ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Наш сегодняшний собеседник – начальник отдела особо охраняемых природных территорий Департамента по охране окружающей среды администрации Алтайского края О.Я. Гармс – хорошо знаком нашим постоянным читателям. Вначале – как ведущий страницы «Птицы нашего края», затем – как один из самых активных специалистов, освещающих одну из основных тем «Природы…» - 2006 – особо охраняемых природных территорий. Тема разговора накануне Нового года – итоги работы отдела за первые шесть месяцев со дня его открытия, немного – планы на будущее, а также – несколько шире…
народная экспертиза ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ ОТДЕЛА Когда был создан отдел ООПТ? - В июне 2006 года. - Какие задачи перед ним поставлены? - Самая насущная задача – административная и научная ревизия особо охраняемых природных территорий Алтайского края, а это, в основном, заказники и памятники природы. ЧТО ТАКОЕ РЕВИЗИЯ? - На каком количестве объектов проведена административная ревизия? И что это такое? - Административная ревизия заказников заключается в ревизии границ и площадей заказников и их согласовании во всех ресурсных ведомствах, а прежде всего – на муниципальном уровне. На сегодняшний день из 30 заказников, которые проходят ревизию, 20 получили согласования во всех инстанциях. - Но ведь на территории края заказников не тридцать, а тридцать пять… - Пять заказников уже имеют положительные заключения государственной экологической экспертизы. ОЦЕНКА СДЕЛАННОГО - Как Вы сами оцениваете согласование документов по 20 заказникам из 30? - Я считаю это очень неплохим результатом, потому что административная работа по заказникам – это очень кропотливая работа на самых разных уровнях. Начинается она на местах, где расположены заказники, с сельских сходов, затем продолжается на районных депутатских слушаниях, результатом которых должно стать принятие на сессии районного собрания депутатов решения об утверждении Положения о заказнике, в котором учтены все предложения населения и специалистов. А после этого идет согласование на региональном уровне во всех природно-ресурсных ведомствах федерального уровня, которые отвечают за леса, водные объекты, недра и так далее. Работа не только кропотливая, но и требующая много времени и координации многих структур. КАЖДЫЙ ДОКУМЕНТ - ИНДИВИДУАЛЕН - Судя по результату, все прошло «гладко»? - Конечно, нет. Поступало много предложений, во многие пункты Положений о заказнике, причем – каждого конкретного, вносились изменения. Ведь, подчеркну, каждое Положение о любом заказнике носит «индивидуальный» характер. - Почему? - Не столько потому, что индивидуально физико-географическое положение ООПТ, сколько потому, что социально-экономическая ситуация в районах разная. Поэтому и корректировка каждого Положения о заказнике индивидуальна, с учетом пожеланий и мнения населения, всех его особенностей. - При всей этой индивидуальности, вероятно, были выявлены и общие закономерности, общие проблемы? - Да, есть вопросы, которые для людей на разных территориях являются общими. Это прежде всего права и обязанности местных жителей, которые проживают или на самой территории заказника или на смежных с ним территориях. ПРАВА МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ - Тогда несколько подробнее об этих правах и обязанностях. - Здесь надо особо подчеркнуть, что местные жители пользуются приоритетным правом природопользования на территории данного заказника. Это - ключевой момент и Положения о заказнике, и вообще – всей природоохранной практики. - Давайте конкретизируем Ваши слова. - Вопрос касается таких традиционных видов природопользования, как сбор лекарственных трав, пищевых растений, грибов, орехов. Ограничения в этом плане могут быть для туристов и отдыхающих на этой территории людей. - Какие? - Например, первое ограничение – запрет промысловой заготовки лекарственных трав, растительного сырья, промыслового лова рыбы. А для личных нужд эти виды деятельности местному населению разрешены. ЛЮДИ СКАЗАЛИ «ДА» - Местные жители не всегда знают о своих правах, бывает ведь, что люди на территориях заказников к ним настроены не всегда положительно. - Такие ситуации встречаются нередко. Например, были подобные моменты по Чинетинскому, Чарышскому, Благовещенскому заказникам. По Чинетинскому заказнику сходы граждан проводились в трех селах: Чинета, Генералка, Усть-Чагырка. На этих сходах обсуждались вопросы по волкам, по медведям, по заготовке дров. В процессе разъяснительной работы и на сходах в Положение о данных заказниках были включены соответствующие поправки, и все вопросы были сняты. Те предложения людей, которые путем общего голосования были одобрены населением, вносились в Положение о заказнике. Вот после этого местное население и голосовало положительно по открытию или продолжению работы данного заказника. Люди сказали этой форме ООПТ «да». КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ - ОБЩЕСТВЕННОСТЬ - Что-то я не слышал о том, чтобы такая практика была в крае регулярной. - Можно сказать, что такая работа в крае раньше вообще не проводилась. Тем более – системно. А на мой взгляд, именно такая работа с местным населением является ключевой. Ведь от отношения людей, позитивного или негативного, в конечном итоге и зависит не только само существование особо охраняемой природной территории, но и эффективность всей работы в этом плане, в том числе и размер предотвращенного экологического ущерба, который дают заказники. А это уже экономическая эффективность природоохранной деятельности. - То есть можно сказать, что эти 20 заказников прошли, по сути, своей общественную экологическую экспертизу? - Я бы сказал даже больше. Они прошли не просто общественную экологическую экспертизу, а я бы сказал так: они прошли народную экспертизу в прямом смысле этого слова. Поправки, которые вносят люди в Положения о заказниках, очень существенны и важны. Причем важны не только с точки зрения прав местных жителей, но и в плане практики природоохранной деятельности, а шире – охраны родной природы. ОБОЮДНО ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА - Участие в сходах – это приятная работа? - Я бы сказал по-другому. Это обоюдно полезная работа. И для меня, как специалиста-эколога с точки зрения прикладной экологии, и для людей, проживающих на территориях заказников. И мне эта работа доставила моральное удовлетворение. Один из главных результатов сходов граждан я вижу в том, что растет уровень информированности людей в области охраны природы. А с ростом информированности людей происходит и рост взаимопонимания представителей природоохранных структур и местного населения. Вот с чем связано мое внутреннее удовлетворение от проделанного в 2006 году работы. Люди в районах не избалованы вниманием чиновничьих структур, которые влияют на жизнь населения, их бытовые условия, в нашем случае – на их хозяйственную деятельность в условиях природы. И отклик людей носит характер живой и позитивный. И ЗДОРОВЬЕ, И КАПИТАЛ - А какие еще моменты выгодности ООПТ для местных жителей можно отметить? - В плане, так сказать, «личной экономики» мы уже говорили (Прим. ред. В том числе и в предыдущих публикациях). А следует сказать еще о другом. Чем полнее сохранена природа, чем чище окружающая среда, тем лучше здоровье населения. Степень значения сохранности природных ландшафтов, малоизмененной среды сейчас возрастает. Я говорю «сейчас» - с точки зрения туристической привлекательности Алтайского края. В этом смысле небольшие анклавы, участки нетронутой природы – это в геометрической прогрессии наш растущий вклад в экономику края. Со всех точек зрения – от рекреации до экологического туризма. Сохраненная природа, на мой взгляд, сегодня стремительно растет в цене. ГДЕ НЕТ ПОНИМАНИЯ? - А что можно сказать о тех 10 заказниках, Положения о которых сейчас находятся в стадии согласования? - Ни один заказник, Положение о котором сегодня до конца не согласовано, не согласован по причине неприятия его местными жителями. Ни один! Причина несогласований – в позиции природно-ресурсных ведомств, отвечающих за недра, леса, сельское хозяйство. Они имеют свой взгляд на охрану природы и использование ее ресурсов. В обществе до сих пор превалирует мнение, что надо развивать природно-ресурсную экономику, основанную на эксплуатации, часто – нещадной, природных ресурсов: недр, животного и растительного мира. Здесь мы не всегда находим понимание у геологов, лесников, работников Россельхознадзора. Ресурсно-экономический подход к заказникам и другим ООПТ, сегодня ощущается очень сильно. Здесь приходится трудно. Мы предлагаем такие изменения в Положения о заказниках, которые позволили бы учесть интересы и других ведомств. После внесения поправок в Положения о заказниках, часть из них уже согласована. Мы убираем такие моменты, которые могут воспрепятствовать в будущем экономическому развитию тех территорий, где расположены заказники. ВЕНЕЦ ВСЕЙ РАБОТЫ - Надеюсь, что в будущем году вашему отделу удастся найти взаимопонимание со всеми структурами и закончить этот этап работы. - Я тоже на это надеюсь. Ведь венцом всей работы должно стать Постановление администрации Алтайского края, которое утвердит данные Положения о заказниках. Есть и другой момент: до принятия такого Постановления они должны пройти государственную экологическую экспертизу. Это еще один механизм оценки каждого заказника, его значимости, экономической целесообразности, например, с точки зрения предотвращенного экономического ущерба. Только после учета всех факторов и принятия Постановления, можно сказать, и будет закончена административная и научная ревизия каждого заказника Алтайского края.
|