Много думаю о нашем деле и прихожу к выводу: никому, кроме искусства, до человека нет дела. Государству нужны солдаты, рабочие, служащие… и т. д. И – чтоб был порядок. И всё. А ведь люди должны быть добрыми. Кто же научит их этому, кроме искусства. Кто расскажет, что простой добрый человек гораздо интереснее и лучше, чем какой-нибудь дубина – генерал или высокостоящий чиновник.
Становление Такое название носит следующий зал музея. В нём рассказывается о начале творческого пути Василия Шукшина. В 1954 году он отправляется в Москву, где поступает на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. На одном из стендов его вступительная творческая работа, которая называется «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству». Абитуриентам была задана тема – описать, что происходит в коридорах ВГИКА в эти дни. Как говорил Василий Макарович, «тема эта была горячая, в ней я отыгрался по полной». В конце этой работы обозначено решение приёмной комиссии: «Хотя написана работа не на тему, и условия не выполнены, но автор обнаружил режиссёрские дарования и заслуживает отличной оценки». Также здесь представлены документы этого периода жизни – автобиография и заявление, которое Василий Шукшин отправляет во ВГИК из Сростков, оценки вступительных экзаменов, где у него по русскому уже «хорошо», а по литературе «отлично», фотография в солдатской форме. Окончив четвёртый курс, Василий Макарович отправляется на Одесскую киностудию для прохождения практики. В это время режиссёр Марлен Хуциев снимает там свой фильм «Два Федора» и никак не может найти подходящего актера на роль Федора-старшего. Кто-то советует ему попробовать студента Шукшина. Попробовали и решили, что играть будет именно он. Как писал Марлен Хуциев, «он был настоящий какой-то, словно с него писался образ русского солдата Федора». Практика Шукшина затянулась от положенных шести месяцев до полутора лет. Все его одногруппники уже получили дипломы, устроились на работу, а он продолжал сниматься. Следующая роль была в фильме «Золотой эшелон», затем был фильм «Простая история», а в 1960 году Василий Шукшин снимает свой дипломный короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают». Сам он в этом фильме выступает как актёр, режиссёр и сценарист. Дипломная работа была защищена успешно. До 1963 года Василий Шукшин снимается у различных режиссеров. В экспозиции музея отражены его актёрские работы того времени – роли в фильмах «Алёнка», «Мишка, Серега и я», «Когда деревья были большими». В 1962-м его приглашают на работу на киностудию им. Максима Горького на должность кинорежиссёра. И в этом же году Шукшин снимает свой первый полнометражный режиссёрский фильм «Живет такой парень». Съёмки проходят, конечно же, на Алтае, в сёлах, расположенных вдоль Чуйского тракта: Майма, Усть-Сема, Манжерок. На главную роль – роль шофера Пашки Колокольникова – Василий Шукшин приглашает никому тогда ещё не известного студента ВГИКа четвёртого курса Леонида Куравлёва. – Этот фильм на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде был удостоен звания «Лучшая кинокомедия года», а на XVI Международном кинофестивале в Венеции получил главный приз – статуэтку «Золотой лев Святого Марка». Параллельно с фильмом в 1963 году выходит первый сборник рассказов Василия Шукшина «Сельские жители», который был тепло принят как читателями, так и критиками. Следующий его фильм «Ваш сын и брат» снимался также на Алтае, в селе Манжерок. Василий Макарович поднимает актуальную в то время тему – уход молодёжи из села. Сам по этому поводу пишет так: «Если ушёл, то помни, что оставил». За этот фильм в 1967 году Шукшин получает Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. В 1965 году происходит очень важное событие в жизни Василия Шукшина – его единогласно принимают в члены Союза писателей СССР. В этом же году в журнале «Сибирские огни» был опубликован первый его роман – «Любавины». Рукопись второй части этого романа представлена в одной из витрин музея. – Мечтой всей жизни Василия Шукшина было снять фильм о Степане Разине, – расказала Алёна Денисова. – В 1967 году он задумывается о киносценарии «Конец Разина». Готовясь к созданию нового фильма, Василий Макарович путешествует по разинским местам, по Волге, по Дону, собирает материал, а в главной роли – в роли Степана Разина – мечтает сняться сам. Но подготовительный этап работы над фильмом приостанавливают по нескольким причинам. Первая – это историческая тема, а нужна была в то время современность. Второе – очень дорого, 45 миллионов рублей старыми. И наконец, третье – очень уж суровым был Степан Разин, не время было снимать такие фильмы. До конца жизни Шукшин боролся за этот фильм и настойчиво пытался найти пути воплотить в жизнь свою творческую мечту.
Зрелость Свою мечту Василий Шукшин воплотил в романе о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», который был опубликован в 1971 году в журнале «Сибирские огни». Последний лист рукописи этого романа представлен в третьем зале музея «Зрелость. 1970-1974 годы». Здесь также можно увидеть личные вещи Василия Макаровича. Среди них – ручка, подставка из янтаря под ручку, книги, которые он привозил из экспедиций по разинским местам. – В 1970 году он делает снимки на выборе натуры для съёмок фильма, и на этих снимках мы видим, что Василий Макарович сам готовится к роли Степана Разина – отпускает бороду, отращивает волосы, – рассказала Алёна Денисова. – Готовятся эскизы костюмов, но разрешение на съёмки этого фильма ему так и не дают. И Шукшин принимает решение снять фильм на современную тему, но при условии, что ему разрешат параллельную работу над фильмом о Степане Разине. Следующим фильмом на современную тему был фильм «Печки-лавочки». Это третий фильм, который снимается на Алтае, но первый и единственный, в котором снимаются некоторые кадры у нас в Сростках. Основные съёмки этого фильма проходят в сёлах Советского района Платово и Шульгин Лог. В этом фильме Василий Макарович снимает своих односельчан, а также своего племянника Сергея Зиновьева, членов своей семьи – супругу Лидию Николаевну, дочек Машу и Олю, маму Марию Сергеевну, когда она, встав с утра, сидя на кровати, повязывает платок. Сам Василий Макарович играет главную роль – тракториста Ивана Расторгуева, который с женой направляется к морю на курорт. Но фильм был принят неоднозначно, после выхода его на экраны в адрес режиссёра и киностудии сыпятся письма – Василия Макаровича обвиняют в незнании жизни современной деревни. В ответ на это он пишет статью, где рассказывает, что хотел снять фильм о любви человека к своей родине, о том, что каждый в этой жизни должен быть на своём месте и заниматься своим делом. И подтверждающим эти слова фактом является последний кадр фильма, который снимался у нас в Сростках – на горе Пикет, где главный герой фильма тракторист Иван Расторгуев сидит босой на своей земле. Он на «своём» месте. Как рассказала Алёна Денисова, после завершения работы над «Печками-лавочками» Василий Шукшин продолжает стучаться в двери киностудий с просьбой начать съёмки фильма о Степане Разине.
«Калина красная» В это время он переходит на работу на «Мосфильм», и директор предлагает ему снять фильм по киноповести «Калина красная». – В этом фильме Василий Макарович играет главную роль – роль заключённого Егора Прокудина, который освобождается из тюрьмы и пытается начать новую жизнь, – пояснила Алёна Денисова. – Также показана судьба простой русской женщины Любы Байкаловой, которую сыграла Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина. Пототип этой героини режиссёр берёт из жизни. У него была двоюродная сестра, которую так и звали – Любовь Байкалова. Она переписывалась с заключённым, но позже встречи у них не произошло. У Василия Шукшина спрашивали: «А ты почему так снял?» Он отвечал: «А я пошёл дальше». На Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм «Калина красная» был удостоен главного приза, а по итогам года Василий Макарович был признан лучшим актёром года. В этом зале музея можно увидеть уникальные экспонаты: костюм Егора Прокудина, в котором Василий Макарович снимался в «Калине красной», его рубашку из «Печек-лавочек», а также личные вещи и грим.
Последняя роль Последней ролью Василия Шукшина стала роль Петра Лопахина в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», которую, к сожалению, он не доигрывает. За него это делает в последних кадрах актёр Юрий Соловьёв. – Летом 1974 года вместе со съёмочной группой этого фильма Василий Шукшин побывал в станице Вешенской у Михаила Шолохова, – рассказала Алёна Денисова. – Эта встреча произвела на Василия Макаровича сильнейшее впечатление, и в одном из своих интервью он сказал: «Шолохов – для меня открытие. Он всё во мне перевернул. Теперь коренным образом придётся пересматривать свою жизнь. Возможно, от многого придётся отказаться – от актёрства, режиссёрства, театра. Возможно, и от московской прописки. Суета».
Последние дни Однако этого не случилось. Василия Макаровича не стало в ночь на 2 октября 1974 года. Он умер в каюте теплохода «Дунай». Актёру и режиссёру было всего 45 лет. Официальный диагноз – острая сердечная недостаточность. Говорят, он предчувствовал скорую смерть. Сидя за день до этого в гримерной с Георгием Бурковым, взял банку с красным гримом, обмакнул в нее булавку и стал что-то рисовать на пачке болгарских сигарет. Георгий Бурков у него спросил: «Что ты рисуешь?». Шукшин ответил: «Ну вот, смотри, горы, небо, дождь... Ну, в общем, похороны». Церемония прощания проходила в Москве в Доме кино. Похороны состоялись 7 октября на Новодевичьем кладбище. Снимки этого скорбного события размещены в экспозиции музея. В 1983 году на могиле Шукшина был установлен четырёхметровый памятник из чёрного алтайского мрамора. И по сей день здесь лежат живые цветы и гроздья красной калины – как символ яркой и горькой судьбы Василия Шукшина.
Елена ПАНФИЛО Фото автора
Мемориальный класс Экскурсоводы рассказали, что здание, в котором при жизни Шукшина находилась школа, было построено в 1928 году. Это важное для села событие Василий Макарович описал в своём первом романе «Любавины». В залах, где сейчас размещается экспозиция музея, когда-то были учебные классы, а в просторном холле, судя по наличию сцены, размещался актовый зал, который по совместительству был ещё и спортивным. Сейчас в нём располагается художественно-документальная выставка «Он сражался за Родину», посвящённая 85-летию со дня рождения и 40-летию со дня смерти В.М. Шукшина. Началась экскурсия по залам музея с мемориального класса, в котором воссоздана обстановка 40-х – начала 50-х годов прошлого века. Ребята тут же уселись за старинные, выкрашенные в чёрный цвет парты с откидывающимися наклонными крышками. Они как бы переместились во времени – более чем на полвека назад. Учительский стол со стоящим на нём большим глобусом, наглядные пособия по различным предметам, развешенные на стенах, чернильницы и перьевые ручки на партах и простая холщовая сумка... С такими же деревенские ребятишки того времени ходили в школу. Ребятам было интересно рассмотреть и потрогать все эти необычные предметы. – Именно в этом кабинете в выпускном седьмом классе в 1943-1944 годах учился Василий Макарович, – пояснила Алёна Денисова. – Сидел он на третьем ряду за предпоследней партой. В школьные годы он всерьёз увлекся чтением. Читал много, уроки не делал, учиться из-за этого стал плохо. Позже он сам напишет: «С книгами у меня целая история. Я каким-то образом научился читать до школы и в школе поднаторел, и стал читать достаточно хорошо. Читал без разбора всё, что давала школьная библиотекарша. Направить это безразборное чтение помогла ленинградская учительница Анна Павловна Кесаревская, которая была эвакуирована к нам в село в начале ВОВ. Мама моя Мария Сергеевна пожаловалась ей на неуёмную страсть к чтению сына». Учительница пришла домой к Шукшиным, составила список книг, которые Василий должен был прочитать. Потом он не раз вспоминал, как долгими зимними вечерами, уютно расположившись на горячей печи, при свете керосиновой лампы вслух читал для мамы и маленькой сестрёнки Тали. Позже по этому поводу Василий Макарович напишет: «Это были праздники, которые я берегу. Они сами сберегаются потом всю жизнь, лучшего пока не было».
Творческое наследие Последний зал – это своеобразный зал памяти Василия Шукшина. Во второй половине 1970-х годов его произведения ставят практически все театры – и московские, и ленинградские, и детские кукольные, и драматические театры. По его произведениям артистами Большого театра был поставлен балет «Калина красная», на его произведения пишется музыка – оперетта «Сладка ягода», а в 1981 году режиссёры Ренита и Юрий Григорьевы снимают в Сростках фильм «Праздники детства» по автобиографическим рассказам Василия Шукшина «Из детских лет Ивана Попова». – Каждый год имя Василия Макаровича приводит почитателей его таланта к нам в село, – сказала Алёна Денисова. – Ведь в Сростках проводится большой праздник – Шукшинские чтения. Проводятся они с 1976 года, на первых трёх присутствовала его мама Мария Сергеевна, она пережила сына на 4,5 года, а также его сестра Наталья Макаровна. Сейчас они обе ушли из жизни и похоронены на нашем сельском кладбище. Именем Шукшина названы малая планета № 2777 Солнечной системы, пик на Памире, ледник на Белухе. Его имя носит Алтайский краевой театр драмы, школа в Сростках, центральная городская библиотека в Бийске, площади и улицы городов нашей страны. С 2007 года присуждается Шукшинская литературная премия Губернатора Алтайского края. За свою короткую творческую жизнь Василий Шукшин написал два романа, пять повестей, семь киноповестей, снял пять фильмов по собственному сценарию, сыграл 28 ролей, написал более 120 рассказов и ряд публицистических статей.
На Пикете 25 июля 2004 года на горе Пикет, которая возвышается над селом Сростки, был установлен памятник Василию Шукшину работы народного художника РФ Вячеслава Клыкова. Скульптор взял за основу последний кадр фильма «Печки-лавочки», который был снят на Пикете в 1971 году. …После экскурсии по школе-музею участники экспедиции поднялись на Пикет, где их взгляду открылась завораживающая панорама: село Сростки, бескрайние поля и зелень лесов – картина, которой когда-то любовался актёр, писатель и режиссёр Василий Шукшин.
Общая информация
Цитата
Василий Шукшин: «Я верил, что в эти минуты я делаю добро. Как жалко, что мало у нас в жизни таких минут, ведь именно из этих минут составляется счастье»
География
Съёмки фильма «Живёт такой парень» проходили в сёлах, расположенных вдоль Чуйского тракта: Майма, Усть-Сема, Манжерок
Цитата
Марлен Хуциев: «Он был настоящий какой-то, словно с него писался образ русского солдата Федора»
Интересно
Свою мечту Василий Шукшин воплотил в романе о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», который был опубликован в 1971 году в журнале «Сибирские огни»
Цитата
Решение приёмной комиссии: «Хотя написана работа не на тему, и условия не выполнены, но автор обнаружил режиссёрские дарования и заслуживает отличной оценки»
Культура
На Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм «Калина красная» был удостоен главного приза, а по итогам года Василий Макарович был признан лучшим актёром года
Цитата
Василий Шукшин: «Шолохов – для меня открытие. Он всё во мне перевернул. Теперь коренным образом придётся пересматривать свою жизнь»
Цифры
За свою жизнь Василий Шукшин написал 2 романа, 5 повестей, 7 киноповестей, снял 5 фильмов по собственному сценарию, сыграл 28 ролей, написал более 120 рассказов и ряд публицистических статей