Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№7-8 (187-188) 2011 год / 32-33 страница
Экспедиции наших читателей
По старым дорогам рудовозов XVIII века Как-то не сразу пришла идея разведать маршрут движения тяжелогруженых повозок рудовозов в сторону старинного тракта Змеиногорск – Барнаул. Но потом эта идея прочно закрепилась в любознательных головах участников этой экспедиции. Поисковая команда «Юных искателей» уже не первый год исследует остатки заброшенных рудников XVIII-XIX столетия на территории Курьинского района. Все началось в теперь уже далеком для нас 2003 году, когда мы обнаружили шахты легендарного Воскресенского рудника, исторически очень важного объекта горнорудного дела, давшего первую алтайскую серебряную руду. Кстати, этот факт малоизвестен для большинства жителей не только Алтайского края, но и Курьинского района. Еще менее известным является небольшой поселок Рудовозово (рис. 1) (основан предположительно в 1730 г.), который в настоящее время является частью села Казанцево (рис. 2). В версте от впадения Воскресенского родника в речку Белую облюбовали себе место работные люди, которые занимались добычей и перевозкой руды из шахт на Колыванский медеплавильный завод до 60-х годов XVIII века.
Причины появления поселения рудовозов Как считает Семен Александрович Рукин, бывший местный житель Рудовозово (ныне живет в Курье), место для поселения наши предки выбрали не случайно. Оно устраивало рудовозов во многих отношениях. Прежде всего – примерно равным его удалением как от Колывани, так и от самых дальних шахт. Пологие в этом месте гравийно-песчаные берега и каменистое дно реки Белой не создавали препятствий для переправы грузов в любое время года. По прошествии двух с половиной веков еще и сейчас можно безошибочно найти следы дорог в местах «Воскресенский поворот», «Кыргызские лога», «Стоячие камни». Кроме того человека привлекло сюда то обстоятельство, что в реку здесь на километровом расстоянии впадает множество больших и малых родников, плюс наличие богатых растительностью лугов, равнинных участков и отрогов Колыванского хребта. Место изобиловало дичью, рыбой и ягодами. В те времена люди хорошо знали прописную истину: есть вода – есть жизнь. Вот и строили они дома основательно, на возвышенных сухих местах ближе к водоисточникам. И еще одно важное обстоятельство способствовало появлению в этом месте пристанища для людей. Природа позаботилась скрыть этот уголок от посторонних глаз с юга – Одинаковой сопкой и увалом, с востока и запада – горными хребтами, называемыми старожилами Горой и Каменной сопкой, с севера – горой Вострушкой и ее отрогами. А заросли кустарника, могучего тополя и других деревьев делали поселок невидимым. В то время безопасность русских поселенцев приобретала особое значение.
Отправка руды на Змеевский рудник Шли годы. Постепенно Колывань стала терять свое значение горнорудного центра (рис. 3). К 1760 году она уходит в тень. В это время набирает славу Змеевский рудник (ныне город Змеиногорск). По причине отсутствия угля в 1766 году в Колывани произошла первая остановка медеплавильного завода. Затем несколько лет прозябания на голодном угольном пайке, а к 1800 году здесь совершенно перестали плавить медь. А, между тем, работы по добыче руды на Колывано-Воскресенских шахтах не прекращались. Только теперь рудовозовские мужики возили драгоценные камни на Змеевский рудник. Житель Рудовозово С.К. Барков (родственникам которого доводилось работать на управителя Змеиногорского рудника Клещевского) подтвердил С.А. Рукину, что возили руду одновременно на нескольких повозках. В зависимости от места шахты, времени года и погоды по трем направлениям. Одна дорога пролегала в Змеиногорск через Гляден (так называется опасный подъем за бывшим поселком Черепаниха), другая – через Казанцево и третья – через Ручьево на Саввушку и далее по тракту Барнаул – Змеиногорск.
По центральной рудовозовской дороге Мы решили проехать в конце мая по полевой дороге в сторону Саввушки (озеро Колыванское) от Рудовозово через Казанцево (см. план-схему), чтобы проверить в каких условиях проходила транспортировка руды в весеннее время. А также выяснить, нет ли в районе местечка Аистово (этимология названия данного места неизвестна) пещеры, вход в которую, якобы, видели некоторые казанцевские жители. В качестве транспортного средства использовали старенький мотоцикл «Иж-Планета 4» (рис. 4). Где-то проходят автоэкспедиции, а у нас получилась мотоэкспедиция. Первую остановку сделали в Каменке. Это когда-то большое село, теперь – деревня пенсионеров (очень печально) и рубцовских пасечников. Но место очень красивое. Руководитель экспедиции Сергей Егиоя провел здесь почти все свое детство. В районе села полевая дорога делится на множество развилок, одно из них ведет на Гляден (рис. 5). Сейчас нам нужно двигаться в западном направлении, может быть позже, уже в следующей экспедиции, мы преодолеем опасный Гляденский подъем… Дорога от Каменки, по которой рудовозы везли свой груз, ровная (рис. 6), почти без сложных препятствий. Только в районе Харитонова лога (рис.7) повозки могли свалиться с крутого обрыва в неглубокую речку Болдачиху.
Аистово После Харитонова лога дорога продолжает идти с не крутым, но продолжительным подъемом до самого Аистово (рис. 8). С этого места открывается прекрасный вид на Синюху и Колыванский хребет (рис. 9). В верхней части Аистово сохранились высокие гранитные останцы (рис. 10), отдаленно напоминающие гнездовье аистов, может быть, поэтому не случайно это место получило такое красивое название?
Поиск пещеры Здесь мы делаем свою первую остановку. Взбираемся на гору в 5-6 километрах к северу от останцев и начинаем «ломать голову»: где нам искать указанную респондентами пещеру (рис. 11)? Без проводника ее не найти. Да и была ли она? В этом деле нам не помогла находившаяся совсем близко, на высокой саввушинской горе, метеорологическая станция (рис. 12). Поднявшись на вершину «нашей» горы мы нашли только геологический знак, выложенный из камней (рис. 13). Также мы обнаружили естественно расположенные камни, напоминающие свершившийся «эффект домино» (рис. 14). Какие природные силы раскидали эти каменные глыбы? Людям это сделать, конечно, было не по плечу! Продолжаем свой поиск пещеры. Наша группа прошла по северному склону горы (рис. 15.), но все безрезультатно. Поэтому прекращаем поиск спелеообъекта. Мы вернемся сюда летом с проводником. А пока продолжаем свое движение по рудовозовскому маршруту.
Дорога на Быковку Когда мы подъехали к кромке леса, полевая дорога вновь разделилась на развилки (рис. 16). Левая уводит на Красный Яр, и далее через поселок Беспаловский на Змеиногорск (но рудовозы этой дорогой во второй половине XVIII века не пользовались из-за очень крутого подъема). Правая развилка ведет к Быковке (озеро) и дальше к Саввушкам (село), до автотрассы Барнаул – Змеиногорск. Мы поворачиваем направо. В лесу сразу встречаем первое препятствие – большую лужу (рис 17). Представляем, как здесь 250 лет назад вязли в грязи рудовозовские мужики, ржали лошади, ругались возчики. Но мы легко объезжаем лужу с правого края. И дальше беспрепятственно еще километров 5-6 катимся до самого озерца.
На озере Озеро Быковское (или в просторечии называемое Быковка) очень красиво (рис. 18). Вероятно, здесь останавливались на отдых рудовозы, чтобы напоить лошадей или волов. Сделали остановку и мы. Тем более, что по нашему плану это был конечный пункт экспедиции. Быковка – относительно небольшой водоем, но больше, чем озеро Моховое. Ширина приблизительно 40-50, длина 90-100 метров. Берега заросли деревьями и кустарником. Озеро Быковское не имеет естественных притоков. Избежать превращения в болото ему помогает огромное количество родников и родничков, бьющих со дна. Купаться в этом озере нельзя, дно илистое, сразу у берега болотная тина. Данный водоем – идеальная среда обитания для карасей и кровожадных пиявок. Последних в озере, по рассказам рыбаков, водится довольно много. Одного из казанцевских рыбаков мы встретили здесь, и хотя караси плескались у берега, к его досаде не клевало (рис. 19). Как только мы остановились у озера, мириады комаров набросились на нас, как оголодавшие волчата. Но мы еще какое-то время держались (защитных средств мы не взяли). Иван Золотарев (участник экспедиции) умудрился даже найти засохшую жабу, которая превратилась в естественное чучело (рис. 20).
На привале Через полчаса, не выдержав атаки комаров, мы решили ретироваться с берега озера. Отъехав метров на 500, остановились в отличном настроении в сосновой части леса на привал и немного перекусить (рис 21). С удивлением заметили, что мимо нас, пронесся на «всех парах» уазик знакомого рыбака, который возвращался домой. Что бы это могло значить? Однако мы быстро поняли, в чем здесь дело. Нас опять атаковали надоедливые комары (рис 22). Они же и согнали с озера и рыбака.
Перспективы новых экспедиций Да, рудовозам XVIII столетия не позавидуешь. Как труден и утомителен был их путь, особенно в зимнее и весеннее время года! Мы смогли проехать по одной из сохранившихся до наших дней рудовозовской дороге. До села Саввушки и далее до шоссе Барнаул – Змеиногорск осталось совсем небольшое расстояние, около 7-9 километров. Но считаем, что и этот участок дороги нужно будет преодолеть в следующей экспедиции. Кроме этого нужно будет исследовать гранитные останцы Верхнего Аистово. Может, именно там находится замаскированная природой от человеческих глаз пещера? Что, на наш взгляд, вполне вероятно. Постараемся разведать и другие дороги (маршруты) рудовозов, через Ручьево и Гляден. В конце июня начнем исследование горы Синюхи и ее отрогов, надеемся обнаружить новые спелеологические объекты! Поэтому - до новых встреч!