыловым. Самые страшные пожары, произошедшие в районе: горели Ильинские боры, почти все пройдено огнем за Плесо-Курьей, Займище (около 3 тыс. га) выгорело от Обуховского моста почти до Ново-Федоровки (осенью зайцы и косули теперь здесь почти не обитали). Дважды тушил небольшие палы возле дорог в одиночку - никто не остановился и не помог. Выезжаем с В. В. Крыловым на пожар, на месте - ни лесника, ни милиционера, никого. Поражают бездушие, равнодушие. К этому можно добавить повсеместные свалки, засорение мест отдыха, сжигание мусора и т. д. И все эти проблемы - результат нашей ментальности, экологического бескультурья. Н. САВЧЕНКО. Газета «Вестник Целины», №12, 10 февраля 2007 года.
крик души ПРИРОДА БЕЗ ЗАЩИТЫ ЗАКОНА В настоящее время констатируется печальиая статистика: в России каждый 6-7-й умирает от онкозаболеваний, и тогда говорят, что и воздух у нас заражен, и питьевая вода грязная, и продукты с канцерогенами, одним словом - «плохая экология» виновата. Плюс алкоголизация населения. Плюс глобальное потепление от парникового эффекта. Плюс природные катаклизмы, уже повсюду проявляющиеся на планете… ПОЧТИ 20 ЛЕТ НАЗАД Из-за важности охраны природы еще при советской власти, в 1988 году, был создан госкомитет по охране природы, наделенный полномочиями госконтроля по охране земельных, лесных, водных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, недр, т. е. за всеми природными ресурсами. Была попытка создать единый природоохранный орган, собрать все надзирающие за природой службы в один сплоченный кулак. Государственный внебюджетный экологический фонд подпитывал слабое финансирование природоохранных служб, позволяя проводить мероприятия по оздоровлению экологической обстановки, массовые экологические мероприятия в школах, решать вопросы пропаганды, воспитания и образования среди населения. Но в мае 2000 г., после многих преобразований и реорганизаций, Указом Президента РФ был упразднен Госкомитет по охране окружающей среды, а Госдума порушила Госэкофонды. КАК СТАЛО ТЕПЕРЬ С тех пор экологические службы находятся в «подвешенном” состоянии, без надлежащих полномочий, ежегодно меняя статус. 131 Законом РФ функции экологического контроля были переданы на муниципальный уровень, а в канун 2006 г. Президент своим Указом вновь отдал их субъектам. И уже более года районные экологи работают на прежнем уровне: без прав и полномочий, кто в отделе сельского хозяйства, кто в архитектуре и т. д. (?!) Последнее реформирование породило Ростехнадзор, параллельно функционировал Департамент по охране окружающей среды (ныне Инспекция по контролю в области охраны окружающей среды). Образовано еще одно Управление - Росприроднадзора, пять человек которого охраняют все леса края, а многочисленную армию лесоохраны лишили прав составлять акты о лесонарушениях. Охотоведов госохотнадзора и рыбинспекторов передали под Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору(?!), сократив более чем наполовину. А есть еще отдел водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного Управления (г, Новосибирск). Агентство по недропользованию и т. д. У СЕМИ НЯНЕК Получается, у природы семь нянек, а у них, как говорится, дитя без глазу, без присмотра… По аналогии вряд ли можно себе представить в МВД России все службы разобщенными, самостоятельными. Ст. 84 старого Закона РФ «Об охране окружающей среды» (теперь отмененного) давала право госинспекторам по охране природы привлекать к административной ответственности практически за все природоохранные нарушения. Ее взяли на вооружение госохотнадзор и рыбоохрана, поскольку санкции к браконьерам были более строгими, чем в КОЛП РФ. ЧТО МОЖЕТ ЭКОЛОГ МУНИЦИПАЛИТЕТА? Сегодня в районе муниципальный эколог не уполномочен ни составить протокол, ни вынести наказание. Некому рассматривать дела о лесонарушениях, нарушениях правил рыболовства, водоохранного законодательства, за свалки и т. д. Даже за сельхозпалы экологическая служба не вправе наказать. А ведь это самая жгучая и злободневная проблема – палы и лесные пожары. Но нет закона, который бы карал землепользователя. Надо поймать виновного за руку, а это не так-то просто. Все больше брошенных, заросших полей, все меньше выкашивается сенокосов, зарастают дороги - барьеры на пути распространения палов. КРУГ НАРУШЕНИЙ СУЗИЛСЯ. ПО ЗАКОНУ… С принятием нового Кодекса об административных правонарушениях резко сузился круг статей экологических правонарушений. К примеру, весной повсеместно жгут мусор, солому, села утопают в дыму, коптим себя заживо. Повели с этим борьбу, но, как констатирует судья в своем решении, отменившем постановление о наложении штрафа на физическое лицо, сжигание мусора не подпадает под ст. 8.2 КОАП РФ, по которой за несоблюдение экологических требований при сжигании отходов производства и потребление предусмотрен штраф. Пусть палят, жгут!? Сельские свалки разрастаются быстро, превращаясь в экологические бомбы замедленного действия, отправляя воздух, землю, поверхностные и подземные воды. Причем львиная доля на них, до 70%, это навоз, органика, в которой так нуждаются беднеющие гумусом поля. Но уж, поистине, только мы можем так: везем навоз на свалки, а потом ищем, сбившись с ног, перегной. А где нормативный акт. регламентирующий размещение отходов на свалки (точнее, полигоны ТБО)? И где, куда исчез, в государстве механизм заготовки вторсырья, которое тоже везут туда же!? ПРЕДЛОЖЕНИЕ. – ПОРА РАЗРАБОТАТЬ КОДЕКС Пора, наверное, разработать Кодекс об экологических правонарушениях, где четко расписать, чего нельзя творить в природе. Ведь недавно принятый закон «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» ответа не дает, да и российской закон - тоже, И кто разгребет этот клубок проблем? ...Помнится, совещания экологов проходили в залах красной администрации, выступали первые лица, ученые, телевидение и радио транслировали форумы. На последнем нашем совещании в Барнауле не было никого... Юрий КОЛУПАНОВ
|